X

Citizen

Вчера
2 дня назад
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017
08 сентября 2017
07 сентября 2017
06 сентября 2017
05 сентября 2017
03 сентября 2017

85 лет под напряжением: В ноябре 2014-го пермский трамвай отмечает юбилей

Фото: transphoto.ru

В канун юбилея пермского трамвая мы вспоминаем основные этапы развития самого душевного городского транспорта.

Идея пустить трамвай в Перми появилась ещё до революции: в 1908 году Пермское городское Общественное Управление сообщило думе о необходимости строительства трамвайной линии. В июне 1911 г. городская дума постановила: принять и осуществить проект строительства трамвая за счет городского займа.

Стоимость проекта составляла 1,1 млн руб. Были подготовлены подробный проект и смета, проработаны трассы линий, размещение депо, подстанций. К 1916 году были готовы здание трамвайного парка, дом управляющего, мост через речку Иву в Мотовилихе. Однако дальнейшему строительству помешала Первая мировая война, и горожане продолжили пользоваться гужевым транспортом.

В 1927 году местные власти вновь вернулись к идее строительства трамвая. В решении, принятом на Пленуме Пермского городского Совета, говорилось: «Сооружение трамвая отвечает насущным потребностям города, является дешёвым для горожан и вполне рентабельным для коммунального хозяйства». Для руководства техническими работами из Москвы был приглашён инженер Т. Ф. Гребенюк. Строительные работы начались в марте 1929 г. и закончились спустя рекордные 8 месяцев. К ноябрю 1929 г. прокладка линии протяжённостью 13,2 км была завершена.

Накануне открытия трамвайной линии в газете «Звезда» были опубликованы правила пользования Пермским электрическим трамваем, выписка из инструкции бригадам и линейным агентам и постановление об ответственности за нарушение этих правил. Так, Президиум городского совета постановил взимать штраф в размере одного рубля с лиц, нарушивших следующие запреты:

  1. Вход и выход из вагона на ходу;
  2. Проезд на буферах, подножках;
  3. Проезд без билета;
  4. Вход с передней площадки и выход с задней;
  5. Выход из вагона с левой стороны через открытую самими гражданами дверцу;
  6. Курение табака;
  7. Засорение вагона.
Постановление «Об ответственности за нарушение правил пользования трамваем» Фото: газета «звезда», №262 (2843), 6 ноября 1929 г.

Утром 7 ноября 1929 г. председатель горсовета разрезал красную ленточку, и украшенный флажками трамвайный поезд отправился в первый рейс. Мотовилиха салютовала трамваю тремя артиллерийскими залпами. Управлял поездом приглашённый из Москвы опытный вагоновожатый. В первый день эксплуатации линии было перевезено 1300 человек.

Из инструкции бригадам и линейным Фото: газета «звезда», №262 (2843), 6 ноября 1929 г.

В трамвае было два контролера, а плата за проезд составляла от 10 до 15 коп. Согласно правилам пользования трамваем, билет нельзя было комкать и сворачивать. Дети до 5 лет могли ездить бесплатно, не занимая отдельного места. Посадка в вагон происходила исключительно через заднюю дверь, а выход — через переднюю. Маршрут включал в себя 16 остановок — их трамвай преодолевал за 18 минут. Интервал движения составлял 15 минут.

Правила пользования Пермским электрическим трамваем Фото: газета «звезда», №262 (2843), 6 ноября 1929 г.

Маршрут № 1 следовал от Красной площади, через Разгуляй (где был трамвайный парк) по улице Ленина до перекрёстка с Красноуфимской (Куйбышева). По линии пошли двухосные моторные вагоны «Ф» с открытыми площадками и прицепами. Пассажиры сидели на деревянных поперечных скамейках, салон не отапливался и освещался через окна и крышевой фонарь. Такие вагоны называли «фонарными». В тёмное время суток включатся прожектор для освещения пути, а в салоне — электрические лампы накаливания, установленные на потолке в плафонах — пять штук последовательно. Электродвигатель позволял развить скорость не более 40 км/ч. Тогда этот удобный и дешёвый вид транспорта был весьма популярным — единственный маршрут перевозил 4830 человек в день.

Строительство 1-й линии Фото: муп "пермгорэлектротранс"
Маршрут № 1 «Мотовилиха — Пермь»
Первые пассажиры пермского трамвая Фото: муп "пермгорэлектротранс"

В 1930 году линию от Красноуфимской улицы продлили до вокзала Пермь-II в соответствии с дореволюционным планом. Началась укладка поперечной двухпутной линии по улице Карла Маркса — от улицы Орджоникидзе до сада имени Горького. По этой линии пустили маршрут № 2. В 1931 году линию продлили от парка на несколько кварталов, а в 1932-м довели до завода № 19 имени Сталина (нынешние «Пермские моторы»). В 1937 году линию ещё раз продлили — на этот раз от начала улицы Карла Маркса до вокзала Пермь-I, где построили трамвайное кольцо.

Строительство новых трамвайных линий набирало обороты — в связи с развитием промышленности в городе возникла проблема доставки пермяков к рабочим местам. В 1932-1933 годах в районе Перми-II построили ответвление от первой линии в сторону промзоны: трамваи шли по улице Дзержинского через тоннель под железной дорогой в район шпалозавода (лесокомбината «Красный октябрь»). Эта линия, протяженностью 9,4 километров, до 1956 года была однопутной. Управлению трамвая выделили рядом с этой линией участок земли, где позже построили депо «Красный Октябрь». Маршрут № 3, который ходил в этот район, существует до сих пор.

Таким образом, к 1940 году в городе действовало уже 8 маршрутов, протяженность трамвайных путей составила 48 км, парк вагонов составлял 79 единиц. В составе вагонного парка было несколько грузовых платформ и один электровоз. Существовали специальные подъездные линии к предприятиям, ответвлявшиеся от основных линий.

Во время Великой Отечественной войны грузовая система расширилась: были построены новые подъездные линии к заводам, тупики для разгрузки вагонов. Трамваи использовали для перевозки раненых от вокзала к некоторым госпиталям. Рост эвакуированного населения колоссально увеличивал его нагрузку. В военные годы нагрузка на трамваи возросла — ежедневно они перевозили более 180 тыс. человек. Транспорт работал напряжённо, при необходимых 45-50 вагонах приходилось обходиться 23. Трамвай использовался ещё и для перевозки грузов. Если в 1939 году их было перевезено 13 тыс. тонн, то за 9 месяцев 1941 году — уже 43 тыс. тонн.

В 1940-1941 годах была проведена линия от улицы Карла Маркса, по улицам Белинского и Громова до завода имени Калинина. В феврале 1941 года на новую линию пустили маршрут № 8.

В 1948 году была составлена смета строительства нового трамвайного депо («Красный Октябрь»). В этом же году в город поступили первые вагоны типа КТМ-1 с прицепами КТП-1. В вагонах такого типа отсутствовало отопление, сидения были деревянными, вагон вмещал 73 пассажиров (кстати, современные вагоны вмещают 150 пассажиров). В 1952 году трасса по Сибирскому тракту (маршрут № 6) была продлена до велозавода.

Фото: transphoto.ru

Конец 50-х годов ознаменовался крупнейшим строительством. В 1957 году построена линия, соединяющая улицу Громова (Куйбышева) и улицу Ленина (по Громова, Революции, Пушкина, Борчанинова). На новой линии был запущен маршрут № 5 (Пермь-II — завод Калинина).

В 1958 году была сдана линия от улицы Пушкина к нефтезаводу в Осенцах. Трамвайные пути пролегли через весь район Балатово, далеко за городскую черту. Вместе с линией построили депо № 2 («Балатово»). Были открыты два маршрута — № 2 (к тому времени старый маршрут № 2 уже не существовал) из Осенцов к горьковскому кольцу, и № 9 — из Осенцов к заводу Дзержинского.

В 1959 году трамвайное и автомобильное движение перенесено с узкого Егошихинского моста на Северную дамбу.

В 1965 году была построена линия по улице Крупской и бульвару Гагарина до улицы Ушинского: туда перенаправили маршруты 1, 7, 8. В 1967 году линия была продлена до вагоноремонтного завода, был открыт 11-й маршрут.

В 1967 году открыли мост через реку Каму, на нём предусмотрительно сделали трамвайные пути. В 1970-м году по мосту пустили 13-й маршрут, но до районов массовой застройки линия не дошла, так как не было подстанции.

В 1976 году была продлена к новым химзаводам линия, которая шла в Осенцы. Участок между заводами и Осенцами трамваи проходили со значительной скоростью, поэтому линию называли скоростным трамваем. В район химкомплекса провели маршрут № 14.

Вагонный парк в 60-е годы состоял преимущественно из КТМ/КТП-1 и КТМ/КТП-2. В 1966 году на 2-м маршруте появились поезда из трёх вагонов (на фото).

Фото: photo.tramvaj.ru/perm.htm

В 1969 году принято решение убрать трамвайную линию в центре города с половины улицы Ленина, что прилегает к вокзалу. Вместо трамвая там был пущен троллейбус № 7. Сама линия была перенесена на параллельную улицу Коммунистическую. Также была снята линия с половины улицы Карла Маркса, трамваи шли по улице Горького и только потом выходили на улицу Карла Маркса. Была убрана пользовавшаяся спросом у пассажиров линия к станции Пермь-I.

На этом строительство сети, в общем-то, и остановилось. На 14-15 маршрутов выходили одинаковые новенькие бело-красные КТМ-5, в основном, сцепки из двух или трёх вагонов. Отличительной особенностью пермского трамвая стали маршрутные таблички, где номер маршрута рисовали в разноцветных кругах.

В годы перестройки несколько линий было закрыто. В 1987 году закрыли линию через Камский мост — состояние моста не позволяло больше трамваям ходить по этому маршруту. Был закрыт и «скоростной» трамвай — ему на смену пришли служебные автобусы.

В 1992-93 годах город получил два десятка вагонов КТМ-8, в 1999 году — КТМ-8М (на фото).

Фото: photo.tramvaj.ru

В 1997 году был открыт маршрут № 13, в 2007 году маршруты № 12 и № 13 объединили в 11-й маршрут. В 2005 году в Перми появились новые трамваи модели 71-619, а в 2008 году — белорусские АКСМ-60102. В 2009 году депо «Красный октябрь» и «Балатово» объединили, и с тех пор выпуск вагонов производится из «Балатово», а «Красный октябрь» используется как ремонтное отделение.

Пермский трамвай сегодня

Сегодня в Перми эксплуатируются 5 моделей трамваев. Среди них — четырёхдверные «старички» 71-605 и 71-608, более современные 71-619, 12 минских вагонов АКСМ-60102 и 45 современных ярких сине-оранжевых вагонов 71-623 серии, которых в депо ласково кличут «морковками». В 2008 году было принято решение отказаться от использования двухвагонных трамваев в пользу одновагонных — это позволило сократить время ожидания трамвая. Вагоны оснащены GPS-контроллерами, а некоторые маршруты — ещё и Wi-Fi-роутерами. В 2010 году все трамваи (кроме «белорусов») покрасили в яркий оранжевый цвет.

71-605 Фото: transphoto.ru
71-608 Фото: transphoto.ru
71-619 Фото: transphoto.ru
АКСМ-60102
71-623 Фото: transphoto.ru

Стратегия развития городского электрического транспорта Перми на 2013-2022 гг. предполагает строительство 5 новых трамвайных линий протяжённостью 15,3 километров. Алексей Никулин, бывший генеральный директор МУП «Пермгорэлектротранс» уверен, что реализация этого проекта позволит увеличить пассажиропоток более чем в два раза и в четыре раза повысить доходы предприятия.

Предлагаем посмотреть основные события из жизни пермского трамвая:

Фотографии: Архив газеты «Звезда», Архив Пермгорэлектротранса, Пермский архив, ЖЖ-пользователь mib55, transphoto.ru.