X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Алексей Ушаков

«Мы в абсолютной неизвестности — и это прекрасно». Как независимые театры Перми пережили год пандемии

Последние дни марта отмечены двумя профессиональными праздниками: 25 марта — День работника культуры, а 27 марта — День театра. Но этот март ознаменован другой датой: год назад была официально объявлена пандемия и введён режим самоизоляции, что сильно отразилось на сфере культуры. Но если у бюджетных учреждений была возможность остаться на плаву, то независимые творческие коллективы остались сами по себе. Всем независимым театрам Перми удалось пережить год эпидемии и ограничений. Одним это далось нелегко, а для других этот год стал очень успешным.

Театральная компания «немхат»

По словам руководителя этой театральной компании, режиссёра Александра Шумилина, 2020 год удивительным образам оказался чуть ли не самым успешным за несколько лет её существования. В прошлом году «немхат» стал активно осваивать практики партиципаторного театра, то есть ставить спектакли, в которых зрители являются активными соучастниками действия.

Первая такая работа — балет «Я танцую пока ты смотришь на меня» (16+). 16 человек выбрали свои любимые треки и танцевали под них. Вторым проектом стал «Пока все дома» (16+). В нём за одним столом собирались 8 хозяев и 8 гостей и за угощением разговаривали на самые разные темы. Очень многое в нём зависело от того, насколько интенсивным будет контакт между людьми.

«Мы нормально пережили этот год, — рассказывает Александр Шумилин. — Мир предложил вот такое развитие событий. Всякое может быть в наше время. И мне кажется, что каждый театр должен был адаптироваться к этому времени, фантазировать, как-то реализовывать. Некоторые театры подумали пойти в видео, но залезать в формат кино театру нет смысла. Хотя каждый мог придумать какой-нибудь проект без актёров: иммерсивный или партиципаторный, зайти на территорию музея».

«Пока все дома» Фото: Алексей Ушаков

Благодаря участию во всероссийской «Студвесне» «немхат» с этими проектами ездил на гастроли и побывал в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Тюмени и Ростове-на-Дону. «Пока все дома» даже вошёл во внеконкурсную программу «Маска Плюс» фестиваля «Золотая маска», и спектакль восемь раз показали в Москве в начале марта этого года.

«Спектакль молодого режиссёра из Перми Александра Шумилина „Пока все дома“ — вечерние посиделки с музыкой и домашней едой, которые незаметно превращаются в разговор о сложных, банальных, смешных, глупых, шокирующих и бесконечно трогательных вещах. Сюжетной рамкой становятся задаваемые режиссёром темы, принесённые хозяевами фотографии и общий чат (не забудьте взять смартфон и наушники!), который во время спектакля пополняется референсами из мира музыки и кино. Но спектакль сработает, только если приглашенные к столу гости (их восемь — по числу хозяев) смело отдадутся потоку беседы, деликатно управляемой автором, если позволят себе быть и искренними, и любопытными. В маленькой комнате нет актеров и зрителей, перформеры — пермские студенты непрофильных вузов — постоянно ротируются, а потому возможность повлиять на ход вечера есть у каждого. Ведь у каждого имеется история, которая стоит того, чтобы быть рассказанной», —писала о пермском спектакле куратор «Маски плюс» этого года Юлия Клейман.

На такой активной работе не сказалось даже то, что в основном актёры «немхата» — это студенты Пермского медицинского университета и в самый разгар пандемии они много работали с больными ковидом в «красной зоне». Как рассказывает Александр Шумилин, на гастроли актёры ездили во время своих выходных, специально подстраивая под это свои графики, и возвращались в «немахт» после тяжёлой работы, чтобы от неё передохнуть.

Весь прошлый год свои билеты компания продавала по 99 рублей, и проблем с их реализацией не возникало. По словам её руководителя, проблемы есть только с рекламой и распространением информации о спектаклях — на это у независимого коллектива нет средств.

Сейчас «немхат» занимается другим видом современного театра и будет осваивать сайт-специфик. Первой такой постановкой стало появившееся уже в этом году «Пермское море» (16+). Это «спектакль-дыхание», в котором перформанс сочетается с вербатимом, а всё действие происходит в бассейне «Олимпия», в котором плавает часть перформеров. По словам режиссёра, договориться с бассейном об этом оказалось довольно легко, трудности возникли только при согласовании с множеством ведомств.

Фото: Алексей Ушаков

Так же легко оказалось договориться и с аэропортом «Большое Савино», где Шумилин с 8 по 11 апреля будет проводить показы, лекции и мастер-классы второго фестиваля «Р_езиденция». Первый фестиваль прошёл ещё осенью прошлого года. Среди участников этого года театровед, заместитель руководителя по творческой части центра «Космос» Александрина Шаклеева, театральный критик, куратор Школы современного зрителя и слушателя «Электротеатра Станиславский» Кристина Матвиенко, куратор, эксперт фестиваля «Золотая маска» Юлия Клейман, директор Центра имени Мейерхольда Елена Ковальская, критик и куратор Виктор Вилисов и другие. Спектаклей «немхата» на «Р_езиденции» будет три: 8 апреля в частной филармонии «Триумф» — «Я танцую пока ты смотришь на меня», 9 апреля в «Большом Савино» — «Тридцать три сестры» (16+), 10 и 11 апреля в бассейне «Олимпия» — спектакль «Пермское море».

«Мы придумали такой фестиваль, где важен не спектакль или образовательная программа, а афтерпати, — рассказывает Александр Шумилин. — Это словно ты пришёл в гости к кому-то, и вы просто начинаете болтать. Мы ради этого привозим спикеров, сначала идёт образовательная программа, потом спектакль, а в конце дня все собираются вместе и это есть главное событие. Мы так делали в сентябре, получилось интересно. Ведь центральным событием становится то место, где люди могут обмениваться контактами, идеями. Место, где они могут поговорить про театр. Это было круто, и в этом явно есть потребность».

«Большая стирка»

Старейший независимый театр Перми пережил закрытие учреждений, уйдя в онлайн-формат и записав по зуму и скайпу сразу несколько спектаклей. Среди них были «Конец света» (16+) по мотивам рассказа Рэя Брэдбери; «Медведь» (16+) по Чехову и музыкальный спектакль-исследование «Пить» (16+).

«Этот период оказался очень плодотворным, — рассказывает руководитель „Большой стрики“ Дмитрий Заболотских. — Мы освоили новые жанры, ведь оказалось, что нынешний уровень техники позволяет делать довольно интересные работы, не встречаясь непосредственно друг с другом. Но мы работали в полном объёме: репетировали, записывали, монтировали. Спектакль по Чехову делали даже два раза — записали, смонтировали, сами посмотрели и решили, что можно сыграть лучше, а это было как генеральная репетиция. Мы поняли, что в этом формате можно продвигаться и работать с образами, так же как в театре. Удалось несколько раз найти такую форму, когда эти ограничения оказались союзниками. Мы много общаемся в сети, ведём разговоры из своих квартир, и в этом возникает некоторая интимность, когда мы пускаем зрителя в свой дом. И это ведёт к другому уровню общения. Всё-таки в театре люди собираются на специальной площадке, а здесь, когда люди разговаривают из своих квартир, это даёт особенную краску. Разумеется, это не для всякого материала подходит, но, кажется, удалось найти несколько материалов, где это стало плюсом».

Все видеоспектакли были некоммерческими, работали они скорее на сохранение зрителя и формы артистов театра. Вживую играть спектакли «Большая стирка» начала в сентябре с концерта, названного в честь ограничений на заполняемость зала «Через одно место». В планах начать играть спектакль «История Черубины де Габриак», который мало шёл перед локдауном, и до конца года выпустить спектакль «Театр абсурда».

Фото: vk.com/theatrebigwash

Проблем со зрителями у «Большой стирки» нет, и, по словам Дмитрия Заболотских, сейчас в театры зритель ходит с большим интересом, чем до начала пандемии:

«Мне кажется, люди приходят с большим интересом, потому что они изголодались. Первоначально было сложно играть на ползала, ведь мы привыкли к тому, что он полон. Но каким-то образом та половина зала, которая сейчас может прийти, реагирует так же как и полный зал. Ведь повысилась цена похода в театр, и для людей это более важное, не рутинное событие».

Камерный театр «Новая драма»

Ограничительные меры в прошлом году сильно отразились на показах фестиваля «Золотая маска» в Москве. Но зато, незадолго до того, как все мероприятия фестиваля отменились, в рамках «Маски Плюс» камерному театру «Новая драма» удалось показать свой спектакль «Летели качели». После этого до октября спектаклей на сцене театр не играл. За время вынужденной паузы «Новая драма» выпустила видеоспектакль по пьесе Дмитрия Данилова «Что вы делали вчера вечером» (18+), ссылку на который не можем дать из-за обилия в нём нецензурной лексики.

По «Новой драме» очень серьёзно ударили ограничения, связанные с количеством зрителей в зале. Помещение, которое занимает театр в ДДЮТ, и без того не очень большое, а при новых правилах камерный театр может пустить туда лишь 22 человека. Отчего сборы со спектаклей мизерные.

Сейчас на площадке «Новой драмы» показывает свои спектакли выпускной курс, который худрук театра Марина Оленёва ведёт в ПГИКе. Кроме того, театр восстановил с обновленным составом один из своих главных хитов — спектакль «Пленные духи» (16+), а режиссёр Дмитрий Огородников готовит к постановке спектакль по Гоголю с рабочим названием «Рассвет».

Театр КТО

Незадолго до закрытия всех культурных учреждений из-за пандемии театр «КТО» успел закончить ремонт и начать полноценную работу в своём новом здании на улице Тургенева, о котором мы подробно писали.

Закрывшись в марте, показы спектаклей на этой площадке театр возобновил в сентябре 2020-го. Арендодатель помещения ни на какие уступки не пошёл, и пять месяцев простоя КТО выплачивал полную аренду. По словам его руководителя, Рамиса Заббарова, ограниченная заполняемость никак не сказалась на спросе. Более того, зрители стали ходить ещё больше, чем до локдауна, и чтобы удовлетворить этот запрос, театр играет по два спектакля в день. «Могли бы и три, но физически не потянем», — шутит худрук. После начала сезона удалось выпустить одну премьеру — спектакль «Дикие истории».

Спектакль «Дикие истории» Фото: vk.com/k.t.o_theatre_film

В данный момент КТО опять переезжает. Как говорит Рамис Заббаров, из-за большой популярности спектаклей возникло желание начать работать ближе к центру города, так, чтобы было комфортно как актёрам, так и зрителям. Новое месторасположение театра КТО пока не сообщается.

«Век жизни»

Для расположенного на Куйбышева, 67/1 театра «Век жизни» самым сложным периодом прошлого года оказалось время, когда работу можно было возобновить, а именно сентябрь-ноябрь. У театра упали продажи из-за неполной заполняемости залов, от этого он понёс большие убытки по зарплате и возникли трудности с арендой. Это при том, что аренда помещения в период самоизоляции была сокращена на 50 %.

За то время, что было разрешено играть и работать, «Век жизни» выпустил четыре новых спектакля: «Шинель» (16+) Николая Гоголя, «Мэри» (16+) Ивана Шмелёва, «Оркестр» (16+) Жака Ануя и «Меблированные комнаты» (16+) по О. Генри. Кроме того, вышло три проекта для зрителей о театре и его репертуаре и проводились различные праздничные программы.

«Шинель» Фото: Надежда Букина

В конце марта «Век жизни» (кстати, как и театр «КТО») отпраздновал своё пятилетие. Поздравительные записи им присылали коллеги из независимых театров других городов России. Одним из первых пермских актёров поздравил знаменитый режиссёр и драматург Николай Коляда, пьесы которого идут в репертуаре «Века жизни».

Театр кукол «Туки-Луки»

Этот театр, как и остальные, прекратил играть на сцене в конце марта 2020-го и вернулся на неё лишь осенью. При этом коллектив не прекращал работу. «Туки-Луки» начали осваивать онлайн-формат: снимали передачи, репетировали, записывали песни и сказки. Всё это выложено на ютуб-канале театра. Как только разрешили открыть детские клубы, так сразу открыли клуб «Туки-Луки-Land». После разрешения на работу для музеев открыли музей театральной куклы.

За время самоизоляции театр потерял одну свою площадку — камерный зал «Каморка Туки-Луки». За неё просто не смогли платить аренду. По мере возможностей театру помогало Пермское отделение Союза театральных деятелей РФ, но главной стала поддержка от зрителей, как тёплыми словами, так и донатами: в паблике группы «Туки-Луки» «Вконтакте» специально сделали кнопку для сбора пожертвований. Но и сейчас зал не всегда полон, даже с учётом сокращённой заполняемости.

При этом год у «Туки-Луки» выдался более чем насыщенным на новые проекты. Театр выпустил цикл передач «Домоседы» и «Фильмоскоп», проводил репетиции вокально-инструментального ансамбля «Малюканты», записывал видеоклипы, поэтическую композицию к 9 мая по «Реквиему» Роберта Рождественского. В проекте «Читаем вместе» записали текст книги про Ивана Семёнова и каждую пятницу читали детям сказки перед сном в проекте «Сказочная колыбель».

Важной премьерой прошлого года стал взрослый спектакль по Чингизу Айтматову «Материнское поле» (16+). 1 мая состоится ещё одна премьера для взрослого зрителя. При поддержке краевого минкульта «Туки-Луки» выпустит спектакль-концерт «Время жить!», посвящённый жизни и творчеству поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Он будет состоять из стихов и песен военного и довоенного времени.

«Материнское поле» Фото: Татьяна Шкляева

«Карабаска»

Этот очень маленький, но очень известный за пределами Пермского края кукольный театр — один из немногих (фактически единственный) независимых коллективов, которому кто-то в прошлом году оказывал системную финансовую помощь. «Для негосударственного театра очень важна поддержка. Самому ему никак не выжить», — говорит актриса «Карабаски» Наталья Красильникова. Театр выиграл несколько конкурсов краевого минкульта, и благодаря этому смог поставить спектакль «кукольныестрастипокоролюлиру» (16+). Также удалось выиграть грант Благотворительного фонда Владимира Потанина «Общее дело» на создание онлайн-площадки театра «Карабаска». Это сильно помогло театру продержаться в карантин. На этой площадке шли трансляции старых спектаклей и состоялась онлайн-премьера спектакля «Ситечко» по сказкам «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка».

«кукольныестрастипокоролюлиру» Фото: vk.com/teatrkukol

В планах выпуск проекта «Песочные истории», куда войдут спектакли «Истории обо всём на свете» (3+) и «Истории о любви» (3+). Также к выпуску готовятся спектакли «Бешеные кролики» и «ШексПир во время чумы, или трагедия шутов». Последний тоже будет создан на грант, на этот раз фонда Михаила Прохорова. Кроме офлайн-спектаклей, «Карабаска» продолжит и работу со своим каналом на ютубе.

«Свободный театр современного танца»

Последним мероприятием этого театра перед введением ограничений стал большой юбилейный концерт, посвящённый 15-летию Молодёжного театра танца «Shake Dance Group», 10-летию Детского театра танца «Shake Dance Group» и 5-летию самого «Свободного театра современного танца» (как вы могли заметить, многие независимые театры города — ровесники: им по 5 лет). Поскольку истоки у всех этих коллективов одни, то и отмечали это вместе.

«Свободный театр» полноценно не начал играть на сцене, пока только запланированы мероприятия на апрель и май. Как объясняет руководитель театра Ксения Малинина, это всё связано с Культурным пространством «Часовой завод», где они в основном и показывали свои спектакли. Эта площадка была закрыта до недавнего времени для мероприятий. Работать на других площадках «Свободный театр современного танца» не стал из-за риска не окупить аренду при 50 % заполняемости.

Из-за проблем с арендой пришлось съехать с площадки, которую театр арендовал для репетиций, и вывести оттуда весь реквизит и декорации. На данный момент новую репетиционную базу так и не нашли, с временным местом для репетиций помогают друзья. Но руководительница театра Ксения Малинина даже в этом находит какие-то плюсы. По её словам, хоть репетиционная база была уютной, обжитой и родной, но она находилась в полуподвальном помещении и творческий процесс там шёл тяжело, и теперь есть понимание, что полуподвал для такой работы театру не подходит. А большой перерыв в выступлениях стал своеобразной перезагрузкой и полезной паузой, позволившей спокойно поработать над новым материалом.

«Ситцевая свадьба или сказка о счастье» Фото: vk.com/free.theatre

Хотя это была не совсем пауза, ведь коллектив довольно много выступал на выезде: представил премьеру «Ситцевая свадьба или сказка о счастье» (16+) на Международном фестивале хореографических спектаклей «SOMA» в Тюмени; побывал на Международном фестивале Ф. М. Достоевского в Великом Новгороде со спектаклем «неШкольная программа» (16+) — физической проекцией романа «Преступление и наказание». Совсем недавно 13 марта на фестивале «Танцпол» в Перми представили dance-эскиз пластического спектакля «ReКонструкция» (16+), премьера которого состоится в мае. Также «Свободный театр современного танца» выпустил перформанс «Платформа N» (16+). С неё для коллектива и начался выход из карантина, но это были испытание на выносливость и проверка на физическую форму: перформанс непрерывно шёл по четыре часа два дня подряд.

«Платформа N» Фото: Павел Герасимов

Сейчас готовится премьера спектакля «ReКонструкция». Как объясняет Ксения Малинина, в этом проекте они работают с самыми известными классическими произведениями, написанными для балета, многие из которых превратились в своего рода культурные знаки. Но при этом ищут новое осмысление идеи композитора через призму исторического шлейфа и закрепившихся образов. «ReКонструкция» — это попытка связать классическую музыку и современный танец, раскрыть самые известные балетные образы в сегодняшнем дне и воспроизвести ощущения исторических событий, культурными символами которых стали некоторые балетные спектакли.

ReКонструкция Фото: freetheatre.ru

Ещё в планах «Свободного театра» большой проект под рабочим названием «Провинция-Столица». В нём будут исследоваться трансформации, которые происходят с человеком, сменившим провинциальный городок на мегаполис. Это творческая коллаборация с музыкальной группой, находящейся не в Перми, но пермякам хорошо известной. Подробная информация об этом проекте пока не разглашается, и ещё идёт поиск необходимого финансирование.

Ещё к выпуску готовится дипломный спектакль Ксении Малининой «Лир». Его показы пройдут в конце апреля в «Сцене-Молот». В нём участвуют актёры и балетная труппа Театра-Театра, танцовщики «Свободного театра современного танца» и солистка «Балета Панфилова» Мария Тихонова.

Театр-лаборатория ПТАХ

По словам худрука театра-лаборатории ПТАХ Евгении Пашиевой, они сейчас находятся в кризисе. «Мы находимся в абсолютной неизвестности. И это прекрасно, ведь только в ней рождается что-то новое», — говорит она. ПТАХ сильно надломил карантин, поскольку он сорвал выпуск довольно большого и сложного проекта, который готовился целых три года — это спектакль по рассказам Льва Давыдычева. В итоге решено было сменить формат постановки на аудиоспектакль, называться который будет «Простые люди». Руководитель театра называет его «ностальгическим ретро» по старым временам, когда спектакли слушали у приёмника.

У ПТАХа были трудности с площадкой, сейчас он вернулся в СДК ПГНИУ, где играть разрешили только недавно. До этого осенью успели провести «Стихи в темноте» и показать онлайн-спектакли «Любовь у сливного бачка» (16+) и «Что-то с памятью моей стало» (12+). За время простоя возникла идея перформанса о соединении театра и жизни. Сейчас идёт работа над спектаклем, где зритель будет участником представления. Подробности пока не называются.

Фото: vk.com/ptahperm

***

Читайте также наши статьи о независимых театрах Перми: Камерном театре «Новая драма», театре «Большая стирка», семейном театре «Век жизни», Свободном театре современного танца, театре-лаборатории ПТАХ, театре «КТО», театральной компании «неМХАТ».

Статью о том, что происходит сейчас с пермскими независимыми театрами, и слушайте подкаст на эту же тему.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь