X

Новости

Вчера
2 дня назад
04 декабря 2019
03 декабря 2019
Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Пространство режиссуры: Под знаком Бертольта Брехта

С 12 по 16 марта в Пермском академическом Театре-Театре прошёл VI международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры».

В свете последних событий сам факт, что фестиваль состоялся, — это уже большая победа организаторов. Пусть программа в этом году была более сжатой, чем обычно (не удалось из-за курса валют привезти спектакль из Германии), «Пространство режиссуры» получилось очень успешным и эффектным.

Посвящения

Программа «Пространства...», так или иначе, всегда опиралась на знаковых личностей: режиссёров, писателей... В этом году фестиваль определяли несколько персон. Первая — это выдающийся немецкий драматург, создатель концепции «эпического театра» Бертольт Брехт. По произведениям Брехта на фестивале было два спектакля: «Согласный/Несогласный» в постановке «Сцены-Молот» и «Добрый человек из Сезуана» Московского театра имени Пушкина. Кроме того, вся довольно объёмная образовательная программа касалась творчества этого великого немецкого театрального деятеля, иллюстрировала развитие его идей последователями. Ведь теория Брехта предопределила появление многих тенденций в современном театре.

Особенностью VI фестиваля-форума стало то, что идеологом программы в этом году был один человек — российский режиссёр, театральный педагог, профессор Адольф Шапиро. Именно Шапиро предложил в качестве другой знаковой фестивальной фигуры лауреата «Золотой Маски», главного режиссёра Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета Юрия Бутусова. Три спектакля мастера показали на фестивале, что открыло перед участниками и зрителями «Пространства...» особенности «почерка» этого замечательного художника.

Наконец, фестиваль был посвящён ещё одному великому режиссёру, создателю легендарного Театра на Таганке Юрию Любимову, скончавшемуся в прошлом году. Это посвящение было отмечено на всех бумагах, релизах, сувенирке, сайте фестиваля. Кроме того, перед центральным входом в театр был размещён большой баннер с портретом Юрия Петровича Любимова на фоне символики «Пространства...».

Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Ну а в фойе второго этажа Театра-Театра разместилась выставка «Золотой век Таганки» (термин придуман актёром Вениамином Смеховым). Выставка, организованная Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина, открылась на второй день фестиваля — 13 марта в 18:00. На ней был представлен шерстяной занавес из легендарного спектакля «Гамлет», главную роль в котором играл Владимир Высоцкий. Занавес впервые покинул музей. На самом занавесе были закреплены фотографии со спектаклей того самого «Золотого века Таганки». Растянутый на высоких опорах, он напоминал не занавес, а огромную шкуру гигантского доисторического зверя, страшного с виду, но травоядного и доброго в душе. А вот фотографии немного гасили эффект величия этого вязаного атрибута сцены и сами терялись на его фоне.

Сумрачный германский гений

Импульс для всей образовательной части дал спектакль «Согласный/Несогласный» немецкого режиссёра Андреса Мерц-Райкова по опере Бертольта Брехта. Показали его в первый день фестиваля, сразу после лаборатории молодой режиссуры, про которую мы уже писали. Кстати, «Согласный/Несогласный» вышел из лаборатории прошлого фестиваля и сейчас претендует на «Золотую Маску» сразу в трёх номинациях: лучшая режиссура, лучший спектакль малой формы, лучшая мужская роль. Эта остроумная короткая история о выборе — о том, с чем стоит соглашаться, а с чем — нет, — стала неплохим началом для погружения в творческий метод Брехта, который в конечном итоге стал темой образовательной программы.

С 13 марта лекции и мастер-классы, посвящённые Брехту, проводили гости из Германии: сотрудники Берлинского тетра «Фольксбюне» — драматург и режиссёр Томас Мартин и режиссёр Франк Раддац. На протяжении всего фестиваля немецкую речь подробно переводила координатор программ Немецкого культурного центра им. Гёте (Пермь) Эвелина Бирюкова.

Франк Раддац Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Франк Раддац рассказал аудитории, что Бертольт Брехт ставил во главу угла в своём творчестве разум и рассудок. Брехт не терпел эмоциональности в театре и боролся с «одурманиванием» — явлением, когда зритель отключает голову и включает эмоции. Вторая часть лекции Франка Раддаца посвящалась тому, как менялось со временем учение Брехта и к чему оно пришло сейчас.

13 марта лекцию «Брехт. Жизнь — творчество — судьба. Эпический театр, его следствия и прогнозы» прочитал доктор искусствоведения, театральный критик, переводчик, специалист по творчеству Бертольта Брехта Владимир Фёдорович Колязин. Он подробно рассказал о жизни драматурга и основных идеях его творчества.

15 марта (в подтверждение многих теоретических позиций доклада) Владимир Фёдорович провёл со своим синхронным переводом показ спектакля «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть», поставленного главным последователем Брехта — режиссёром Хайнером Мюллером в «Берлинер ансамбль» в 1995 году. Это очень сильный спектакль, выполненный в традициях эпического театра. А великолепная работа Мартина Вуутке — эталонный образец работы артиста в рамках этой системы.

Работе актёра в эпическом театре был посвящён мастер-класс Томаса Мартина, который прошёл 13 и 14 марта. Правда, сам Томас Мартин назвал это «рассказом о методе с мимической поддержкой зала». Немецкий режиссёр хотел разобрать с участниками фестиваля текст оперы «Согласный/Несогласный» в духе эпического театра, постоянно применяя при подходе к пьесе разные приёмы. Но времени на всё не хватило: текст не успели разобрать и на четверть.

Томас Мартин Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Студентов и преподавателей театральных специальностей, которые участвовали в фестивале, сильно удивляли методы эпического театра Брехта, потому что они серьёзно отличаются, а порой идут в разрез с принятой в России системой психологического театра Константина Станиславского. Брехт просил актёров не вживаться в роль, а обращать внимание на драматургию и противоречия. Педагоги и студенты, крепко приученные к системе, долго выпытывали у немецких гостей «три карты» метода эпического театра, основные правила работы актёра... Это их очень интересовало. На все вопросы Томас Мартин отвечал, что никаких правил и секретов нет и в 60-е годы, когда в эпическом театре правила всё-таки появились, стало скучно.

В ходе долгого спора выяснилось, что системы Брехта и Станиславского не так уж и различны между собой, как кажется на первый взгляд: в них много общего. А современный театр в своём развитии пришёл к синтезу этих двух методов работы. Потом немецкие гости сами задавали вопросы о том, насколько известен Брехт в России. Выяснилось, что у нас в стране Брехт известен как драматург, а его систему, к сожалению, знают постольку-поскольку. Но образовательная программа, насыщенная интереснейшей информацией о Брехте и эпическом театре, только этим не ограничилась.

Режиссёр и режиссёр

15 и 16 марта две лекции — «О полифонии театра: на пути к драме восприятия» и «Работа с недраматическими текстами: отношения между словом и звуком» — провёл немецкий композитор, музыкант, режиссёр музыкального театра, театральный педагог Хайнер Гёббельс. Методы Гёббельса в режиссуре очень специфичны и напрямую исходят из идей Брехта и Хайнера Мюллера. Являясь в первую очередь музыкантом, Хайнер Гёббельс в режиссуру вводит музыкальные термины: контрапункт и полифония. Свою целью Гёббельс видит в том, чтобы донести до зрителей вопросы, которые есть у него, то есть у его постановки: спектакль — это попытка задать вопросы. Во второй лекции (о недраматургических текстах) Гёббельс рассказал, что никогда не доверял театральным текстам, поскольку они втягивают человека в эмоциональный конфликт, а для него важна драма восприятия, которая происходит не на сцене, а среди публики.

Все свои замечания Хайнер Гёббельс иллюстрировал записанными на видео отрывками из своих спектаклей, названия некоторых из них выговорить и записать невозможно, а уж описать всё увиденное словами и просто немыслимо — это надо было видеть. Встречи с Хайнером Гёббельсом были очень любопытными в плане обогащения участников фестиваля новым, ни с чем не сравнимым опытом. На контрасте с выступлениями Гёббельса прошла интересная и профессиональная, но очень традиционная лекция «Профессия — режиссёр. Открытия и заблуждения», которую прочитал идеолог нынешнего фестиваля Адольф Шапиро.

Адольф Шапиро Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Адольф Яковлевич говорил об истории профессии, о том, что важно для режиссёра, о парадоксах театральной жизни... По мнению Шапиро, назначением театра является перенос человека в другое место, время, пространство. А самое главное для мастера сцены — обрести свободу: не угождать, быть свободным независимо от того места, где ты работаешь, быть свободным независимо от артистов. Любовь режиссёра к артисту опасна и может всё испортить.

Образовательная программа VI «Пространства режиссуры» была очень цельной и плотной. За счёт того, что посвящена она была почти целиком одной теме — эпическому театру, участникам удалось узнать очень много полезного про это. Не позавидуешь преподавателям, которые будут спрашивать на экзамене у студентов, прошедших эту программу, что-то про Брехта или его теорию. Кроме того, все полученные на лекциях знания и опыт невольно использовались для анализа спектаклей фестиваля. А там было что анализировать...

Конная армия

«Пространство режиссуры-2015». «Конармия».

VI международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры» официально открылся 13 марта спектаклем «Конармия». Эта постановка режиссёра Максима Диденко сделана не в театре, а в Школе-студии МХАТ с курсом Дмитрия Брусникина. Курс гремит в Москве своими постановками все четыре года своего обучения. Если всё сложится удачно (тьфу-тьфу-тьфу), то, закончив обучение, это курс превратится в театр. Спектакль Максима Диденко, основанный на одноимённом сборнике рассказов Исаака Бабеля о походе 1-ой Конной армии Будённого на Польшу в 1920-м, представляет из себя что-то родственное не то опере, не то мюзиклу. При этом «Конармия» — невыносимо злободневная и актуальная постановка.

Максиму Диденко и студентам-мхатовцам удалось передать зрителям описанный Бабелем ужас, хаос войны и революции, показать абсурд происходящего, стремительное превращение человека на войне в зверя, скотину. «Конармия» — спектакль натуралистический, очень жёсткий и подробный. В действии много обнажёнки, пару раз актёры остаются на сцене вообще без одежды. Совсем! Но каждая голая задница тут художественно оправдана. Создатели спектакля ходят по краю чрезмерности, но не проваливаются в неё. «Конармия» — спектакль страшный, провокационный, шокирующий, очень болезненный и поэтому очень нужный сегодня. Он никого не оставил равнодушным, и дискуссии о «Конармии» шли на протяжении всего фестиваля.

Триптих о женщинах

По предложению Адольфа Шапиро на фестиваль привезли сразу три спектакля титулованного современного режиссёра Юрия Бутусова. По мнению идеолога фестиваля, такая программа послужит ещё и просвещению, поскольку иностранные спектакли у нас в стране знают лучше отечественных. У Юрия Бутусова свой особенный метод работы, секретами которого он делился на обсуждениях спектаклей. Бутусов ставит спектакли, используя на репетициях в основном этюды. С их помощью он сначала разбивает пьесу на множество разных, очень ярких картин, а затем собирает всё воедино.

Первой иллюстрацией оригинального метода режиссёра стал показанный 13 марта на «Сцене-Молот» спектакль «LIEBE. Schiller» по пьесе Фредерика Шиллера «Разбойники» Санкт-Петербургского государственного академического театра имени Ленсовета. Появился спектакль недавно: премьера состоялась 23 января 2014. Вырос он из этюдов выпускниц мастерской Женовача (РАТИ-ГИТИС), где преподавал Юрий Бутусов. В «LIEBE. Schiller» задействовано пять актрис (причём из разных театров): Евгения Громова, Вера Панфилова, Полина Пушкарук, Юлия Соломатина и Наталья Ушакова. Девушки играют даже мужчин — такое своеобразное травести наоборот.

История «Разбойников» трагична, в ней много боли. Но в исполнении пяти замечательных актрис главной темой «LIEBE. Schiller», как и обещано в названии, становится любовь. Из потока ярко и блестяще сделанных сцен складывается история любви, размышление о том, что это такое — любовь, какой она должна быть?.. И это сугубо женское размышление. Несмотря на всю трагичность истории, у зрителя после спектакля остаётся очень тёплое и нежное ощущение. Какой-то тонкий лучик света. И возникает это чувство не только благодаря блестящей работе режиссёра, но и потому, что, выкладываясь по полной на сцене, пять девушек-актрис делятся с залом той позитивной энергией, которую могут дать только женщины. И в основе этой энергии, конечно же, любовь и нежность.

В центре второго представленного на «Пространстве режиссуры» спектакля Юрия Бутусова тоже стоят женщины со своими мечтами и любовью. Речь о чеховских «Трёх сёстрах» того же Ленсовета, показанных 15 марта в Театре-Театре. Это тоже сравнительно молодая постановка, её премьера состоялась 4 февраля 2014 года. Перед каждым современным режиссёром стоит вопрос: как ставить классику сейчас? Например, на обсуждении спектакля «Конармия» известный актёр Дмитрий Брусникин сказал, что не знает, как играть сегодня Чехова. Юрию Бутусову удалось найти остроумное решение. Вся соль — в его методе деконструкции пьесы на отдельные сцены, в постановке через этюды...

Фактически «Три сестры» (благодаря такому подходу) стали спектаклем в духе постдраматического театра (вышедшего, кстати, из идей Брехта). Этот спектакль сохранил почти весь чеховсвкий текст, поэтому идёт очень долго — четыре с половиной часа, с тремя антрактами, расставленными строго по Чехову. При этом «Три сестры» — не тяжеловесный, а, наоборот, очень яркий, энергичный и сильный спектакль, который буквально даёт чеховскому произведению новое дыхание. Замечательные актёры (среди них — та самая Маргарита из сериала Владимира Бортко, Анна Ковальчук) работают очень живо, на нерве. Спектакль вызвал у зрителей бурю эмоций. Он то заставлял трястись от хохота, то проникал в душу всей болью и горечью героев. Но после спектакля остались совершенно удивительные ощущения. И главное из них — чистый театральный восторг. А некоторые участницы фестиваля даже сравнивали это ощущение с оргазмом. Эту постановку высоко оценило жюри «Золотой Маски», в этом году «Три сестры» Бутусова выдвинуты сразу в трёх номинациях: лучший спектакль большой формы, лучшая работа режиссёра, лучшая работа художника.

Закрылся фестиваль 16 марта спектаклем московского театра имени Пушкина «Добрый человек из Сезуана» по культовой для театралов пьесе Бертольта Брехта. Начавшись с Брехта и закончившись Брехтом, фестиваль «закольцевался» по законам драматургии. В этой постановке очень ярко выделился один из приёмов Юрия Бутусова, который был заметен и в двух других его спектаклях, — это активное использование музыки. Весь спектакль звучит оригинальная музыка Поля Дессау в исполнении ансамбля солистов «Чистая музыка» под руководством музыканта и композитора Игоря Горского. А зонги звучат в живом исполнении артистов — на немецком языке, с субтитрами. Юрий Бутусов практически заставил петь и танцевать всех артистов, при этом он свёл к нулю всю мощную, жёсткую политическую составляющую, заложенную в «Доброго человека...» Бертольтом Брехтом.

Вместо истории об угнетении человека человеком на первый план в спектакле вышли страдания доброй девушки Шен Те: доброта ей слишком дорого обходится, поэтому она вынуждена время от времени перевоплощаться в злого двоюродного брата Шуй Та. Боль Шен Те от этих противоречий и показывает Бутусов. Всё внимание зрителей сосредоточено на главной героине, которую очень пронзительно исполняет Александра Урсуляк (за эту роль актриса получила «Золотую Маску»). И заканчивается спектакль не зонгом богов и не фразой артиста, что человек должен быть хорошим, а слабосильным криком «Помогите!», в который Шен Те вкладывает всю свою боль.

Юрий Николаевич Бутусов сам участвовал в обсуждениях своих спектаклей. Он открыто и подробно отвечал на вопросы аудитории. Три спектакля одного талантливого режиссёра оказались очень удачной идеей, потому что это позволило профессионалам в деталях увидеть творческий метод художника, многому научиться у него. Ну а простые зрители просто получили удовольствие от замечательных спектаклей.

Юрий Бутусов Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Народная воля

Итоги лаборатории молодой режиссуры, проводившейся в начале фестиваля, традиционно подводятся на основании голосования зрителей. Выбор был из трёх пунктов: «оставить как есть», «доработать» и «забыть как страшный сон». По итогам голосования самым успешным оказался эскиз Юлии Ауг «Мефисто» — 61,6 % проголосовали за «оставить как есть». Этот отрывок принят в работу театром, и вскоре наверняка нас ждёт очень интересная премьера.

Было на фестивале и ещё одно проявление выбора и гражданской ответственности. После последнего спектакля организаторы предложили участникам подписать письмо в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, поставившего в Новосибирском академическом театре оперы и балета скандально прославившуюся оперу «Тангейзер». Многих участников фестиваля волновала эта ситуация, свои подписи под письмо поставили более 60 человек, в том числе и автор этих строк. Эта акция стала последним актом VI международного фестиваля-форума «Пространство режиссуры».

***

Фото: Пресс-служба Театра-Театра

Несмотря ни на что, VI фестиваль «Пространство режиссуры» состоялся. Он был на удивление собранным, цельным и удачным. Можно сказать, он был по-брехтовски эпическим и во многом прошёл по принципам немецкого драматурга. Насыщенная, подчинённая одной теме образовательная программа дала много интересной информации как студентам, так и педагогам. А если говорить о спектаклях, то сложно припомнить, чтобы на каких-то фестивалях были такие аншлаги, причём на абсолютно все спектакли. Все постановки были очень сильными — ни одной неудачной. Все они попадали в публику по-разному, все вызывали бурную реакцию, все работали на один общий эффект. Проведение VII фестиваля «Пространство режиссуры» пока под вопросом, будем надеяться, что безоговорочный успех VI фестиваля поможет решить этот вопрос положительно.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь