X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
08 августа 2020
07 августа 2020
06 августа 2020
05 августа 2020
04 августа 2020
Фото: Юрий Аршинов

Оплёванные, униженные и буквально растоптанные своей же страной, «Аэрофлотом» и Госуслугами. «Эвакуация» с Бали

Русские туристы столкнулись с трудностями при эвакуации с Бали. 8 апреля они получили сообщение от «Аэрофлота», что могут вылететь в Москву вечерним рейсом авиакомпании. После сверки фамилий около половины прибывших в аэропорт россиян не попали на борт. Пассажирам с билетами иностранных перевозчиков предложили приобрести новые за 400 евро.

Москвич Михаил Шамов оказался в списках, но так и не попал на возвратный рейс

— 8 апреля в 15:41 я получил SMS на свой российский номер о том, что мой «эвакуационный» рейс вылетает в 21:10 (ровно через 5 часов 29 минут), одновременно мне пришло письмо на почту от «Аэрофлота». До этого никакой информации я не получал, ни SMS, ни писем, ни звонков, телефон был постоянно включён. Причём сообщение пришло именно от «Аэрофлота», а не от портала Госуслуг, где я заполнил форму, и это важно, далее поймёте почему. Обратный билет в Россию у меня был от Qatar Airways на 14 апреля, естественно, рейс отменён. «Катары» прислали письмо, что готовы вернуть деньги или годовой ваучер — сумма за билет плюс 10 %.

После звонка родителям было принято решение лететь. Не знаю, как мне это удалось, но за полтора часа я успел собраться, сдать байк и договориться с хозяином жилья, что, возможно, я вернусь, потому что уже знал, как улетали люди (никак) из Бангкока.

В 18:10 я уже был у здания аэропорта. Выхожу из такси, смотрю на часы и думаю: как здорово, у меня есть ровно 3 часа, точно всё успею! Сразу же бегу к табло — да, рейс есть, идёт регистрация. Аэропорт совершенно пустой, на табло всего 2 активных рейса — это мой рейс «Аэрофлот» SU-6296 и рейс Qatar Airways. Мелькнула мысль, что если бы не постановление российского правительства по ограничению количества прибывающих в Россию граждан, то ровно через 6 дней я бы совершенно спокойно на нём бы улетел.

В 18:15 я на регистрации: восемь стоек совершенно пустые — они как оказалось, предназначены для тех, у кого есть подтверждённые, перебронированные билеты «Аэрофлота», оттуда меня направляют на единственную стойку, где уже образовалась огромная очередь на переоформление билетов других авиакомпаний, в том числе Qatar Airways. В течение 10 минут от соседей по очереди я узнаю, что во-первых, есть какой-то список, где должна быть твоя фамилия, а во-вторых, своим пассажирам «Аэрофлот» разослал информацию о вылете накануне, в районе 8-9 часов вечера, то есть за сутки до вылета, а не за 5 часов. Как говорится, почувствуйте разницу!

Фото: Михаил Шамов

Была самая настоящая давка, где каждый первым пытался всучить сотруднику консульства именно свой паспорт

Далее я быстро нашёл сотрудника нашего российского консульства, который сверял по паспортам, есть ли твоя фамилия в том самом заветном списке или нет. Вы, наверное, думаете, что у него был на руках список? А вот и нет! Он по каждому паспорту куда-то звонил, диктовал фамилию и ждал ответа. Звонки постоянно срывались. Время проверки одного паспорта занимало от одной до трёх минут. Цивилизованной очереди на проверку не было, была самая настоящая давка, где каждый первым пытался всучить сотруднику консульства именно свой паспорт. У некоторых на руках было по 4-5 паспортов, и такая «проверка» занимала иногда 5 минут и более. По моим наблюдениям, около 50 % приехавших были в этом заветном списке. Остальных же, кто получил такие же сообщения, как и я, там не было, и им сразу было предложено поехать по домам.

То есть, даже за деньги, а это 400 евро, к слову говоря, им продавать билет отказались! Причём иногда доходило до совершеннейшего абсурда. Например, муж в списке был, а жены не было, и наоборот: то есть, один из супругов мог улететь этим рейсом, а другой нет, и точка. Видел отца семейства, который был в списке, а всей его семьи — жены и двоих детей — не было! При этом сотрудник консульства постоянно упоминал Госуслуги, и всех, кого не было в заветном списке, отправлял разбираться с ними. Люди пытались до них дозвониться прямо со стойки регистрации, но ни у кого не получалось. Некоторые просто разворачивались и уходили, многие звонили родным в Россию за помощью, несколько девушек плакали, некоторые люди были буквально на грани истерики... Всё это напоминало полнейший сюр.

Сотрудник консульства заявляет, что самолёт улетит вовремя и ждать никого не будет!

В 19:15 я узнаю, что я в списке. Ну всё, вроде бы отлегло, до вылета ещё два часа, осталось только купить билет. И тут начинается самое интересное! При проверке сотрудник консульства аж дважды переспрашивает каждого, готов ли он купить билет, но, видимо, для «Аэрофлота» и этого не достаточно. Поэтому на той единственной стойке, где можно купить билет, уже большая очередь из «проверенных». На обработку одного паспорта уходит не менее 5 минут. Пассажира ещё раз проверяют, теперь уже на наличие в списке самого «Аэрофлота», затем производится оплата, данные снова отсылаются в Москву, и оттуда, спустя какое-то время, этому работнику на телефон высылают перебронированный код подтверждения, «счастливчик» фотографирует его на свой гаджет и бежит на одну из семи совершенно пустых и ничем не занятых стоек регистрации сдавать багаж.

Напряжение нарастает. За те полтора часа, что я стоял в очереди на покупку билета, работник успел осчастливить максимум человек 15-20. Но мой паспорт уже у него, равно как и паспорта ещё 15-20 человек. Среди них есть и семьи с детьми, и даже беременная женщина с супругом. В 20:45 сотрудник консульства заявляет, что самолёт улетит вовремя и ждать никого не будет! На секундочку, это единственный и последний рейс в аэропорту, по информации того же сотрудника консульства, из 450 мест в самолёте 300 — это подтверждённые билеты «Аэрофлота». От силы 50 билетов были проданы за всё время продажи, то есть в самолёте ещё около 100 свободных мест! Но самолёт улетит вовремя, видимо, чтобы не платить пени аэропорту за задержку рейса.

Нам — тем, кто стоят у стойки, чьи паспорта обрабатываются — до сих пор обещают, что мы улетим. Но тут внезапно сотрудник консульства убегает к месту посадки, поскольку несколько человек из тех, кто вот только что купили билет за 400 евро, «Аэрофлот» не сажает в самолёт, мотивируя это тем, что они опоздали на посадку!

Фото: Михаил Шамов

Оплёванные, униженные и буквально растоптанные своей же страной, «Аэрофлотом» и Госуслугами

В 21:10 самолёт вылетает в Москву по расписанию. Нам всем возвращают паспорта. Все свободны. Информации о следующем «эвакуационном» рейсе нет никакой. Около 100 человек (ровно столько, сколько свободных мест в самолёте), в том числе и я, оплёванные, униженные и буквально растоптанные своей же страной, «Аэрофлотом» и Госуслугами потихоньку идут на выход... Кто-то по-прежнему плачет, кто-то звонит родным и буквально кричит в трубку, а кто-то, как я, опустошён настолько, что единственное, чего хочется — это поскорее добраться обратно в номер и забыть это всё, как страшный сон.

Мне-то ещё повезло, я живу в 15 минутах от аэропорта и в своём комплексе я договорился, что могу вернуться. Мне хотя бы есть куда вернуться, и хозяин моего байка, балиец, милейшей души человек, тоже предупреждён и завтра с утра пригонит мне байк обратно. То есть, у меня вообще всё зашибись, не считая того времени и моральных сил, которые я потратил на эту совершенно отвратительно, бездарно и античеловечно организованную «эвакуацию». А вот от тех обрывков фраз, которые я слышал от людей, которые приехали из Чангу, из Убуда и даже более удалённых от аэропорта мест, становилось просто дурно. Люди, в том числе и пожилые, целые семьи с детьми стояли на улице, практически ночью, и решали, что им делать и куда ехать.

Ну и «вишенка» — массовая рассылка была проведена «Аэрофлотом» с единственной целью — срубить бабла! Чем больше народу приедет, тем больше мест по 400 евро будет распродано. И их совершенно не интересовал тот момент, есть ли ты в списках Госуслуг или тебя там нет.

***

Москвичка Елена, которая смогла

— Я прилетела на Бали 19 марта турецкими авиалиниями. Турецкие авиалинии прекратили перевозку с Бали в конце марта, и обратный билет я несколько раз меняла, в итоге купила на прямой рейс «Аэрофлота» на 6 апреля, который «Аэрофлот» перенёс сначала на 5 апреля, а потом, после сообщения от Росавиации о закрытии границ, отменил. Утром 8 апреля пришло письмо от «Аэрофлота», что по моему билету предлагается вылет сегодня в 21:10, «прибыть заблаговременно».

Я на Бали была не одна, с 3 друзьями, у них были билеты Катарских авиалиний. Одной подруге тоже пришло сообщение от «Аэрофлота», что ей поменяли билет. Мы оперативно собрались и в 18:30 были в аэропорту. Я успешно зарегистрировалась на рейс. Работали примерно 5-7 стоек на регистрацию, которые были свободны, и 1 стойка, возле которой была тьма народу, там осуществлялась продажа билетов тем, кто оказался в списках и готов был заплатить 400 евро за новый билет. Моей подруге не повезло, у неё бронь не подтвердилась.

Мы пошли искать того, кто нам объяснит, что делать. В гуще толпы несчастных давящих друг друга туристов (человек 100, не меньше) стоял молодой человек с телефоном, как я догадалась, кто-то из посольства. Он проверял по паспорту наличие пассажира в списках. Какие списки, мы были совсем не в курсе. Обладая способностью быстро ориентироваться в таких ситуациях, мне удалось выяснить у этого молодого человека, что моя подруга Елена в списках значится.

Мы немного посовещались, и Лена решила лететь. Я её отправила к стойке продажи, а сама продолжала дальше пытаться добиться, чтобы Лену включили в список улетающих — уже другой список, тех, кому оформили бронь на новый билет.

Представитель консульства объяснил, что есть списки тех, кто оставил заявку на Госуслугах на эвакуацию. Если гражданин попал в список, то он может улететь, если нет, то ни за какие коврижки ему этим рейсом не улететь. При этом очень часто встречались ситуации в семьях, когда кому-то разрешили улететь, а кому-то нет. Родителей отправляли без детей, например. Одна девушка с грудничком улетала, а её мама, которая не знает языка, не водит машину, не смогла улететь. Отца семейства оставляли, а всю семью отправляли. Это те кейсы, которые я слышала сама от непосредственных участников.

Салон был заполнен на 70 %

После того, как бронь подтвердили, мы долго ждали, пока сотрудник аэропорта разрешит нам оплатить билет. Мы одни из последних смогли наконец его купить. За нами был хвост не меньше 50 человек, желающих улететь. При этом, находясь ещё в очереди на оплату, я спрашивала у представителей посольства: не улетит ли наш самолёт без нас, на что мне сказали, что отправят всех! Я успокоилась и спокойно ждала оплаты. Мы быстро прошли все таможенные процедуры, проверки и побежали к самолету. За нами в самолёт попали ещё человек 20-30, не больше.

И с задержкой в минуту капитан объявил, что самолёт готов лететь. Мы очень удивились, что так быстро всех оформили, но порадовались, что всё так оперативно. Салон был заполнен на 70 %. Мы сочувствовали тем, кто не смог улететь, хотя очень просился. Долетели хорошо, вовремя. По прилёту нас встретили работники дезинфекции. Они были в защитных скафандрах. Нам сказали, что проверяют температуру.

У меня адрес фактического проживания и прописки совпадают. Живу в Москве. Меня отправили домой на автобусе. Причём никакой логистической схемы, кто с кем едет, не было. Просто небольшой автобус набивался людьми и по мере наполнения отправляли в город.

Моей подруге сильно не повезло. Её регистрация — Нижний Новгород. Фактическое проживание — весь мир, но есть квартира в Москве. Причём пустая и готовая для проживания. Сотрудники полиции жёстко настаивали на том, что все лица, у кого нет московской прописки, должны отправится в обсервацию. Куда — неизвестно. То есть по факту подругу лишили свободы перемещения, как заключённую. Никакими усилиями, предложениями проверить жильё и прочим, мы не смогли убедить сотрудников полиции её отпустить и доставить в место, где она планировала проходить карантин. Её и ещё 2 пассажиров (парня и девушку) доставили в санаторий в Пушкино. Провели унизительную процедуру дезинфекции автобуса с пассажирами, заблокировав дверь, и только после этого выпустили. Потом заперли в одном двухкомнатном номере, без ручки внутри, чтобы они никуда не могли выйти.

Никаких выплат от государства мы не получили, хотя обещали, что деньги поступят на счёт не позднее 48 часов после подачи заявления на Госуслугах. Все рейсы для эвакуации — это платная история. Причём Россия запретила вывозить иностранным авиакомпаниям. Человеку придётся заплатить дважды, если у него был обратный билет не российской авиакомпании.

  • Россия начала вывозить своих граждан из-за рубежа во второй половине марта. С 4 по 6 апреля и эти рейсы были временно приостановлены. Эвакуация в Россию продолжилась с 7 апреля.
  • 28 марта правительство РФ выделило 1,5 миллиарда рублей из резервного фонда для предоставления субсидий организациям воздушного транспорта для возмещения затрат, связанных с вывозом российских туристов из государств, в которых сложилась неблагоприятная с точки зрения распространения нового коронавируса ситуация. Контролирует расходование этих средств Росавиация, однако до сих пор не было опубликовано никакой официальной информации о механизме их распределения.

***

Читайте также: «Кто-то занимает деньги у знакомых — жить на что-то надо». Истории россиян, которые застряли за границей из-за коронавируса.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь
Стань Звездой
Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.