X

Новости

Вчера
2 дня назад
11 октября 2019
10 октября 2019
09 октября 2019
Фото: Иван Козлов

В музее PERMM открылась выставка «Обещание пейзажа»

Несколько месяцев назад я впервые увидел наш выставочный план на 2015 год и расстроился. Одной из первых в нём значилась выставка под названием «Русский пейзаж». Помню, что я тогда подумал: ну всё, приехали.

Видимо, чтобы выжить в новых условиях, музею необходимы и такие выставки. Название звучало, мягко говоря, традиционно, и я сразу представил себе картины маслом — реки, леса, долины и церковные купола.

Дело ещё и в том, что мне на почту с завидной регулярностью сыплются различные предложения о тех или иных выставках и мероприятиях. Не то чтобы они все были безумны, но почти ни одно из предложений почему-то не учитывает специфику музея PERMM. В результате я знакомлюсь с инициативами провести выставки, посвящённые китайской культуре, миниатюрной авторской кукле или соликамскому египтологу-иконописцу Потапову. А вчера написала «русская поэтесса», желающая объехать весь мир в национальном костюме, чтобы читать под музыку свои стихи и развенчать ложь украинских СМИ о России. Интересовалась, можно ли использовать PERMM в качестве площадки.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Думаю, увидев письмо с предложением провести «Русский пейзаж», я бы даже вчитываться в него не стал. И выставил бы себя совершенно некомпетентным. Потому что тогда, месяцы назад, мне и в голову не приходило, что о русском пейзаже можно рассказать таким языком: привлечь к экспозиции таких авторов, как это в итоге сделал музей — в первую очередь кураторы выставки Наиля Аллахвердиева и Арсений Сергеев. Название, правда, по ходу дела поменялось. «Русский пейзаж» всё-таки маркирует выставку по национальному признаку, а это неверно. В итоговом варианте экспозиции представлены, например, художники из южных регионов. А название «Российский пейзаж», согласитесь, звучало бы слишком политкорректно и скучно. В итоге сошлись на «Обещании пейзажа» — это выражение философа Хосе Ортега-и-Гассета и название работы художника Дамира Муратова.

Пожалуй, что это первая в новом музейном здании выставка-манифест, призванная (подспудно, но не демонстративно — кому-то что-то доказывать кураторы явно не собирались) показать, что PERMM не только жив, здоров и ведёт активную деятельность, но и остаётся верным своему курсу. До этого в новом здании на бульваре Гагарина уже были масштабные проекты, но для каждого из них задавались определённые рамки.

Большие выставки Люблинского и Павлюкевича-Субботиной были персональными. Выставка Ростовского искусства представляла лишь один регион. «Обещание пейзажа», как и в старые добрые времена (когда PERMM презентовал проекты типа «Русское бедное», «МосквАполис» или «Родина»), не ограничена ничем, кроме концепции. Ни географией: в экспозицию вошли работы художников, проживающих от Нью-Йорка до Урала и Кавказа, — среди них такие звёзды, как Александр Бродский, Пётр Белый, Леонид Тишков, Дмитрий Цветков и другие. Ни составом участников: на выставке можно увидеть работы более чем пятидесяти авторов и арт-групп — это вообще рекорд последних лет. Ни жанрами: тут есть и объекты, и инсталляции, и видео, и живопись с фотографией.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Даже с концепцией не всё так уж однозначно. В том смысле, что мотив пейзажа, ландшафта и пространства вообще хоть и фигурирует, но не является центральным для некоторых работ. Та же история и с разбивкой по этажам. Выставка разделена на три тематических блока. На первом этаже представлены работы, связанные со «взглядом сверху»: картами, схемами и чертежами. Второй этаж посвящён динамике пространства — передвижению, времени, скорости и путешествию в широком смысле этого слова. А третий — панорамный, человеческий взгляд, каким осматривают окрестности. Всё это вовсе не означает, что на первом этаже не происходит никакого движения (там, например, есть видео «Синего супа», на котором бесконечно едут цистерны и грузовики), а на втором отсутствует статичность... или на третьем нет места никакому взгляду, кроме невооружённого. С самой темой выставки тоже всё не так однозначно и просто. Российские пространства вообще в принципе невозможно осмыслить, а уж тем более подобрать для этого одну концепцию, один угол зрения и один инструмент.

К тому же музей PERMM, какой бы ни была концепция очередной выставки, старается всегда преследовать и другую цель — презентовать свою коллекцию. У музея ведь нет как таковой постоянной экспозиции, а коллекция есть — причём такая, какой могла бы позавидовать любая структура, имеющая дело с современным искусством. Ещё на Речном вокзале эта коллекция однажды была презентована в максимальном объёме (как только позволяли выставочные площади) — называлась выставка «Первая коллекция: Причины и связи». Но и тогда в неё удалось вместить далеко не всё, что хотелось бы показать. В «Обещание пейзажа» вошли работы Александра Бродского (его «Психоделический фургон» отлично вписался в посвящённый движению второй этаж), Ольги и Александра Флоренских, Дмитрия Цветкова, «Синих носов» и других авторов.

При этом в экспозиции есть и совершенно новые работы. Например, Дмитрий Каварга прилетел специально, чтобы создать в музейных стенах свой пугающий, светящийся и издающий замогильное гудение пейзаж места падения Тунгусского метеорита. А Анна Нистратова приехала в Пермь уже не в первый раз — в этом случае ради того, чтобы изобразить на стене музея участок рассветного неба.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь