X

Новости

Сегодня
Вчера
16 ноября 2019
15 ноября 2019
Фото: Диана Корсакова

«Новый документ обрекает Пермь на полный провал». Доцент ПГНИУ Сергей Меркушев — о Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города

Программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Перми — важный документ. Оценивать его нужно с точки зрения двух аспектов: развитие уличной дорожной сети и развитие общественного транспорта. Первый воспроизводит идеи начала 2000-х, второй вызывает много вопросов, считает кандидат географических наук, доцент кафедры социально-экономической географии ПГНИУ Сергей Меркушев.

Общественный транспорт

Опыт любого развитого, успешного города показывает, что проблему скорости и надёжности городской транспортной системы, конечно, решает общественный транспорт. И новый документ обрекает Пермь на полный провал, никакого серьёзного развития общественного транспорта этим планом не предусмотрено.

Во-первых, в Перми не будет троллейбуса. А ведь недавно у нас прошло масштабное обновление парка и реконструирована сеть на Северной дамбе и шоссе Космонавтов. Но мы, не сумев обеспечить реальный приоритет электрическому транспорту, вопреки успешному мировому и российскому опыту, теперь отказываемся от троллейбуса.

Отдельная тема — трамвай. Из его развития мы видим только кусочек по улице Революции и возможное появление ветки между Пермью-I и Пермью-II. Но по обоим этим пунктам есть серьёзные вопросы.

Эксплуатация кусочка по улице Революции ещё неизвестно к каким приведёт выводам. Это настолько не функционально, что, я боюсь, в результате у противников трамвая появится дополнительный повод говорить: «Он у вас тут возит воздух». Я очень надеюсь, что всё-таки возобладает здравый смысл и 11-й трамвай по этой ветке пустят до Висима, но пока обозначалось, что он будет ходить только до ул. Горького. Или будет найден другой способ вписать этот кусочек в существующую сеть.

Что касается трамвая вместо железнодорожной линии, из документа неясно, будет ли эта ветка вообще построена и когда. Когда этот проект только обсуждался, назывались конкретные сроки пуска. Теперь открываешь Программу комплексного развития, и там в течение всего периода, включая 2022 год, стоит этап «проектирование», никакой пусковой очереди.

Отдельно скажу, что мы проектируем новые участки трамвайных путей, не имея денег, чтобы даже существующую трамвайную систему привести в нормативное состояние и обеспечить более-менее приемлемую скорость движения. В этом документе я не увидел упоминания, но ранее была обещана реконструкция трамвайного полотна от Перми-I до Висима — из всей городской рельсовой сети отремонтируют только этот участок. Выбор не совсем понятен: самый доходный трамвай — это № 5, а состояние полотна на некоторых участках его следования уже сегодня катастрофическое, и до 2022 года никаких мер в этом плане по изменению ситуации в Программе комплексного развития не предусмотрено. Можно покупать современные вагоны, но на что мы их поставим? А потом власти придут к выводу, что трамваи никого не возят и давайте вообще их закроем — по аналогии с тем, что произошло с троллейбусом.

Я хотел бы ошибаться, но сейчас закладывается такая мина замедленного действия в городской электрический транспорт города, и, к сожалению, вот этот документ, о котором мы с вами говорим, мои сомнения только подтверждает.

Фото: Диана Корсакова

Наш уровень дискуссии

Особенно пессимистично выглядит транспортное будущее Перми на фоне других городов.

Екатеринбург заявил, что приоритетом развития пассажирских перевозок станет городской электрический транспорт. Названа цифра затрат: 30 с лишним млрд на 15 лет, в том числе и троллейбус.

Красноярск буквально на днях опубликовал очень внятную программу развития городского транспорта. Её основа — железнодорожное кольцо, своего рода МЦК Москвы, по которому будут ходить электрички РЖД. Заявлено о восстановлении ранее ликвидированных трамвайных линий на мостах, об ускоренной линии троллейбуса по левому берегу, о возобновлении строительства метро.

В Перми же уровень дискуссии таков: мы сносим железнодорожные пути и городскую электричку, обслуживавшиеся РЖД, взамен вкладываем деньги, чтобы тут же проложить трамвайные линии, которые и в остальной части города не умеем содержать. И совершенно не говорим об обеспечении транспортом районов. Был на Парковом троллейбус, был трамвай по периферии, оставьте троллейбус, интегрируйте эту линию трамвая в действующую сеть, ускорьте его — и он будет вывозить Парковый. У нас есть ещё Садовый и Ива, где электрического транспорта вообще нет — и мы даже не упоминаем об этом.

Фото: Диана Корсакова

Дорожная сеть

Если говорить об уличной дорожной сети, то документ находится в парадигме генплана, разработанного ещё в начале нулевых годов. В нем содержались достаточно интересные предложения, и часть из них повторена сейчас, почти двадцать лет спустя. Реконструкция дороги между улицей Строителей и площадью Гайдара, строительство улицы Крисанова и соединение Карпинского и Крисанова — всё это было предложено ещё тогда.

Часть предложений того Генплана отброшена. Например, там говорилось о магистрали непрерывного движения из центра до Вышки, которая включала скоростной трамвай. Она сделана частично — улица Революции, затем Макаренко и обрывается развязкой Тургенева-Макаренко. Сейчас предлагается некая альтернатива — соединить переход Стахановской-Чкалова и улицу Старцева с Вышкой.

В целом, серьёзных замечаний к этой части нет. Но ещё раз подчеркну масштабы нашего отставания от планов начала 2000-х.

  • 14 июня 2019 года градсовет при главе Перми поддержал программу развития транспортной инфраструктуры города и проект новой транспортной модели, которую планируется внедрить в 2020 году.

***

«Мы выбрали путь развивающихся стран». Доктор наук Светлана Максимова о транспортной модели Перми.

Читайте также: репортаж с митинга против новой маршрутной сети и ликвидации троллейбусов.

Рассказываем, как власти Перми объясняют жителям изменения в новой маршрутной сети и как новая транспортная модель отразится на перевозчиках.

Интервью с доцентом ПГНИУ Сергеем Меркушевым об инициативах властей в области транспортной политики.

«Не хотел бы думать, что это просто глупые управленческие решения». Доцент ПГНИУ Сергей Меркушев о ликвидации троллейбусной сети

Боль и слёзы. Личные впечатления журналистов «Звезды» от новой маршрутной сети.

Зачем Перми троллейбусы? Объясняет градозащитник Денис Галицкий.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь