X

Новости

Сегодня
Вчера
21 сентября 2018
20 сентября 2018

Джентрификация: вторая жизнь заводов

Фото: Иван Козлов

Ещё года три-четыре назад устрашающее слово «джентрификация» было в Перми довольно популярным: тогда, во времена «Культурного проекта», идея освоения старых промышленных пространств с новыми целями как нельзя лучше вписывалась в концепцию постиндустриальной экономики, которую проповедовали Олег Чиркунов и Марат Гельман. Сегодня об этой концепции в Перми успели позабыть. Но список старых зданий, роль которых в городе была переосмыслена, продолжает пополняться.

Сам термин «джентрификация» появился в Лондоне в 1967 году и первоначально означал реконструкцию и обновление непрестижных городских районов под нужды горожан более высокого достатка. Вряд ли это определение именно в таком виде можно распространить за пределы Европы и США. Не получится по чисто социологическим причинам: такая «смена владельцев» в целых районах была обусловлена конкретной исторической ситуацией (а в США изначально и вовсе имела расистский оттенок). Так что в российских реалиях под «джентрификацией» стало пониматься нечто немного иное, а именно: переоборудование промышленных, заводских и фабричных пространств под нужны чисто гуманитарного характера — галереи, жилые дома, клубы и так далее.

Классическими примерами джентрификации в России можно считать московские «Винзавод» и «Красный октябрь». В Перми подобных примеров не так уж и много. Список мог бы быть больше как минимум на два пункта за счёт переоборудованной под офисы водонапорной башни и двух цехов Мотовилихинского завода, в которых несколько лет назад проходили выставки пермских художников. Но башня уже фигурировала в нашем прошлом обзоре, а активная жизнь цехов Мотовилихи оказалась недолгой — через некоторое время после окончания выставок их снова закрыли, и теперь там располагаются склады музея современного искусства PERMM, на которых дожидается своего возвращения на улицы города «Чёрный ангел» и другие арт-объекты. Так что наш список состоит из четырёх пунктов — мы попытались выбрать наиболее интересные примеры джентрификации, отсеяв бесконечные лофты в старых особняках и мастерские по ремонту обуви в советских гаражах, которые не представляют принципиального интереса.

Городская электростанция

Фото: Иван Козлов

Здание по улице Газеты Звезда, 5 относится к числу «незаметных достопримечательностей» — его бесхитростно реконструированный фасад не содержит и намёка на то, что возраст здания превышает сотню лет. Догадаться об этом можно, только если зайти во внутренний двор или же запросить информацию у местных рабочих — в этом случае они могут даже отпереть склад, в котором хранятся снятые когда-то мемориальные доски вот такого содержания:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

После войны здесь был основан Пермский электротехнический завод, который просуществовал до начала XXI века, а сегодня в одной из частей здания располагаются шесть десятков маленьких фирм, а в другой — недавно открытая площадка «Музея советского наива», которая сейчас занята тотальной инсталляцией Сергея Деникина под названием «Две лестницы».

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Механический цех порта «Пермь»

Пожалуй, это один из самых громких проектов последнего времени — детище председателя совета директоров ОАО «Порт Пермь» Чарльза Батлера, известного своими смелыми инвестиционными проектами по всему миру. Почти два года назад в отремонтированном механическом портовом цеху появился Digital Port — технологический центр, в котором разместились компании, работающие в IT-сфере.

Фото: Иван Козлов

А совсем недавно в стенах бывшего механического цеха произошло ещё одно громкое открытие — начал работу ресторан Gastroport. По словам его создателя Бориса Кулинского, ресторан задуман и создан в соответствии с принципом «третьего места» — то есть являет собой пространство, в котором современный горожан проводит время, не занятое работой или домашними делами.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Торговые пассажи городского рынка

Фото: Иван Козлов

Эти три здания на улице Куйбышева построены в самом конце XIX века и являются памятниками истории и архитектуры регионального значения. Судьба каждого из них на протяжении XX и XXI веков складывалась по-разному. Так, в пассаже № 3 (самом близком к улице Петропавловской) в разные годы располагались магазины, художественное училище, радиоузел и книжная типография. Пассаж № 2 занимало пермское отделение уральско-сибирского ГУМа и молочный завод. Наибольшую же известность приобрёл пассаж № 1, поскольку в нём долгое годы располагалось предприятие, ставшее одним из пермских брендов, — табачная фабрика «Астра». Кстати, именно это здание на короткий период даже стало выставочным центром, в котором проходили выставки в рамках фестиваля «Белые ночи».

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

В наши дни первый и третий пассажи стали частью огромного жилого комплекса «Астра», а во втором располагается почти два десятка разных ведомств, приёмных и организаций.

Фото: Иван Козлов

Ликёроводочный завод «Арсенал»

Завод «Арсенал», возведённый в конце девяностых в Кировском районе, долгое время был одним из лидеров по производству алкоголя в крае, но уже в 2007 году полностью обанкротился. Первоначально пермские СМИ сообщали о том, что жилой комплекс из трёх современных домов будет построен на территории бывшего «Арсенала» — то есть подразумевалось, что завод могут полностью уничтожить. Однако, как выяснилось впоследствии, одно из главных заводских строений было решено сохранить. Его переоборудовали под многоквартирный дом, который остался необычным разве что с виду — в его обновлённых интерьерах о заводском прошлом ничто не напоминает. Тем не менее, сегодня это единственный в Перми проект, в рамках которого завод был переделан не под какие-то общественные нужды, а под обыкновенные квартиры.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов