X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
162статьи

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Новый «Безумный Макс»: головокружение от Валгаллы

В прокат вышла «Дорога ярости» — четвертый фильм про Безумного Макса, яркий пример удачного воскрешения культовых фильмов. Довольны останутся все желающие погрузиться в «боевик как в 80-х, но современный».

Постапокалиптическое будущее. Воин-одиночка Макс (Том Харди), скитающийся по засушливой пустыне, попадает в плен к стражникам Цитадели — живописной огромной крепости в скале. В Цитадели добывают воду, а управляет ей Несмертный Джо (Хью-Кияс Бёрн, злодей из первого фильма о Максе) — носящий свирепую маску и увешанный медалями прошлых эпох тиран-многожёнец со своей личной гвардией и выросшими бойцами-подростками, которые мнят своего кумира почти полубогом и мечтают попасть в Валгаллу. В Цитадели процветает почти религиозный культ, смесь байкерской эстетики и скандинавской мифологии. Главный ресурс — это вода. Измученные жены оставляют Джо прощальную надпись «Наши дети не станут тиранами!» и сбегают на боевой фуре, которую в свои родные Зелёные Земли ведёт один из командиров — Фуриоса (Шарлиз Терон), однорукая девушка с короткой стрижкой и стальным взглядом. За мятежным командиром устремляются в погоню охранники Цитадели — и Макс в железной маске и цепях, прикованный на машине под управлением фанатика Накса (Николас Холт). Трёхдневная дорога для смертельных гонок, перестрелок, рукопашных схваток и бесконечного экшна открыта.

«Безумный Макс», в конце 1970-х — начале 1980-х ставший вехой для всех байкерских и постапокалиптических кино и игр, пережил нелёгкие времена после выпуска третьей части, но спустя три десятилетия режиссёр Джордж Миллер решил вернуться к своей вселенной. Сюжет «Дороги ярости» — приключения Макса между первым и вторым фильмами. Фильм во всей линейке смотрится самодостаточным, но видно, что он рассчитывался в первую очередь на поклонников.

Они своё точно получили. Можно безошибочно определить, в чём именно «Дорога ярости» становится лучшим фильмом линейки. Попробуйте посмотреть сейчас экшн-сцены в первых фильмах — увидите, что они в основном хороши, но порой и ленивы, и недостаточно динамичны. «Я наконец-то сделал всё так, как хотел», — говорит Джордж Миллер о «Дороге ярости», и мы понимаем, что он имел в виду. Фильм набирает головокружительную скорость, наращивая темп и изобретательность в разы. Глаза отвести невозможно, перед ними настоящая байкерская Валгалла — скоростное пиршество ревущих моторов, самых разных боевых машин, взрывов, трюков, перестрелок, стали и рукопашных схваток, которым позавидуют и в Валгалле. Герои во время бешеной гонки уворачиваются от стрел и огненных копий, раскачиваются на огромных шестах, размахивают бензопилами на фурах под металлический боевой марш Цитадели с платформы, откуда разлетаются бесконечные соло на изрыгающей пламя гитаре (привет, восьмидесятые).

К чести Миллера, он не стал ограничиваться только хорошо сделанными боевыми сценами. И хотя сюжет несколько наивен, противоречив и несложен, как хороший комикс (и «Воин дороги» с «Под куполом грома» тоже), персонажам уделяется достаточно внимания. Макс в исполнении Тома Харди напоминает скорее не героя Мэла Гибсона, а своего тёзку-копа Макса Пейна. С момента гибели семьи прошло не так много времени, и призраки с видениями, назойливые голоса преследуют героя весь фильм, придавая новые краски эпитету «Безумный». И одновременно перед нами тот же Макс — по-прежнему немногословный полубандит, крутой и решительный скиталец, занятый спасением только себя самого. В развитии персонажа никакой оригинальности нет, он проходит ровно тот же путь, что и в «Воине дороги». Только здесь чуть меняется психология — на защиту Макса толкает не скрытое благородство и остаток тяги к порядку, а мучительное желание искупления, те же голоса требуют от него спасти хоть кого-то.

Главное отличие нового «Безумного Макса» — появление на первом плане женских персонажей. Казалось бы, женщинам в брутальном мире, занятом борьбой за выживание, не могут отводиться главные роли, и в первых фильмах мы это видели: сражаются и гибнут, но наряду со всеми. Здесь вокруг них крутится весь сюжет. Фуриоса — настоящая валькирия, под стать самому Максу. И окончательно лидерство она ему уступает только тогда, когда сама теряет присутствие духа и не может везти дальше жен Бессмертного Джо. «Им нужна надежда, а мне — искупление», — говорит она.

Первые фильмы снимали в Австралии, «Дорогу ярости» — в Юго-Западной Африке, и это внесло дополнительный колорит. Атмосфера запустения и пейзажи нового «Безумного Макса» ещё мрачнее, чем в оригинальной трилогии. На дорогах бушуют песчаные бури, сметающие боевые машины, фуры вязнут в сумрачных болотах, вокруг героев бесконечные пески. Несмотря на яркую зелень на скалах Цитадели, здесь для её птенцов любая растительность — экзотика. «За этой штукой», — указывает Накс на одинокое дерево, не зная названия. Мы можем проехать ещё 160 миль, пока не кончится топливо, но и дальше будут только солончаки, говорит Макс после двухдневной гонки. И веришь: именно так и будет. Зелёные Земли — уже почти миф из прошлого, идеализируемого престарелыми матерями-байкерами: «В старом мире все любили сериалы... Раньше никого не нужно было убивать, все ели досыта».

Но на самом деле ещё как убивали: «На бойцах нет вины. — А кто же тогда разрушил мир?» Страсть к насилию, жажда власти, хрупкость человеческого закона и порядка — Миллера продолжает интересовать битва за ресурсы, уже не прикрытая цивилизациями. Он аккуратно вписывает сюжет в общую трилогию, играя с ожиданиями фанатов. Сюрпризы в виде спрятанных в фуре пистолетов, незаряженный дробовик, даже музыкальная шкатулка — отсылкам несть числа, и фильм это хуже не делает. Новый «Безумный Макс» получился и развитием оригинала, и одновременно его перезагрузкой. Возвращения культовых фильмов бывают удачными и неудачными. Перед нами несомненная удача. По выражению Накса: «Я жил, я умер, я воскрес. Запомните меня».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь