X

Citizen

Вчера
2 дня назад
18 сентября 2017
15 сентября 2017
14 сентября 2017
13 сентября 2017
12 сентября 2017
11 сентября 2017

«Сваха»: Из пушки по воробьям

105статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Зрители любят театр «У Моста», в первую очередь, за мистическую атмосферу, узнаваемый и яркий режиссёрский стиль Сергея Федотова. А ещё за отличную работу артистов, которых худрук строго воспитал в манере русского психологического театра, благодаря чему они могут отлично сыграть любых героев в любых жанрах. К сожалению, в спектакле «Сваха», поставленном Владимиром Берзиным, кроме актёрской игры, нет ничего из того, за что зрители любят театр.

Обычно в «У Моста» большую часть премьерных спектаклей за сезон ставит сам Федотов. И лишь раз в театральном году приглашает сделать постановку стороннего режиссёра. В этом сезоне им стал Владимир Берзин из именитого московского театра «Школа современной пьесы». Берзин уже ставил в Перми спектакли вначале 90-ых, а семь лет назад под его руководством свет увидела постановка «Сердце не камень» по Островскому.

В этот раз он выбрал пьесу американского драматурга Торнтона Уайлдера «Сваха». В 1960-е по этой пьесе на Бродвее поставили легендарный мюзикл «Хелло, Долли», а затем уже по нему сняли не менее легендарный фильм.

«Сваха» — это лёгкая классическая комедия, в которой есть: богатый купец-самодур Ванденгельдер, мешающий племяннице выйти замуж за художника, жаждущие приключений служащие купца, нью-йоркские модистки и дамы из высшего света и, конечно же, сваха Долли Леви, которая делает вид, что подыскивает Ванденгельдеру, решившему на старости лет жениться, невесту, хотя сама хочет выйти за него замуж. И все эти разномастные герои постоянно попадают в разные забавные ситуации, из которых им приходиться выкручиваться, чтобы придти к неизбежному, как крах капитализма, хэпи-энду. Прекрасный материал для лёгкого, светлого и весёлого спектакля, каким «Сваха» обещала быть. Хорошая пьеса, опытный режиссёр, замечательные артисты. Казалось бы, что со спектаклем может быть не так?

Фото: Вадим Балакин

В «Свахе» всё не так. Со своей задачей — веселить публику — этот спектакль всё-таки справляется. Но делает это с чудовищным скрипом, который издают детали, на которые спектакль разваливается. Причём ни одна из этих деталей не работает, как надо, и все бьют мимо цели. В первую очередь это касается определения «комедия-водевиль».

Разных песен, танцев и музыки тут в достатке, но все они не имеют никого отношения к действию. Обычно для мюзиклов и водевилей песни и музыка пишутся специально, благодаря чему они становятся неотделимой частью произведения. Песни могут рассказывать сюжет, показывать характер героев или их отношения друг с другом, а музыка задавать ритм действию. Но ничего этого в «Свахе» нет. В спектакле используются известные песни и музыка, вроде перевода той же «Хелло, Долли!» Армстронга или мелодии зонга «Мекки Нож». Песни появляются не по логике повествования, а просто так, как вставные номера, и сильно «просаживают» темпоритм и атмосферу, потому что разные по эмоциям песни расставлены слишком «близко» по действию, с малыми временными зазорами.

Артисты вдруг, ни с того ни сего, начинают петь... Почему? Для чего? И таких вызывающих вопросы элементов в спектакле множество. Почему в декорациях, сделанных художником Владимиром Ковальчуком, железные колонны и фанерные вазы с цветами? Почему все герои ходят, преимущественно, в современной одежде, и лишь несколько костюмов явно из прошлого? Почему во время антракта на специальном полотне крутят какое-то чёрно-белое видео в стиле ретро с голыми женщинами? Почему во втором акте это видео включают ещё раз, и на него смотрит Ванденгельдер? При желании, ответов на эти вопросы можно придумать много, и у каждого зрителя эти ответы будут своими. Но вряд ли хотя бы один из них будет правильным...

Фото: Вадим Балакин

Что касается комедийной составляющей, то на сцене не так уж и много юмора. Хотя в пьесе Торнтона Уайлдера хватает шуток, гэгов и забавных ситуаций. Но почему-то режиссёр игнорирует формат ситуационной комедии, которой «Сваха», по сути, и является. Комедийные герои здесь всегда немного глуповаты, и по принципу «чем глупее — тем смешнее» режиссёр доводит этот приём до абсолюта. Герои тут постоянно кривляются (иначе это трудно назвать), отчего их поведение выглядит не очень адекватным. Становится даже немного обидно за артистов театра, потому что в таких плоских и даже немного карикатурных ролях совершенно не задействован их мощнейший потенциал.

Из этой всеобщей глупости немного выделяются центральные герои — Долли Леви и Гораций Ванденгельдер, сыгранные Мариной Шиловой и Михаилом Чудновым (чьё возвращение в «У Моста» — настоящая сенсация, оставшаяся незамеченной). Долли — вылитая сваха, из одной известной телепрограммы, а Ванденгельдер обаятелен, мил и ни капли не похож на человека, которого служащие прозвали «Волкодавом». За Чудновом интересно наблюдать даже когда во время долгой сцены он просто сидит и читает меню! Несоразмерность роли и таланта артиста в этом спектакле на примере Михаила Чуднова заметнее всего. Ведь это уже даже не залп из пушки по воробьям, а атомная бомба, сброшенная на муравья.

Фото: Вадим Балакин

«Сваха» выглядит очень странным пополнением репертуара театра «У Моста». Долгие годы Сергей Федотов и его актёры успешно доказывают, что русский психологический театр в провинции не только жив, но может быть высококачественным и популярным. Доказывают, что во время постмодерна и постдрамы можно ставить классику чуть ли не дословно, и при этом она будет невероятно интересной. Но «Сваха» — яркий пример обратного явления. Кажется, что в этом спектакле собраны если не все, то многие отрицательные штампы, свойственные постановкам остановившихся в развитии провинциальных театров, которые ради кассы выпускают такие вот незатейливые музкомедии. Видеть это на сцене театра «У Моста» очень странно.