X

Citizen

Сегодня
Вчера
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017
13 ноября 2017

Щит-парад: Эпизод восьмой

9статей

Проект, в котором мы иронически анализируем политическую агитацию (наружную рекламу, листовки, граффити и т. д.) в Перми

Фото: Владимир Соколов

Уважаемые пермяки... Нет, не так. Дорогие избиратели, совсем близок тот день... Чушь, конечно. Может быть, вы читаете это уже после того, как свершилось то, ради чего наш город и регион в целом на два месяца превратились в грандиозную свалку полиграфической продукции, смыслов, обещаний, увещеваний и лозунгов.

К этому можно относиться по-разному, но кто будет спорить с тем, что серым наш город в этот период не был? Славное было время. Отдельные кандидаты и партии натужно несли людям доброе, стараясь успеть как можно больше и краше. Большинство же просто давали понять, что знают нужды и чаяния народа не хуже самого народа и даже знают, как сделать всех счастливыми. Пустое, конечно, но всё равно на душе отчего-то становилось тепло, а телом овладевала истома.

Политтехнологи говорят, что в части предвыборного усердия наш регион впереди всея Руси. Оно и неудивительно, когда в правящей элите такой серьёзный раскол. Даже администрации президента пришлось вмешаться. Но это у них там, где-то в их мире. А в нашей редакции стол завален печатной продукцией, файлы переполнены фотографиями. Пробежимся наугад, напоследок.

Уже по дороге на работу, если вы предпочитаете автобус платным парковкам, есть большая доля вероятности заполучить вот такой билетик, серпасто-молоткастый.

Фото: Владимир Соколов

После мучительных размышлений остается одна доминирующая мысль: с народом тут КПРФ не в качестве какого-то побочного выгодоприобретателя от продажи народу билетов. Такое афишировать не принято. Скорее, здесь коммунисты помогают народу. Этот билет не потеряешь случайно — и подержаться есть за что, и найти легко, если обронили. Яркий. Ранее МУП «Пермгорэлектротранс» уже объяснялось с общественностью из-за размещения на билетах рекламы эскорт-услуг. Тогда представители транспортной организации заключили договор с подрядной организацией на размещение рекламы на билетах, но забыли договориться о согласовании макетов. Опять?

Депутат Заксобрания Сергей Богуславский теперь хочет в гордуму Перми.

Фото: Владимир Соколов

Он за развитие Мотовилихи и, очевидно, полагает, что это заявление покорит сердца жителей района. Сергею Станиславовичу не помешало бы отправить своих сочинителей лозунгов на улицы с целью проведения блиц-опроса на тему: за или против развития Мотовилихи? Ну так, на предмет оригинальности. Или это тост? Если так, то к чему было тратиться на баннер. По городу расставляют странные палатки с портретами кандидатов. Они обычно пустуют. Почему бы не объединить идеи. Палатка с Богуславским, без лишних надписей. Внутри наливают и периодически хором кричат: «Сергей Богуславский тоже за развитие Мотовилихи». Глядишь — и имя запомнят. Для требовательной публики можно заготовить тост «Non progredi est regredi, Сергей Богуславский».

Марина Другова хотела в Заксобрание Пермского края.

Фото: Владимир Соколов

Вот она — скромность и практичность. Другова врач, поэтому надо что-то про здоровье. «Здоровый подход»! Где-то уже слышали. Неважно. Слово «Здоровье» вообще беспроигрышно. Как первая отрицательная. Контексты любые. Смысл прямой или переносный. Всё пойдёт, додумывайте самостоятельно. Тут же биография: родилась в Полазне... Карьера врача... Позвали в Минздрав... Замужем, двое детей. Это вам не «Правда, Ответственность, Результат». Простые люди поймут... Поняли бы. Другова снялась с выборов. Плакал здоровый подход.

Вот лозунг, который ошарашил.

Фото: Владимир Соколов

«Единая Россия» — партия президента? Вообще-то мы догадывались, но в газете «Справедливой России» утверждалось, что президент не имеет никакого отношения к правящей партии. Вы бы там договорились, что ли. Ведь умеете. Народ в замешательстве. Или это про прошлого президента? Нам опять самим домысливать?

Простите, некогда. Лучше почитаем что-нибудь свеженькое. Газету «Искра», например.

Коммунисты остаются верны своему партийному стилю. По степени агрессивности и жестокости предвыборных лозунгов им нет равных. Это мягкотелые конкуренты обещают что-то там построить, наладить, подправить и почистить. Красные обещают подойти к делу основательно: сначала нанести удар, выпороть и разогнать всех к чертям собачьим, а уж потом навести порядок. Что-то такое у нас уже проделывали лет сто назад. Весь мир насилья — в труху, а уж затем... Правда, сегодня все эти лозунги и призывы утратили былой буквальный смысл, превратившись в громкие дисфемизмы.

На страницах газеты нам предлагают «нанести удар по коррупционной власти». Под ударом понимается голосование за КПРФ. Судя по предисловию к предвыборной программе, своим единственным достойным упоминания соперником коммунисты считают «Единую Россию».

«С одной стороны, партия власти „Единая Россия“, с другой — народно-патриотические силы во главе с КПРФ...».

Программа называется «За Пермский край, где хочется жить и работать». Для того чтобы было так, необходим альтернативный (нынешнему) путь развития, который может предложить и реализовать только КПРФ. Из этого следует, что сейчас ни жить, ни тем более работать в Прикамье никому не хочется. Нам просто некуда ехать, поэтому изо дня в день мы вынуждены влачить жалкое существование и натужно тащить себя за шиворот на работу.

В программе всего девять пунктов — девять шагов к счастью.

В газете много жёсткой критики «страшных зверей», которые завелись в Прикамье, сильно пахнущий нафталином рассказ о «настоящем советском человеке» на тракторе, с которого мы все должны брать пример, комикс с героем, похожим на Виктора Басаргина. Есть и «жёлтые» приёмы. Например: «Сотрудники свинокомплекса (Пермского — Прим. ред.) призывают голосовать за КПРФ». Свинокомплекс большой, сотрудников много. Серьёзный козырь, казалось бы. Однако уже из текста статьи следует, что призывают голосовать за КПРФ пенсионеры, бывшие сотрудники предприятия, коих набралось 60 человек.

Тираж газеты — 600 000 экземпляров. Напечатана в Москве.

Вряд ли такие тиражи может себе позволить кандидат от КПРФ Людмила Ёлтышева. Даже свои листовки она расклеивала самостоятельно. Дело хлопотное, при нынешней «войне листовок», когда лица кандидатов на стенах домов меняются по нескольку раз в день.

Фото: Владимир Соколов

Ёлтышева — токарь-фрезеровщик, продавец и многодетная мама. А ещё она общественный активист. Получила некоторую известность, организовав движение против закрытия молочных кухонь и подняв в связи с этим большой шум. Ну, а если у человека есть хоть какая-то известность — прямая дорога во власть. Так уж заведено. И неважно, кто ты — фрезеровщик, фокусник, певец или стоматолог. Интересно, кто-нибудь из власть имущих «токарей» удосужился получить дополнительное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление»? Или так рулят, по наитию?

Вот они, рулевые.

Фото: Владимир Соколов

Пришлось прижаться спиной к дверям Политеха, чтобы в объектив поместился весь иконостас. Поэтому такое качество. Здесь все единороссы, которые, не жалея живота своего, вели наш край к успешному успеху последние четыре года. Встречаются и знакомые фамилии. Это «самая мощная управленческая команда края». Если имеется в виду самая мощная на сегодняшний день, то таки да. Она же и самая эффективная, и самая красивая, и самая-самая, потому что одна единственная. Единственный претендент на победу в любом региональном конкурсе политических команд «Единой России» среди самой себя. Если же подразумевается, что представленная группа товарищей — это лучшее, что случилось с Пермской губернией, Пермской областью, а потом и с Пермским краем, то как-то нескромно получается, мягко говоря. Да и не бесспорно. «Каковы будут ваши аргументы?»

Взяв на вооружение 12 высказываний лидера страны, эти ребята просто провоцируют шквал вопросов по затрагиваемым темам. Может быть, лучше было бы не расковыривать болячки? Есть же такая практика скромного умалчивания и расстановки нужных акцентов.

— Где обещанная поликлиника?

— А вот смотрите, какую мы тут дорожную развязочку построили! И три флагштока, опять же!

Фото: Владимир Соколов

Как живётся труженикам поля и земли, мы знаем. Что происходит с колхозными землями и животноводческими комплексами, мы видим. Кому принадлежат крупные, ещё пока работающие агропромышленные предприятия, мы тоже знаем. Означает ли это, что «самая мощная команда» считает агропромышленный комплекс края излишне разросшимся?

Здесь тоже какое-то странное несоответствие целей и средств.

Фото: Владимир Соколов

И страна нуждается, и сам малый бизнес нуждается в своих успехах, и кто-то они все. В общем, все нуждаются. Только небольшая часть нуждающихся, которая уполномочена принимать решения, способствующие этому самому успеху, делает что-то не то. Если малый бизнесмен займётся своим малым бизнесом, соблюдая все правила и законы и аккуратно выплачивая все налоги, ему следует заранее:

  • Переписать всё не задействованное в малом бизнесе имущество на родственников.
  • Позаботиться о месте на погосте или в палате сумасшедшего дома.
  • В качестве альтернативы предыдущему пункту, начинать обзаводиться знакомствами в среде бездомных обитателей окрестностей ж/д-вокзала или Центрального рынка.

Почитаем ещё. Газетка ЛДПР. На первой полосе лидер партии предлагает нам новую национальную идею. Она совсем не совпадает с национальной идеей единороссов. У тех всё просто: национальная идея — это патриотизм. Жириновский же предлагает сосредоточиться на «наращивании российского населения». Во-первых, для этого надо вернуть всех уехавших. Таких много. Первая волна — после революции 17 года. Вторая — во времена перестройки, демократии, гласности. Третья — когда узнали, что нынешний лидер страны отдохнул и собирается на очередной срок. Если всех вернуть, будет здорово. Тем более, что уезжали в основном далеко не самые худшие представители «российского народа». Только не получится ли как с возвратом в Россию капиталов?

На второй полосе забавное обращение представителя ЛДПР к губернатору. Басаргину предлагают обратиться к Дмитрию Медведеву с просьбой предоставить кредит для погашения всех долгов и решения всех проблем края на тех же условиях, на которых Россия дала Республике Бангладеш $11,38 млрд в июле этого года. А что Виктор Фёдорович?

Далее в газете — стандартный перечень местных проблем с утверждением о том, что в бюджете есть деньги на их решение. Надо их просто найти в этом бюджете. Речь о деньгах, а не о проблемах. Третья полоса традиционно посвящена пророчествам Владимира Вольфовича. Внимания здесь заслуживает фотография пророка. До чего хорош! На лице напряжённое раздумье, в глазах забота.

На последней странице пять принципов Андрея Захарова, который хочет в Заксобрание. Но мы опять не дочитали.

Дмитрия Федотова нет на «иконостасе», расположенном на Октябрьской площади, он туда, наверное, хочет, но скромно об этом умалчивает.

Фото: Владимир Соколов

Знать бы, кто эти ваши. Фраза кажется незаконченной. «Давай за наших, чё ты!» — вот так нормально. Федотов, наверное, единственный альтруист среди единороссов. Все за себя да за партию, в которой имеют свои интересы, а он потратился на баннер и фото ради неважно каких своих. По-мужски, по-братски.

Не даст в обиду родную Мотовилиху Чазов Иван.

Фото: Владимир Соколов

Нас всё сильнее мучает вопрос: от кого все эти люди на баннерах обещают нас защищать и кому не дать в обиду, в чём помочь и поддержать? Уж рассказали бы. Может, мы и сами какие-то меры безопасности предпримем. Не помешает. И защитникам нашим легче будет. Причём некоторые кандидаты и партии к вопросу защиты нас подходят дифференцированно. Коммунисты, например, не дадут в обиду только человека труда. Остальные как-нибудь сами. Непонятно, какого именно человека и какого труда. Чазов вон только Мотовилиху в обиду не даст, а остальные — живите как знаете. Впрочем, возможно, это лишь трезвая оценка своих сил. Оборонять весь огромный город — это вам не баран чихнул. И неважно то, что Чазов с выборов снялся. Там же не написано «Если выберете меня...». Так что, спи спокойно, Мотовилиха.

Очередная газета «Справедливой России» на первой же полосе опять демонстрирует попытки поделить Путина с «Единой Россией». То он никакого отношения к партии-сопернице не имеет, то требует от Кабмина лидера справедливороссов Медведева не морочить людям голову.

«Позиция Путина полностью перекликается с требованиями партии „Справедливая Россия...“»

«Сходство мнений и позиция президента и справедливороссов не случайно...».

В небольшой заметке президент упоминается восемь раз. Это не реже, чем в текстах единороссов.

Подзаголовок: «Как нас поддержал Владимир Путин».

Заголовок: «75 % населения не знают, что лидером „Единой России“ является премьер Дмитрий Медведев, а вовсе не президент РФ Владимир Путин».

Тут же фотография, на которой человек держит коробку с миллионом подписей граждан под требованием отменить взносы на капремонт. На коробке написано «Медведеву Д. А.». Естественно, читается как «Медведеву — Да». Шутники.

Кстати, тут нас тоже обещают поддержать и защитить. Сразу становится так спокойно, так хорошо.

Здесь же примеры чудесных избавлений конкретных людей от проблем. Что-то вроде того, что пишут в своих буклетах производители каких-нибудь таёжных бальзамов. «Сергей Иванович обратился в Центр...», «Псковичанка обратилась в центр с жалобой...», «Житель столицы Крыма пожаловался в Центр...». «Мироновцы» всем помогли, кого надо — наказали и заставили, что надо — пресекли, отсудили, выбили и вернули. Всё хорошо.

Совершенно аполитичный сканворд в конце газеты выглядит нелепо.

Непонятные палатки-ларьки расставлены по всему городу. Вот, например:

Фото: Владимир Соколов

Похоже на усовершенствованный «куб Навального». Только одну сторону убрали и крышу приделали. Спрашивается: зачем? Раздавать оттуда агитматериалы? Так кто же за ними подходить будет? Итак, полные карманы. Если это для прохожих, чтобы от дождя прятались, то почему надписи снаружи. Пока народ дождь пережидает, читал бы обещания. Всё равно делать нечего. Одним словом — непонятно. Отметим лишь, что нами ни разу ни одного человека внутри замечено не было. Ну и ладно, пускай стоят. Авось пригодятся.

Напоследок не очень качественная (другой нет) фотография листовки Владимира Жукова, наклеенная на стене в детском саду № 47 на ул. Подводников, 12. «Вместо слов — дело», — гласит надпись.

Фото: Сергей Якупов

Дело — это хорошо, если не нарушаешь законов. Вот, например, кто-то сделал дело — наклеил это в образовательном учреждении, тем самым нарушив закон. Не свинка Пеппа, конечно, но всё равно нехорошо.

На этом всё. До следующих каких-нибудь выборов!