Подкасты
Криворукие. Почему в авторитарном государственном управлении всё как-то не так?
Рассылка
Стань Звездой
Пишем о самых интересных событиях и людях пермского фестиваля документального кино.
«Реальность часто требовала соавторства». Четыре режиссёра самых ожидаемых фильмов «Флаэртианы» — о взгляде документалиста на мир
Документальное кино часто кажется непонятным. Самым странным бывает даже не то, что происходит в кадре, а то, как этот кадр вообще появился. В какой момент возникает потребность фиксировать жизнь через камеру, и что это меняет во взгляде на мир и, может быть, в самой жизни? Как это — смотреть через оптику дока?
Об этом мы поговорили с режиссёрами самых ожидаемых фильмов «Флаэртианы»:
Денис Клеблеев — режиссёр фильма «Король Лир» (международный конкурс)
Чем больше я занимаюсь кино, тем больше понимаю, что всё вокруг, собственно, и есть кино. Этот фильм невозможно было снять, оставаясь просто наблюдателем. Нужно было постоянно предлагать ситуации, двигающие историю, а уже потом наблюдать, что из этого выйдет. В целом всё зависит от конкретной ситуации. Меньше всего я вмешивался в реальность в своём первом фильме «31-й рейс». Там было как-то уже всё жизнью так придумано, что оставалось только повесить в рамочку. На «Странных частицах» реальность часто требовала соавторства. В такие моменты я начинал режиссировать, и [главный герой] Костя играл самого себя в предложенных мною обстоятельствах. Он, надо сказать, с ролью великолепно справился.
Юлия Серьгина — режиссёр фильма «Терапия» (студенческий конкурс)
В последнее время у меня появилось понимание, что нам, как режиссёрам дока, нужно не только подтягиваться под европейский уровень качества, но и работать со зрителем, чтобы понять, как говорить с ним. Неправильно снимать фильмы только для фестивальной аудитории, грубо говоря, друг для друга: ездить пару раз в год на фестивали, обсуждать профессиональные успехи друг друга и разъезжаться, чтобы снимать опять фильм, который никто не увидит.
Я пытаюсь максимально включиться в жизнь людей, которых снимаю, понять их проблемы и радости. Для того чтобы эту призму взгляда на мир почувствовать, нужно пережить с ним всё вместе честно, когда снимаешь. И когда не снимаешь тоже. Не жалеть себя, а пропустить через себя его боль. Тогда получится приблизиться к его взгляду, чтобы зритель понял героя, не осуждал его, а действительно понял. В «Терапии» было так же. Это совпало с моей личной потребностью пережить этапы подросткового детства: у меня почти не было моментов, когда бы я чувствовала себя ребёнком, который может оторваться и делать, что хочет. Поэтому с пацанами я почувствовала себя частью их культуры, 14-летней девчонкой. Что-то живое, видимо, проскочило. И спасибо оператору Владу Бахановичу, который вместе со мной прошёл этот путь, понял ребят. Благодаря ему эта картина такая, какая есть сейчас.
Йессика Гортер — режиссёр фильма «Красная душа» (спецпоказ)
В фильмах я рассказываю свою историю, и для этого мне надо режиссировать, иначе истории не выйдет. Даже если бы я не влияла на своих героев специально, это всё равно происходило бы: как только я вступаю во взаимодействие с человеком, это моментально меняет его. Поэтому во всех моих фильмах зритель может увидеть мою режиссёрскую роль. Я не присутствую в кадре, но всегда где-то можно услышать мой голос или заметить детали, указывающие на то, что я там. Это важно. И также мне важно, чтобы люди рассказывали свою собственную историю, поэтому я не пытаюсь наводить их на те слова, которые хотела бы услышать. Но, конечно, я стремлюсь сделать так, чтобы люди рассказали мне больше, чтобы я могла проникнуть в их жизнь. И в этом моя режиссура. Но я никогда не прошу играть. Эти люди не актёры. Иногда я предлагаю им что-то сделать или организовать, но только что-то комфортное и естественное для них, чтобы они оставались собой.
Режиссёр
Ренат Боррайо Серрано — режиссёр фильма «Кино для Карлоса» (национальный конкурс)
Как ни странно, первые съёмки я делал в своем доме лет в 12. Помню то чувство, когда из-за того, что у меня камера в руках, я мог двигаться совершенно по-другому, задавать вопросы, которые до этого не мог; как люди и пространство открываются совершенно по-иному, чем когда я просто я. Мной с рождения движет очень большое любопытство к жизни и чувствам своим и других людей
Но человек, делающий кино, никогда не «отсуствующий». Как раз документальное кино и делается присутствием режиссёра. Взгляд камеры всегда говорит о взгляде определённого человека, выявляет его вольно или невольно. От этих отношений с реальностью и зависит сюжет, кадры, само кино. Для меня ключевое слово
Снимая кино дома и с семей, я ощутил силу, которую камера даёт
***
Рекомендуем почитать
Новое на сайте
Пермская городская дума прекращает проведение заседаний с использованием Zoom из-за санкций
В Пермском крае зафиксированы завозные штаммы COVID-19. Ограничения продлены до 23 мая
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+