X

Citizen

Вчера
2 дня назад
17 октября 2017
16 октября 2017
13 октября 2017
12 октября 2017
11 октября 2017

Вы же не будете кричать на грозу или дождь? Гуманная педагогика посреди высоких сосен

Фото: Тимур Абасов

Верёвочный курс — это про доверие и дружбу. Верёвочный курс в верёвочном парке — это ещё и про психологическую безопасность, когда за дело берётся «гуманный педагог» Алёна Теплинская, которая рассказала, как стоит относиться к шумным и весёлым детям.

На деревянных помостах у вершин сосен задумчивые люди в шлемах прикручивают карабины. На земле же движется настоящая жизнь — бегают кругами дети, и их сложно сосчитать. По звукам кажется, что целая сотня. Задание у них гораздо серьёзнее, чем у взрослых — собрать карту по кусочкам, потом выложить её и узнать, где находится сундук с сокровищами. Для этого нужно пройти этапы веревочного курса — лазилки, ползалки, прыгалки... Кроме того, изрядно вспотеть, поваляться на земле и покричать. В лесу это удаётся особенно хорошо, тем более, окончен первый класс, впереди лето и целая жизнь...

Ребята построили из особых лёгких кирпичей башню, высота которой доставала до «ценностных высот», отмеченных на стене — «счастье», «дружба», «понимание» и так далее, потом весело её громили, катались на карабинах между сосен и шагали по висячей лестнице на огромной по сравнению с их ростом высоте от одной к другой.

Фото: Тимур Абасов

«Паша, поддержи Костю!» — «Костик — хвостик!» — «поддерживает» Паша и легонько толкает соседа в бок. Танюша с косичкой выбившихся светлых волос собирается запрыгнуть на «тарзанку», но сначала канат отбирает Миша — и улетает, потом Серёжа — и тоже улетает.

«Та-ак, шаг направо, теперь налево два шага, теперь направо», — ведет Стёпа своего друга с завязанными глазами по извилистому «крокодилу». Дойдя до конца, искусственно лишённый зрения товарищ, подпрыгивая, обнимает Стёпу с криком «Ура! Ты меня не предал!»

Фото: Галина Сущек

Поедая в перерыве пирожки, мамы спрашивают ведущую веревочного курса Алёну, как ей хватает сил — целых три часа с маленькими детьми «на пересечённой местности». «А я вообще бизнес-тренер», — отвечает девушка. Поймав вопросительные взгляды, она продолжила: «Когда у меня родилась дочь, я решила, что быть посредственной мамой — неправильно. Нужно развиваться самой, чтобы что-то дать детям. Поэтому серьёзно занялась „гуманной педагогикой“. Да просто нужно смотреть на детей как на явление...На явление природы. Вы же не будете кричать на грозу или дождь?» Детишки не разрешили долго отдыхать — нужно же узнать, что там в сундуке.

Разговор с замёрзшей Алёной Теплинской продолжился после того, как уставшие радостные дети перестали обнимать её цветной толпой. Она рассказала про «гуманную педагогику».

Предваряя определение новой педагогической теории, Алёна отметила, что современные дети — очень чувствительные, и с ними нельзя общаться авторитарным способом. Ругать детей — очень просто, а то, что получится потом, будет очень сложно изменить. Некоторые родители, по мнению Алёны, считают, что умение воспитывать даётся всем изначально как инстинкт, но нужно понимать, что техника и цивилизация вывели у нас многие инстинкты. Пускать воспитание на самотёк для неё, как для мамы двух маленьких девочек, недопустимо. Миссия состоит как раз в том, чтобы развиваться, передавать и получать опыт у других родителей и педагогов.

Однажды молодой бизнес-тренер поняла, что воспитывать детей — гораздо важнее для будущего, и, пройдя разные тренинги, наткнулась на «гуманную педагогику». Как сказал педагог А. А. Бабаянц, «гуманная педагогика — педагогика думающего родителя, а не знающего».

Алёна Теплинская Фото: Тимур Абасов

По словам Алёны Теплинской, в «гуманной педагогике» есть несколько принципов:

Воспитание девочки — это сакральный процесс воспитания самой мамы. Воспитание мальчика — это процесс воспитания отца. «Оставьте детей в покое и займитесь собой», — предлагает педагог.

Для воспитания детей (да и для общения с людьми вообще) важен принцип допущения: не стоит никому навязывать идеи мироздания, каждый найдёт свой путь сам. Важно уметь сомневаться в своей правоте. «Ребёнок — это душа, которая пришла к нам не для того, чтобы стать нашей душой, а для того, чтобы мы помогли ей развиваться и позволили уйти», — говорит Алёна.

Также существует метод «дорисовывания» у ребенка тех качеств, которые в нем не развиты. Педагог поделилась опытом: «Когда мои дети ругаются, дерутся, я говорю им о своих чувствах: „Мне грустно и меня это ранит, но я верю, что вы подрастёте и станете лучшими подругами“. Какие у меня были эмоции, когда моя старшая дочь вместо того, чтобы драться с младшей, сказала ей: „Мне не приятно, что ты меня бьешь, но я буду с тобой играть, потому что верю — когда мы вырастем, мы будем лучшими друзьями“».

Педагог Ш. А. Амонашвили писал, что прежде чем ругать ребенка, спросите у себя, всё ли вы для него сделали, чтобы он чувствовал себя хорошо? И во время занятий с детьми, и в теории Алёна придерживается тезиса о том, что у каждого ребенка — своя природа, и в данный конкретный момент он не обязан быть кому-то рад и кого-то слушать.

Фото: Тимур Абасов

Также Алёна упомянула о «Центре гуманной педагогики» в Перми и сказала, что родителям и педагогам нужно чаще делиться опытом, чтобы работал закон синергии.

В веревочном парке «Ранчо» Алёна Теплинская с командой других «думающих» людей проводят веревочные курсы для детей разного возраста.

Фото: Тимур Абасов

Маленькие дети образно мыслят, любят играть, поэтому для них программы нужны скорее для того, чтобы выпустить энергию и научиться играть по правилам. Если ребёнок умеет играть по правилам, в жизни он сможет и соблюдать законы, и отстаивать свои права, и смотреть на жизнь как на интересный процесс.

Подростки собираются здесь сначала на теоретическую часть — тренинг, чтобы разобрать, какие роли в команде помогают работе, какие разрушают, как выражать свое мнение и чувства. Здесь они впервые могут заметить разные стороны своих одноклассников и впоследствии иначе взаимодействовать в классе. Конечно, за один верёвочный курс невозможно сделать одноклассников неразлучными друзьями, но положить начало этому процессу — можно.

Фото: Галина Сущек

Алёна также пообещала, что кроме «семейных» веревочных курсов здесь, в парке «Ранчо», скоро появится проект для родителей, а для школьников — продолжительные тренинги на командообразование.