X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
21 февраля 2018
20 февраля 2018

Знатоки из параллельного класса. Что такое школьное спортивное «Что? Где? Когда?» и почему оно очень популярно в Перми

Фото: Диана Корсакова

«Сегодня в бой вступает чемпион Европы по „Что? Где? Когда?“ среди учащихся 8-9 классов. Команда из города Пермь», — зычным голосом произнёс Борис Крюк. Вечером 4 февраля на Первом канале показали необычный выпуск игры телевизионного интеллектуального клуба. Против знатоков выступала команда пермских школьников. Они показали интересную и азартную игру, но, к сожалению, проиграли. Правда, участие в «Что? Где? Когда?» уже можно считать победой — не только команды, но всего пермского интеллектуального спорта.

Пермяки участвовали во второй из трёх игр экспериментальной серии «Дети XXI века». В этой серии знатоки элитарного клуба «Что? Где? Когда?» перевоплощаются в телезрителей, задающих вопросы, а их места за игровым столом занимают школьники — те самые дети XXI века. Кроме команды из Перми в серии участвует команда «Школа Росатома» (победила в первой игре) и школьники из Санкт-Петербурга (их игру покажут 11 февраля).

В составе пермской команды место за игровым столом в Нескучном саду заняли юные знатоки Максим Лукин, Александр Луценко, Олег Одинцов, Максим Няшин, Василий Онучин, капитан Екатерина Постнова и ещё стоявший на замене Максим Шиловский. Тренер Александр Пономарёв наблюдал за ходом игры из зала. Поначалу ребята волновались и проиграли несколько раундов. Ведущий предлагал тренеру сделать замену, но тот отказался. Затем команда сумела переломить ход игры и уверенно дойти до счёта 5:4 в свою пользу. Как заметил магистр «Что? Где? Когда?» Андрей Козлов, они прошли путь ужаса и кошмара к осознанию, что могут выиграть.

Пермяки пошли ва-банк и оставили за столом одного Александра Луценко. Тот хорошо держался, но неправильно ответил на вопрос от Ильмана Талыбова, который, по иронии судьбы, был посвящён медведям. Лучшим знатоком этой игры, получившим приз «Хрустальный атом», был признан Максим Няшин. Он принёс команде два балла. На этом участие пермяков в экспериментальной серии игр закончилось.

— Там «давили» камеры, была большая ответственность. На турнирах бывает вопросов семьдесят. А там их гораздо меньше, и не сразу привыкаешь к игре, — рассказал игрок Василий Онучин.

— Было волнение и ощущение, что все наши версии и обсуждения слышат. Это непривычно, — соглашается Олег Одинцов. Максим Лукин тоже отмечает, что ребята волновались сильнее, чем на обычном турнире.

Команда «Мишки любого размера» Фото: Диана Корсакова

Пермские мишки — чемпионы Европы

Свой путь к выступлению в телевизионном «Что? Где? Когда?» пермские школьники начали с его спортивной разновидности.

Спортивное «Что? Где? Когда?» отличается от классического. Вопросы здесь читаются не для одной команды, а для всех учавствующих. Готовят игру опытные авторы. Но основные принципы одинаковы — в командах по шесть игроков и одна минута на обсуждение вопроса. Когда точно популярная интеллектуальная игра шагнула с экрана в народ, неизвестно. В 1989 году в Мариуполе по инициативе Владимира Ворошилова была учреждена Международная ассоциация клубов «Что? Где? Когда?» (МАК ЧГК), которая регламентирует правила интеллектуальных игр и объединяет клубы многих стран мира.

Это координирующий центр движения интеллектуального спорта, к которому относятся вариации телешоу «Своя игра» и «Брейн-ринг», а также оригинальные игры вроде «Пентагона» или «Десятки». МАК ведёт рейтинг команд и игроков, под его эгидой проводятся крупнейшие турниры и фестивали.

Как и у любого спорта, у интеллектуального есть свои клубы, тренеры и соревнования. Выступившая на телевидении пермская команда «Мишки любого размера» занимается в клубе «Игры разума» в «Муравейнике» под руководством тренера Александра Пономарёва. Это опытнейший наставник детских команд, ученики которого регулярно занимают призовые места на крупных турнирах. В 2011 году он даже получил премию МАК ЧГК как «Лучший тренер года».

Тренер команды Александр Пономарёв и капитан команды Екатерина Постнова Фото: Диана Корсакова

Опыт у всех игроков «Мишек» разный. В среднем они занимаются спортивным «Что? Где? Когда?» два-три года. Ребята учатся в разных школах и на тренировки каждый стал ходить по своим причинам. Кого-то привели родители, кого-то пригласили в клуб, заметив на играх и олимпиадах, а кто-то пришёл сам.

«Если ребёнка приводят родители, — рассказывает Александр Пономарёв, — мы проверяем, понравится ему или нет. Иногда нравится, и тогда он остаётся надолго. Иногда школы проявляют заинтересованность и зовут проводить какие-то игры, или там уже возникает пара команд, которые хотят играть больше. Бывает, дети приходят сами, увидев объявление на страничке в социальных сетях „Муравейника“. Иногда друзья приводят. Или где-то услышали, что есть игры, в которых можно прокачать интеллект и эрудицию».

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

«Мишки любого размера» получили приглашение на серию игр «Дети XXI века» после того, как заняли первое место среди младших школьников на Чемпионате Европе по «Что? Где? Когда?» в 2017 году.

«На самом деле Европа — это не Швеция и Португалия, а Беларусь, Украина и Армения, — объясняет тренер. — Там где говорят по-русски, есть „Что? Где? Когда?“ Например, мы каждый год ездим в Беларусь. Исторически сложилось, что чемпионат Европы проводят именно там. Чтобы попасть на чемпионат Европы, надо занять призовое место на чемпионате России. А чтобы занять место на чемпионате России, нужно в течение сезона сыграть хорошо на межрегиональном турнире — в Казани, Челябинске или Москве. Есть более мелкие турниры, которые никуда не выводят, но, тем не менее, их проводят из любви к искусству».

На Европе команды из «Муравейника» заняли первые места в старшей (10-11 классы) и младшей (8-9 классы) возрастной категории. Но многие участники старшей команды уже закончили школы, поступили или разъехались. Команду «Мишек...» фактически пришлось восстанавливать, потому что часть игроков уже перешла в старший зачёт.

Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова
Фото: Диана Корсакова

Игра в четверть века

Участие «Мишек любого размера» в специальной серии игр элитарного клуба «Что? Где? Когда?» можно считать не только частным успехом одной команды и тренера, но и всего пермского движения интеллектуального спорта. Ведь Пермский край считается одним из сильнейших регионов в школьном «Что? Где? Когда?», поскольку у нас этот спорт уверенно развивается на протяжении двадцати пяти лет.

Первый клуб по игре «Что? Где? Когда?» на территории Пермского области появился в Березниках в 1990-м году. Он был настолько силён, что березниковские знатоки даже участвовали в телевизионном «Брейн-ринге». В 1993 году интеллектуальный спорт пришёл и в краевую столицу. Тогда в Перми появилось сразу два интеллектуальных клуба — «Гиперборей» под руководством Павла Шевченко и IGC Андрея Летягина. Оба работали с детьми на базе разных школ и учреждений допобразования, проводили свои турниры и чемпионаты для школьников.

«Мы шли немного разными путями, — рассказывает о разнице двух клубов Андрей Летягин. — „Гиперборей“ изначально был городского уровня и выше. Я начинал на базе одной школы, даже класса. Мы съездили в Березники на международный турнир. Никаких мест не заняли, потому что там играло много профессиональных команд, но это дало нам определённый толчок. Потом уже провели свой первый турнир школьников Мотовилихинского района и постепенно стали проводить и краевой фестиваль интеллектуальных игр для школьников, и так далее».

Андрей Летягин Фото: vk.com/andrelet

С мирной конкуренцией двух клубов связан подъём и дальнейшее развитие «Что? Где? Когда?» в городе с 1990-х и до наших дней. Но интеллектуальным спортом активно занимаются не только в Перми, но и крае. И там, и там интеллектуальные клубы работают в основном на базе школ или центров дополнительного образования детей.

«В отличие от других, у нас играет весь регион, — рассказывает Павел Шевченко. — И играет не просто так. В прошлом году школьный чемпионат выиграла команда из Верещагино. Команда из Чернушки заняла очень высокое место на школьном кубке Европы по „Брейн-рингу“. Соликамск неплохо играет. Нытва и Большая Соснова была в призёрах чемпионата России».

Павел Шевченко Фото: Тимур Абасов

С 1993 года «Гиперборей», а сейчас «Центр развития одарённости» проводит «Кубок Прикамья» — ежегодный фестиваль школьных команд знатоков Пермского края. По словам Павла Шевченко, максимальное число участников отборочных туров «Кубка Прикамья» превышало 200 команд, в финал обычно попадает около 40, а на Чемпионат России от края по итогам кубка и других выводящих соревнований попадает 6-7 команд — неимоверное количество.

Кадры решают всё

За последние годы ситуация в спортивном «Что? Где? Когда?» Перми поменялась. Клубы «Гиперборея» и IGC прекратили своё существование. Павел Шевченко уже давно не тренирует детей, а Андрей Летягин сейчас работает в основном со взрослыми — проводит игры для работающей молодёжи и педагогов. Сегодня школьное движение интеллектуального спорта Перми в основном ведут те, кто сам начинал играть в конце 1990-х — начале 2000-х. Но всё же разделение на два вектора силы по-прежнему сохранилось.

Так Александр Пономарёв называет своим основным конкурентом руководителя интеллектуального клуба в ЦДТ «Ритм» Сергея Егоркина. В этом клубе занимается 15 детских команд. Кроме того, Сергей Егоркин проводит в Перми игры Молодёжного Кубка Мира по «Что? Где? Когда?» и руководит центром интеллектуальных командных турниров «Град знаний». Этот центр занимается подготовкой и рассылкой готовых образовательных и тематических турниров по интеллектуальным играм. Такой турнир достаточно заказать и просто провести на месте. Все задания оформляются в виде презентации, и заказчику достаточно перед игрой ознакомиться с презентацией и комментариями, вынесенными в отдельный файл, а по итогам игры заполнить отчёт. По словам Сергея Егоркина, всего в турнирах «Града знаний» участвует около 2000 игроков примерно из 40 регионов России.

Сергей Егоркин Фото: Диана Корсакова

Про свой путь к тренерству Егоркин рассказывает, что школьником он играл в «Что? Где? Когда?», потом ему предложили позаниматься с командой, потом он стал студентом, работал на полставки и так постепенно втянулся. Его пример очень показателен, ведь тренерами в спортивном «Что? Где? Когда?» в основном становятся именно бывшие игроки или школьные учителя, которые просто проявили к этому интерес. Целенаправленно нигде таких педагогов не готовят, есть лишь редкие примеры курсов. Но при этом движение интеллектуального спорта, как и любой другой спорт, сильно зависит от тренеров.

— Есть люди-энтузиасты, которым это интересно, — рассказывает о тренерах Павел Шевченко. — Понятно, что если бы не было взрослых, то ребята бы ничего не достигли. И у нас во многих городах есть люди, которые работали и работают со школьниками. Это учителя, либо педагоги дополнительного образования, или люди, которые играли и играют сами. И когда мы проводим турниры, то первые слова благодарности — взрослым, которые этим делом занимаются. Потому что надо найти материалы, надо понять, как это проводить. Надо найти деньги на поездки, убедить родителей, что это важно и нужно.

Фото: Тимур Абасов

При этом, по словам Сергея Егоркина, на ситуации с тренерами сильно отразились изменения в законе об образовании, согласно которым работать в дополнительном образовании могут лишь люди с квалификацией педагога. И сейчас в городе осталось немного энтузиастов в школах и несколько тренеров, которые серьёзно занимаются с детьми «Что? Где? Когда?» В среднем и количество команд тоже сократилось, сейчас на финал «Кубка Прикамья» отправляются далеко не 40 команд. «Пермское движение живёт на той, ещё мощной волне», — констатирует Сергей Егоркин.

Фото: Диана Корсакова

«Что наша жизнь? Игра!»

Но несмотря ни на что, дети в Перми и Пермском крае охотно идут заниматься интеллектуальными играми и достигают в этом занятии больших успехов — «Мишки любого размера» тому примером. Большинство педагогов сходится во мнении, что этим спортом лучше начинать заниматься примерно со средней школы — 5-6 класса. Хотя существуют отдельные техники работы и с теми, кто помладше, но этим занимаются в основном в некоторых городах края. Что может дать детям интеллектуальный спорт? У каждого тренера своё мнение об этом:

Александр Пономарёв:

— Интеллект — это важно. Эрудиция, как мне кажется, менее важна, потому что с гуглом не посоперничаешь, он всё равно выиграет. Здесь развивается умение работать в команде, ведь «Что? Где? Когда?» — это командная игра. Игра развивает умение донести свою мысль до какого-то человека, а то и до пятерых. Поучаствовать в выборе версии тоже очень важно, особенно для капитана. Ещё есть такой немаловажный аспект, как социализация. Например, есть ребёнок, который умён, начитан, но не может выстраивать отношения с одноклассниками, например, или ещё с кем-нибудь. Такие дети тоже у нас есть, и к одиннадцатому классу превращаются в умных, начитанных и социализированных личностей.

Фото: Диана Корсакова

Павел Шевченко:

— Начнём с того, что это соревнование. Для детей всегда интересно посоревноваться. И кто-то может достичь успеха в футболе, хоккее, в борьбе, в лёгкой атлетике. Кому-то это не дано, и ему интересно посоревноваться мозгами. Здесь есть минута, и за минуту можно найти верный ответ. То есть, по сути, создаётся ситуация успеха, и она за игру создаётся много раз. Понятно, что игра — это не продуктивная форма деятельности. И в жизни очень редко бывает, что тебе дают задачку с заранее данным ответом, и за минуту надо найти верное решение. В жизни обычно всё не так. Неизвестно, есть ли ответ вообще, и если он есть, то за минуту его не найти. Поэтому важно помнить, что это игра.

Фото: Тимур Абасов

Андрей Летягин:

— Я сужу по своему клубу: у школьников, которые шли на интеллектуальные игры, есть на это три мотивации. Первая — именно игровая. Чего-то достичь на уровне края и выше — на российских и международных играх. Другая мотивация — самореализация и саморазвитие. Хорошо, если есть какие-то результаты, но человек приходит не только за этим. Ведь когда он играет, отвечает, пишет вопросы, то получает много информации и развивается. Третья — это когда приходят за неким недворовым общением.

Фото: Диана Корсакова

Примечательно, что после окончания школы, многие люди продолжают играть. В пермских вузах довольно серьёзно работают студенческие клубы, которые на своей базе проводят внутренние чемпионаты и синхронные турниры. Для многих игроков «Что? Где? Когда?» остаётся хорошим способом провести время с друзьями. Поэтому не удивительно, что в Перми так популярны стали барные викторины — для них в городе была подготовлена отличная база. А сейчас тренеры видят, как те люди, кто сам когда-то играл, приводит в клубы своих детей. Значит, сегодня играет уже втрое поколение юных знатоков. Можно предположить, что выступление пермской команды на телевидении создаст новый «бум» на это увлечение. И как знать, может быть, кто-то из пермских знатоков в будущем снова займёт место за игровым столом в Нескучном саду.

***