X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
38статей

Еженедельный проект Бориса Бейлина о пермской и не только пермской музыке

Счастливый понедельник: Музыка для фантастических фильмов

В этот «Понедельник»: рассказ о музыке к фильму «Интерстеллар» и ещё пять моих любимых саундтреков к фантастическим фильмам.

На прошлой неделе я наконец посмотрел нолановский «Интерстеллар». Посмотрел с большим удовольствием, погрузившись на три часа в космические приключения и драму «парадокса близнецов». Конечно, после просмотра возникли вопросы и к сценарию, и к научному обоснованию, но это всё — после. А тогда, перед экраном, — затянуло, заставило сопереживать. Для меня это главное — киномагия сработала! Впрочем, это колонка не о кино, а о музыке. Вот давайте о музыке к «Интерстеллару» и о музыке к фантастическим фильмам и поговорим, тем более что музыка в фильме Нолана не только не уступает видеоряду, но и, как мне кажется, иногда превосходит его.

Обычно композиторы, которым заказывают музыку к фильмам, подходят к написанию саундтрека вполне прагматично, не рассчитывая, что творение попадёт в вечность и его будут слушать в отрыве от кино. Обычно даже у плохого фильма бывает неплохая музыка, потому что музыка к фильму пишется уже к готовому видеоряду, дабы никоим образом не повлиять на сценарий или монтаж, и переделывается до тех пор, пока в финальной версии звук не подойдёт к картинке на 100 %. Но бывают и исключения.

Как гласит официальная легенда, композитор Ханс Циммер получил от режиссёра Нолана в 2012 году письмо, в котором Нолан очень сжато (в форме притчи) изложил сюжет будущего фильма и попросил провести день в работе над музыкальными идеями. Циммер согласился и за одну ночь написал четырёхминутную пьесу для органа и пианино. Эта короткая пьеса, написанная без сценария и видеоряда, очень понравилась режиссёру и позже стала главной темой фильма.

Работа над саундтреком «Интерстеллара» заняла два года. По меркам Голливуда — история из ряда вон выходящая. Основную часть музыки Циммер записал сам, используя компьютер и синтезаторы. Некоторые части саундтрека были записаны на церковном органе, некоторые — с большим инструментальным ансамблем и хором.

Критики очень хорошо оценили работу композитора, отметив, что Циммер прекрасно справился с основной задачей — передать холодную смертельную отчуждённость космоса и противостоящую ей теплоту человеческих эмоций. Кроме того, все отметили самостоятельность музыки, которую с большим удовольствием можно слушать отдельно от фильма. Музыка Ханса Циммера к фильму «Интерстеллар» уже издана на CD и скоро выходит на виниле. Обязательно советую найти и послушать эту запись. Поверьте, она вас не разочарует!

Ещё пять шедевров киномузыки для фантастических фильмов.

Я намеренно выбрал только авторские работы, исключив саундтреки, состоящие из компиляций: к примеру, гениальные саундтреки к фильмам «Одиссея: 21 век» Кубрика или к его же «Заводному апельсину».

«Солярис», 1972, реж. Андрей Тарковский, композитор Эдуард Артемьев

Мне не очень нравится творчество Тарковского. И «Солярис» не исключение. Но переизданную пластинку с записью музыки к фильму я регулярно и с большим удовольствием слушаю. Великолепный образец аналоговой электронной музыки, абсолютно новаторская для кино работа.

«Чужой», 1979, реж. Ридли Скотт, композитор Джерри Голдсмит

Один из самых революционных саундтреков. По мнению некоторых критиков, лучшая работа Джерри Голдсмита. Вместо того чтобы сосредоточиться на сочинении основных музыкальных тем, как это делают обычно композиторы, пишущие музыку для кино, Голдсмит создал мрачный диссонансный звуковой ряд, который прекрасно соответствует тёмной и отличающейся высоким напряжением атмосфере фильма.

«Бегущий по лезвию», 1982, реж. Ридли Скотт, композитор Вангелис

Ещё один фильм Ридли Скотта. Классика кинофантастики. Греческий композитор Вангелис написал к фильму тёмную, тревожную музыку, смешав классическую оркестровку с синтезаторными пассажами. Эти атмосферные soundscapes отлично передают эмоции от видеоряда футуристического нуара, снятого Скоттом.

«Князь Тьмы» (Prince of Darkness), 1987, реж. Джон Карпентер, композитор Джон Карпентер

Мрачнейший фантастический фильм ужасов. Композитор (он же и режиссёр фильма) Карпентер написал соответствующий саундтрек, строящийся на повторении простой, но навязчивой мелодии, сыгранной на синтезаторе. Любопытно, что одну из эпизодических ролей в фильме сыграл признанный мастер хоррор-рока — Элис Купер. Отрывок из его песни Prince of Darkness прозвучал в одной из сцен фильма. Более подробно о Карпентере я рассказывал в одном из предыдущих выпусков «Понедельника».

«Побудь в моей шкуре» (Under the Skin), 2014, реж. Джонатан Глэйзер, композитор Мика Леви

Удивительный фантастический триллер прошлого года. Композитор Мика Леви получила премию European Film Awards за лучший саундтрек года и номинирована в той же категории на премию BAFTA 2015. Девушке 28 лет. Она играет в экспериментальной поп-группе The Shapes (первый альбом группы продюсировал уважаемый электронный музыкант Мэтью Херберт). Её работа для фильма Глейзера прекрасна, и я нетерпением жду выхода пластинки.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь