X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

«Новый худрук! Новый рояль!» О чём шутили артисты на фестивале капустников

95статей

Журналистский взгляд на события, явления, территории, мероприятия в Перми и Пермском крае.

Фото: Пермское отделение СТД РФ

Понедельник для театров — обычно выходной. Но для театров Перми и края есть один особенный понедельник в году, когда они собираются на одной сцене, чтобы шутить и смеяться над собой и друг другом. Так проходит фестиваль-конкурс театральных капустников «Солёные уши». Поскольку в каждой шутке есть доля правды, то за юмором и весельем скрываются очень серьёзные вещи.

В этом году «Солёные уши» проходили в одиннадцатый раз. Несколько лет подряд его принимает Пермский театр кукол. В фестивале участвуют не все Прикамские театры, но большинство. Например, в этом году со своими капустниками в Пермь приехали артисты из Губахи, Чайковского, Кудымкара и Лысьвы. Кроме фестиваля капустников, их может собрать вместе разве что краевой театральный фестиваль «Волшебная кулиса». Но он проходит лишь раз в два года, и попадают на него не все театры.

«Возьмёмся за руки, друзья!»

Основным идеологом и организатором обоих фестивалей является заместитель председателя пермского отделения Союза театральных деятелей (СТД РФ) Софья Ляпустина, в честь которой артисты в шутку прозвали «Солёные уши» «ляпустниками». По её мнению, дать театрам возможность «на других посмотреть и себя показать» — одна из самых важных задач фестиваля.

Иначе театры друг друга не видят, — говорит Софья Ляпустина. — На «Волшебной кулисе» они встречаются раз в два года, и то не могут увидеть все спектакли, лишь один-два. А тут хотя бы видят актёров, друг друга. Это очень важно, они немного сдруживаются и получают определённое представление о других. Пусть условное, не по серьёзным спектаклям. Это такое объединение театрального пространства края, которое даже записано у нас в уставе.

Фестиваль проходит в два этапа: сначала конкурсный показ, по итогам которого жюри решает, какие капустники будут участвовать в вечернем концерте и претендовать на призовые места. Никаких поощрений, кроме дипломов, грамот и символических призов, победители «Солёных ушей» не получают, а всё равно участвуют с удовольствием. Фестиваль постоянно прирастает новыми участниками — в этом году на нём впервые выступили артисты из стажёрской группы Театра-Театра и независимый Театр «К.Т.О.». Правда, вместе со студентами ПГИКа отбор они не прошли.

Заслуженная актриса РФ Татьяна Жаркова, которая вместе с заслуженным артистом РФ Александром Калашниченко каждый год ведёт фестиваль, считает, что у артистов много причин участвовать в капустниках, они для них — вроде психотерапии.

Театр — это монастырь, который живет по своему уставу. Актёрство — это добровольная каторга. И артист идёт на это. Но у него возникают какие-то мысли, недовольства, и он должен выпустить пар. Капустники — тот клапан, который помогает пару выйти. Потому что критика, юмор, сарказм поднимают проблемы, а если они озвучены, то наполовину решены. Когда артист не высказывается, пусть в такой озорной и немного хулиганской форме, он начинает вянуть. Тут возникает театральное братство, и это самое важное.

«Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Каждый фестиваль капустников обычно посвящают какому-то имени. Одиннадцатые «Солёные уши» были посвящёны 80-летию со дня рождения драматурга Александра Вампилова. Решением в духе Вампилова организаторы назвали необычный состав жюри, в который на сей раз вошли директора всех театров, участвующих в фестивале. Посвящение диктует и тему, в рамках которой артистам предлагается шутить, на этот этот раз темой стало название одного из его произведений драматурга — «Провинциальные анекдоты».

Тема — не всегда указ для участников. Из года в год артисты шутят над коллегами, проблемами своих театров (в основном, финансовыми) и злободневными вещами. На каждом фестивале есть общие образы и персонажи. И прошедший год, богатый на события в культурной сфере, подарил немало поводов для шуток. Отставка старого министра культуры края и назначение нового, угрозы Курентзиса уехать из Перми, если не построят новую сцену оперному театру, рояль Театра-Театра, на который собирали пожертвования, смена руководства в театре кукол — над всем этим в капустниках иронизировали много и со вкусом. Больше всего досталось Теодору, на него было сразу три полноценных пародии (причём одна — от коллектива его театра). Вторым «популярным персонажем» стал... рояль ТТ: и Театр кукол, и ТЮЗ использовали в своих номерах переделанную песню из фильма «Мы из джаза» со словами «Новый рояль».

Капустник Пермского театра кукол Фото: Пермское отделение СТД РФ

Общей темы участники придерживаться всё же старались. Чайковский театр драмы и комедии и Губахинский студия-театр «Доминанта» просто по-разному обыграли сюжеты «Провинциальных анекдотов» Вампилова, за что получили спецпризы. Чаще тему обыгрывали по принципу «У кого что болит, тот о том и говорит».

Пермский театр оперы и балета лишь процитировал названия вампиловских пьес. В их капустнике, который, как надеялись артисты, не оскорбит чувств верующих, греческий бог Зевс направляет в созданный для собственной отрады Пермский край своего старшего сына Теодора (или Фёдора, по-нашему). Тот хочет с помощью музыки приобщить пермяков к прекрасному, но ему мешает отсутствие денег на реконструкцию сцены оперного театра (средства собираются распилить на аэропорт и зоопарк), из-за чего Фёдор-Теодор собирается уехать, но его уговаривают остаться.

Театр-Театр в своём капустнике, благодаря точному тексту и экспрессивной игре Михаила Орлова, показал переживания и боль артистов, вынужденных играть в глубокой провинции. В итоге Театр-Театр занял второе место, а Михаил Орлов получил спецприз за «точное определение болевых точек провинциального театра».

Капустник Театра-Театра Фото: Пермское отделение СТД РФ

У некоторых театральных коллективов за годы участия в «Солёных ушах» сложился собственный стиль выступления на капустниках. Так, Лысьвенский драмы имени Савина выступает в весьма необычном жанре — артисты, стоя у микрофонов в странных костюмах (в этот раз они объяснили это тем, что костюмами им платят), шутят в зал и общаются между собой, не глядя друг на друга. Такой формат требует особенного качества юмора, но у лысьвенцев с этим проблем нет. Их капустник получил спецприз «за добрую шутку о бесконечно сменяющихся режиссёрах», но не обошли артисты и общую культурную повестку:

— А кто это там воет? Снова наш новый главный режиссёр?

— Нет, это наш новый министр культуры.

— Что с ней?

— Она поняла, во что ввязалась.

Своя необычная манера выступления на капустниках есть и у камерного театра «Новая драма» — их артисты выступают лишь вдвоём, практически без реквизита, полагаясь только на хорошо написанный текст и свою актёрскую игру. В этом году в паре с постоянным участником «Солёных ушей» и автором капустника Сергеем Толстиковым выступал Алексей Корсуков. Вместе они разыграли свой провинциальный театральный анекдот, вдохновлённый пьесой Вампилова.

Капустник театра «Новая драма» Фото: Пермское отделение СТД РФ

В капустнике некий пермский режиссёр Владимир Валерьянович (собирательный образ), перепивший накануне и не помнящий вчерашнего, из-за недоразумения решает, что скоро его придёт убивать киллер. В эту чисто вампиловскую ситуацию артистам удалось вплести множество отлично исполненных остроумных и злободневных шуток на самые разные театральные темы. Например, обыгрывание названий пермских спектаклей, посвящённое притворяющемуся мёртвым Владимиру Вальрьяновичу: «Сегодня мы сыграем спектакль „Поминальная молитва“, завтра „Весёлые похороны“, а на третий день, когда вы воскресните — „Теперь ты снова бог“». Выступление артистов «Новой драмы» стало самым «литературным» номером, за это они и получили второе место, разделив его с Театром-Театром.

Для меня участие в этом фестивале — это возможность тряхнуть мозгами, почувствовать свежесть, — говорит артист Сергей Толстиков. — Есть такая штука — рассеивание, когда ты собираешь всю информацию за год, сводишь её в одно предложение и делаешь так, чтобы слова стояли в правильном порядке и имели определённую силу. У тебя есть трибуна, где ты можешь сказать то, с чем ты не согласен. И это повышает человеческую адекватность. Что-то вовремя уловить, понять и оформить — это, можно сказать, своеобразная терапия.

Капустник театра «Новая драма». Сергей Толстиков Фото: Пермское отделение СТД РФ

Но вне конкуренции на этих «Солёных ушах» оказался занявший первое место капустник Пермского театра юного зрителя. В ТЮЗе, можно сказать, сложилась своя школа таких номеров, этот театр всегда ярко выступал на фестивале, а в этот раз, кажется, превзошёл самого себя. Тут были и оживший рояль Театра-Театра, и сбор на него денег у зрителей (артисты ходили за милостыней в зал), и реконструкция Театра оперы и балета, и рост популярности музыкальных спектаклей, и молчаливая пародия на Бориса Мильграма и Владимира Гурфинкеля... Гербу, гимну и Пермскому краю в целом тоже «досталось»:

«Ехал грека через реку,

Видит грека — Пермский край.

Край за руку цапнул греку —

Маски, маски нам давай!»

Капустник Пермского ТЮЗа Фото: Пермское отделение СТД РФ

«В каждой шутке есть доля шутки»

Со стороны может показаться, что «Солёные уши» — это «внутрянка», шутки для своих, но это не так. На вечернем концерте в зале был аншлаг. Человек со стороны может понять юмор капустников, ведь шутят артисты не только о театре. В не прошедшем отбор номере Театра «К.Т.О.» артист Рамис Заббаров говорил, что посетил лучший спектакль в городе — митинг. Там и актёры были хорошие, и массовка из школьников большая, и какой-то очень известный режиссёр. «Я вам не Димон!» — заявляла кукла в капустнике Театра кукол, обозначая нового худрука Дмитрия Вихрецкого. А приз за «самую солёную шутку фестиваля» получила коротенькая фраза, прозвучавшая в капустнике Театра оперы и балета: «Товарищи! У нас в фойе бюст Чайковского замироточил!» Всё-таки сатира, юмор и ирония — понятия универсальные.

С точки зрения жизни именно театральной, фестиваль капустников выполняет две важные функции: фиксацию и обозначение наболевших проблем и попытку понять, что будет в будущем. Например, в прошлом году в номере театра «Новая драма» (занял второе место) некий режиссёр приходил к некоему чиновнику, и вместе они генерировали чудовищные и абсурдные планы по реорганизации пермской культуры. А Коми-пермяцкий драмтеатр (занял первое место) выступил с «криком души» о попытке насильно сменить руководство. Можно сказать, что тогда юмором они победили пережитое.

Год назад было невозможно вообразить, что доля правды из этих шуток станет реальностью, и будет уже не смешно. Но одиннадцатые «Солёные уши» показали: ощущение жизни в театрах изменилось. «Новый худрук! Новый рояль! Новый министр! Новый губернатор! Новая Пермь!» — радостно пели на мотив «Старого рояля» в конце своего номера артисты Театра кукол. А ТЮЗ в финале в ритме регги признавался в любви к Пермскому краю, несмотря на множество проблем. Кажется, пессимизм и сатира сменились на острожный оптимизм и позитив.