X

Новости

Сегодня
Вчера
21 сентября 2018
20 сентября 2018

Суета вокруг органа, или как трамвай и металлолом спасли Феодосиевскую церковь в Перми

4статьи

Вместе с экспертами, специалистами по градостроительству мы выходим в Пермь и рассказываем о зданиях, комплексах домов, целых кварталах, уже построенных или, наоборот, по каким-то причинам не возведённых. Говорим о знаковых объектах и пространствах, которые формируют лицо нашего города.

Фото: Тимур Абасов

У стен есть не только уши, но и память. Но, к сожалению, извлекать воспоминания из строительных материалов, которые, наверняка, помнят всё, не научились даже знаменитые британские ученые. Зато есть архитекторы и строители, сохранившие истории многих пермских зданий. Мало того, они могут рассказать о проектах, которые так и не смогли осуществиться, и даже о тех, которым ещё предстоит найти свои дороги на пермские улицы. Цикл материалов «Прогулки с архитектором» мы решили начать с воспоминаний Михаила Плеханова, которому и в силу своего возраста (в этом году Михаилу Сергеевичу исполняется 88 лет), и в силу занимаемой когда-то должности (долгие годы он проработал главным инженером Пермского УКСа), есть что рассказать.

Разговоры о том, что пора бы в Перми открыть свой органный зал, начались в конце 1970-х годов. Они были спровоцированы тем, что соседи в Свердловске (сейчас Екатеринбург), Челябинске и Ижевске уже обзавелись своими органами. А так как в то время помимо социалистического соревнования существовала негласная конкуренция между городами, пермский горком КПСС принял решение, что пора и Перми двигаться в этом направлении.

Михаил Плеханов Фото: Тимур Абасов

«Мы получили команду приступить к поиску подходящего здания и проекта где-то в начале 80-х годов», — вспоминает Михаил Плеханов, заслуженный строитель РСФСР, на тот момент главный инженер управления капитального строительства (УКС) пермского горисполкома.

Приказ есть приказ. Главному инженеру УКСа посоветовали обратить свои взоры на здание Вознесенской, более известной как Феодосиевская, церкви.

Вознесенская (Феодосиевская) церковь (Екатерининская, 170) и дома № 172, 174, 176. 1960-е годы Фото: Анатолий Волегов / История Перми

Здание было бесхозным и находилось в неприглядном состоянии. Почти 30 лет оно использовалось хлебозаводом на износ, без серьёзных ремонтов. К концу 1960-х годов полностью была утрачена кровля, в аварийном состоянии находились несущие конструкции. В 1969 году здание церкви принято под охрану государства как памятник архитектуры и градостроительства, а Пермский облисполком принял решение приспособить помещения церкви под экспозиционные залы Пермского областного краеведческого музея.

«Но музею не суждено было занять эти площади, потому что вдруг как-то неожиданно важнейшим искусством для нас стала органная музыка. УКС тогда был единым заказчиком по строительству в городе, проектированием должен был заниматься Пермгражданпроект, с которым мы тесно сотрудничали, так что, на наш взгляд, никаких сложностей не могло возникнуть», — продолжает свои воспоминания Михаил Сергеевич.

Но они возникли. Помимо чисто строительных задач: ремонт кровли, фасадов, перекрытий и т. д., предстояло переделать церковное здание в концертное. А это значит, что в нём должны были появиться места для касс, буфета, раздевалки и накопителя (так на сухом языке проектировщиков называется помещение, где зрители должны были проводить время до концерта).

«Мы усилили фундамент, выкопали громадный котлован для раздевалки по новому проекту, прорубили лестницу, чтобы зритель мог из нее попасть сразу в зрительный зал. Помимо этого установили железобетонные конструкции между главным холлом и подземной частью. И прокопали тоннель в дом, который стоит по улице Борчанинова, там по проекту должны были раздеваться артисты и музыканты. Всё это было сделано, и вот мы уже начали чистовую отделку в ожидании немецких специалистов».

Феодосиевская церковь. 1981 год Фото: Анатолий Волегов / История Перми

Немецкие специалисты из дружественной Восточной Германии (ГДР) приехали в Пермь, чтобы ознакомиться со зданием, в котором им предстояло установить орган. Они должны были снять размеры под будущий музыкальный инструмент, проверить акустические данные и замерить шумовой фон.

И если с двумя первыми пунктами проблем не возникло — здание подходило почти идеально, а акустика русских церквей была превосходной, несмотря ни на какие хлебозаводы, то шумовой фон вызвал у органных дел мастеров недоумение.

Михаил Плеханов Фото: Тимур Абасов

«Понимаете, я главный инженер УКСа, член партии, всё как положено. Мне дали приказ, я его выполняю. Но в процессе работы над проектом, я всё отчётливее стал понимать, что не дело мы затеяли. Особенно когда стало ясно, что по проекту нам придётся снести с церкви купола, чтобы окончательно превратить храм в концертный зал».

Выступить открыто против этого проекта Михаил Плеханов не решился, да и не было в этом особого смысла, ну, уволят его, придёт другой и завершит работу в любом случае, надо было найти иной выход из положения.

Выход нашёлся крайне оригинальный. Михаил Сергеевич уговорил своего приятеля Зарницина, тогдашнего начальника троллейбусно-трамвайного управления города, на небольшую «диверсию». В то время когда немцы выставили свою аппаратуру, чтобы замерить шумовой фон вокруг здания в дневные и вечерние часы, мимо Феодосиевской церкви с интервалом в 10-15 минут курсировали грузовые трамваи, наполненные металлоломом. Изучив показания приборов, специалисты вынесли свой вердикт: органный зал в этом здании, на этой территории создать невозможно по причине запредельного городского шума.

По итогам этого экспертного заключения в обкоме партии было большое совещание и большой скандал. Немецкие специалисты ещё раз категорически выступили против размещения в Феодосиевской церкви своего органа из-за проблем с акустикой. И надо было решать, во-первых, где его всё-таки разместить и, во-вторых, что делать с храмом, который почти полностью был отреставрирован?

Фото: Тимур Абасов

«На этом совещании я сидел и просто пожимал плечами, как будто меня это не касается. Времена тогда были уже перестроечные, правда мы толком не знали, что и как надо перестраивать, но у меня было предчувствие, что надо просто потянуть время. Тем более что по всей стране храмы уже стали возвращать верующим».

В 2001 году губернатор Юрий Трутнев подписал распоряжение о создании Органного зала Пермской филармонии в корпусе «Б» комплекса зданий администрации и Законодательного собрания Пермской области. Органный концертный зал, основой которого является музыкальный духовой орган немецкой фирмы Glatter-Goetz Orgelbau GmbH, открылся в декабре 2003 года.

Проект реконструкции зала, как и в случае с Феодосиевсой церковью, был выполнен ООО «Пермгражданпроект». Акустическое решение органного зала разработали московские акустики Павел Кравчун (МГУ), Михаил Ланэ и Вадим Сухов (ГУП «МНИИП»). Для этого они специально разработали конструкцию «плавающего» основания под органом и звукоизолирующей стены, чтобы инструмент был полностью защищен от внешних вибраций.

Фото: Тимур Абасов

***