X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
19 октября 2019
18 октября 2019
Фото: Тимур Абасов

«Контрибуция». Что за чёртов город?!

Пермь не часто фигурирует в большом кино. Из последних примеров — «Географ глобус пропил», вышедший почти три года назад. Конечно, есть ещё пресловутые «Реальные пацаны», но это уже совсем другой коленкор. Хотя историй, достойных воплощения на широком экране, у Перми хватает.

Взять хотя бы события Гражданской войны в Перми, которым посвящён фильм Сергея Снежкина «Контрибуция». Эта картина выйдет в прокат только 17 марта, а 12 февраля в пермском «Киномаксе» состоялся предпремьерный показ «Контрибуции», на который приехал исполнитель одной из ролей — известный артист Евгений Дятлов.

Экранизация повести Леонида Юзефовича «Контрибуция» довольно долго добирается до зрителей — из-за постоянных переносов даты релиза. Изначально фильм хотели выпустить в декабре прошлого года, затем сроки сдвинули на февраль, а сейчас премьеру резко перенесли на март. Довольно пространное объяснение этого казуса размещено на сайте «Ленфильма».

Как и дата выхода фильма, немного перенеслось и начало предпоказа «Контрибуции» в Перми: автограф-сессия с Евгением Дятловым сдвинулась на час вперёд, и невольно получилось, что размещённые по всему ТРК «Столица» плакаты, обещавшие встречу с артистом в 18:00, немного привирали. Ведущий, скрашивавший собравшимся людям ожидание артиста, просто исчерпал свой запас шуток и конкурсов. Сам показ сдвинулся на полчаса. Видимо, постоянные задержки — это карма «Контрибуции». Кстати, сам Евгений Дятлов посмотрел фильм только у нас в городе, до этого он видел лишь отдельные эпизоды.

Действие «Контрибуции» разворачивается в Перми в 1918 году. Среднесибирский белогвардейский корпус под командованием молодого, 27-летнего генерал-майора Анатолия Пепеляева (Максим Матвеев), застав врасплох «красных», захватывает город (в историю Гражданской войны это событие вошло как «Пермская катастрофа»). И хотя «белые» успешно взяли Пермь, их войска испытывают острую нехватку провианта, обмундирования, оружия, боеприпасов. Как сообщает генералу снабженец, у войск нет ничего, кроме «боевого патриотического духа», но только с ним много не навоюешь. И уж точно на одном духе не удастся захватить Москву, в направлении которой Пепеляев намерен двигаться дальше. Чтобы хоть как-то исправить это бедственное положение, генерал решает взять с пермских богатеев контрибуцию на нужды армии. Поэтому в бывшем доме губернатора собрано несколько городских купцов, которые на добровольно-принудительных началах должны сделать крупные взносы. Вдова купца Чагина (Елизавета Боярская) в качестве своей доли вносит баснословно дорогой бриллиант, который внезапно пропадает из закрытой комнаты. Куда он делся — неизвестно. Все находящиеся в комнате — под подозрением. На счастье генерала в его тюрьме сидит приговорённый к расстрелу «красный» следователь Мурзин (Илья Носков), которому Пепеляев, в обмен на помилование, поручает в сжатые сроки найти драгоценность, но если следователь не успеет, то приговор приведут в исполнение.

Предыдущей работой режиссёра Сергей Снежкина был сериал «Белая гвардия» — масштабная экранизация Булгакова. В «Контрибуции» Снежкин снова обращается к теме Гражданской войны, и опять же через экранизацию литературы. Только повесть Юзефовича — произведение камерное, по сути, классический герметический детектив. Видимо, поэтому Снежкин, выступивший и автором сценария, серьёзно переработал всю историю в угоду кинематографичности. Правда, не тронув её формы. И если в опубликованной аж в 1987 году повести Леонида Юзефовича «Контрибуция» акценты были расставлены чётко и бывший начальник Пермской милиции (в прошлом — простой мотовилихинский рабочий) Мурзин выходил из ситуации победителем алчных купцов и «белого» генерала, то в фильме всё далеко не так однозначно.

Мурзин здесь бывший юнкер, он не только хорошо знал Пепеляева до войны, но даже увёл у него невесту — Верочку (Надежда Толубеева), которая становится важным героем фильма, из-за чего даже едва заметно обозначается любовный треугольник. Да и отношение ко всем купцам, собранным в комнате, совсем другое. О каком-то противостоянии «белых» и «красных», о том, кто в этой войне хороший, а кто плохой, в фильме вообще не рассказывается. Просто в закрытом пространстве комнаты раскрываются характеры разных людей, их многочисленные противоречия в столь непростое время... Такой режиссёрский ход позволяет показать, чем ужасна Гражданская война на самом деле. Поэтому детективный сюжет, усложнённый по сравнению с повестью, становится просто фоном. По своей конструкции, ритму и содержанию «Контрибуция» скорее герметическая психологическая драма. Этакий коллективный портрет на фоне эпохи.

Фото: Тимур Абасов

В таком жанре совершенно особый спрос с артистов. Евгений Дятлов после показа рассказал, что одна из причин, по которой он согласился на этот проект, — сильный актёрский ансамбль, состоящий преимущественно из питерских артистов. По его словам, все артисты на этих съёмках полностью отдавались работе. И это заметно. Чего стоит один только супружеский дуэт Максима Матвеева и Елизаветы Боярской: он строгий и жёсткий генерал, а она роковая красотка, которой герой Матвеева даёт исчерпывающую характеристику: «Это новый вид — плотоядная голубица, которая водится только здесь, в Перми». Разнообразные купцы — тоже очень яркие герои. Самым колоритным получился как раз персонаж Евгения Дятлова — кряжистый и солидный купец Насонов даже осмеливается дерзить Пепеляеву, за что нарывается на наказание. Юмор во всё действие привносит истеричный пароходчик Каменский в исполнении Константина Соловьёва. Вот только Мурзин, сыгранный Ильёй Носковым, выглядит слишком шаблонным следователем из детективов. Работа этого артиста подозрительно напоминает его самую первую роль в кино — Эраста Фандорина из «Азазеля». Но, может быть, этот герой так выглядит из-за того, что многие эпизоды вырезаны из фильма? Евгений Дятлов, например, рассказал на пресс-конференции, что у его героя было гораздо больше реплик и во время просмотра он подмечал, какие моменты были вырезаны. Действительно, местами очень заметно, что история и персонажи кое-где усечены. Вероятно, как это часто бывает с отечественным кино в последнее время, полную версию «Контрибуции» можно будет увидеть уже в качестве мини-сериала на одном из центральных телеканалов.

Но, кроме сюжета и актёрских работ, «Контрибуция» удивляет ещё и тщательно воссозданным стилем и атмосферой первой четверти двадцатого века. Все декорации и костюмы были изготовлены специально для этой картины, а какие-то элементы, вроде часов главного героя, — настоящий антиквариат. Такая точность в деталях даёт эффект погружения в эпоху. Однако пермяков «Контрибуция» может разочаровать — ни одного кадра не было снято у нас в городе. Натурные съёмки проходили в Кронштадте и Пушкине, а комната в доме губернатора была выстроена в пятом, историческом, павильоне «Ленфильма». Причин к тому, что фильм, действие которого разворачивается в Перми, снимали не в Перми, можно найти несколько. Решусь предположить, что причиной стала невозможность снять сегодня наш город, каким он был сто лет назад. Евгений Дятлов сказал, что когда Сергей Снежкин снимал «Белую гвардию», где Дятлов играл поручика Шервинского, то там тоже возникали проблемы с подбором аутентичной натуры из-за современной застройки. Однако не стоит исключать и чисто финансовый момент: возможно, «Ленфильму» было гораздо проще снимать этот фильм у себя под боком. Хотя сам Евгений Дятлов, пока ему не сообщили, считал, что кино будут снимать именно в Перми.

Из-за того, что этого не произошло, в «Контрибуцию» вкралось несколько ошибок, которые легко разглядят пермяки. Например, дом губернатора в фильме — солидное трёхэтажное здание, хотя на самом деле это одноэтажный особняк с антресолями. Но самая грубая ошибка — это то, что практически все герои произносят название города неправильно. И если генералу Пепеляеву ещё можно простить пресловутое «Перм», то от купцов по фамилии Грибушин и Каменский такое слышать просто дико. Но поскольку большая часть действия проходит в одной комнате, а за два часа экранного времени название города произносят всего несколько раз, то эти ошибки можно и пропустить. По этим же причинам точная принадлежность места действия к определённому городу не имеет значения. В одном эпизоде генерал в сердцах восклицает: «Что за чёртов город?!». А адъютант ему отвечает: «Пермь». Хотя если бы он назвал любой другой город, то ничего бы не изменилось. На самом деле создатели «Контрибуции» легко могли изменить название города, в котором происходят события: на Пермь в фильме практически ничего не указывает. Ну, разве что его начало — захват города пепеляевцами.

Поэтому каких-либо исторических фактов о городе или красивых видов Перми от «Контрибуции» — фильма, что выйдет в прокат 17 марта, или сериала, который покажут по ТВ, — ждать не стоит. Это сложная костюмированная психологическая драма, рассуждающая об очень важных и актуальных вещах, в которой нет абсолютного ничего пермского, кроме упоминаний города и известных купеческих фамилий. Однако ставить это «Контрибуции» в упрёк будет довольно глупо, потому что это поймут только в Перми, а кино вовсе не про город, оно про события, которые бесповоротно изменили жизнь страны.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь