X

Новости

2 дня назад
20 сентября 2018
19 сентября 2018

Фестиваль Синих Лисиц. Художники о Саше Жунёве

Фото: Диана Корсакова

Александр Жунёв — это огромный поток идей, ярких проектов, споров, ком в горле высоких критиков и разного рода чиновников-депутатов. Пожалуй, он главный знаток пермских стен. И у каждого в этом городе свой Жунёв. «Есенин», «Шевчук из листьев», «Каменский», «Спанч Боб», «Распятый Гагарин», «Гусеница из покрышек» и ещё десятки и десятки работ, без которых Пермь уже не Пермь. С ним рядом было круто придумывать, работать и жить.

Олег Иванов, художник, основатель «Экологии пространства» вместе с Александром Жунёвым

— Вспоминаю, как мы с Сашей познакомились. Я давно хотел познакомиться с человеком, нарисовавшим портрет Есенина. А тут ехали из Кудымкара, когда министерство культуры возило блогеров по Пермскому краю. По автобусу бегал молодой человек, угощал всех пирожками с пистиками, ему бабушка знакомая выделила. Мне сказали, что это Жунёв. И когда он дошел с пирожками до меня, я взял его за рукав. До Перми мы ехали уже вместе, рисовали и обсуждали разные идеи. А дня через два он написал мне и запряг рисовать проект для длинных заборов «Сны о любви». С этого проекта мы работали уже вместе.

Почему-то ещё вспомнилось, как мы с Сашей и Василием Зюзюкиным рисовали на здании Педагогического института свою часть проекта «Объединяя города». Так вот, не хватало луны на чёрном фоне звёздного неба, её взялся нарисовать Саша. И луна у него получилась изумительная!

Алексей Илькаев (Алекс Го, Sad Face), художник

— Так получилось, что в 2012 году мы с Жунёвым одновременно выходили «на улицу». Он рисовал Спанч-Боба на будке напротив института культуры, а я свои лица по городу. Я пририсовывал Спанч-Бобу плачущие глаза, он переделывал, потом я снова рисовал, он опять переделывал. Был такой диалог уличных художников. Когда я узнал, что случилось, пошёл и нарисовал его.

Работа и фото Алексея Илькаева

Всеволод Григорьевич, художник

— В разгар лета, кажется, 2009 года, мы шли с гостем из Германии по центру Перми. Он приехал целенаправленно, в рамках летних городских фестивалей, собирать информацию о стрит-арте в нашем городе. Поэтому мы и решили встретиться с Сашей Жунёвым в центре города. Это была первая наша встреча. Мы познакомились, решили прогуляться по центральным улицам, показать гостю город. Но вот уже после двух минут встречи Саша вдохновленно заявляет: «А у меня же тут, кажется, и краска где-то припрятана»! Что? В центре города? Припрятана краска? Вот уж художник! Дальше всё спонтанно, как в арт-хаусном кино — заходим в какую-то старую деревянную постройку на улице Ленина. Половина постройки разрушена и завалена бытовым хламом, бросается в нос запах сырости, вторая половина заселена какими-то цыганами. Мы поднимаемся на второй этаж. Нас встретила тощая женщина, окруженная маленькими детьми, невозмутимо показала нам пальцем на ведро краски и пару кистей, где-то в углу коридора её же дома — сумбурно и очень психоделично. И вот мы уже во дворе этого же дома стоим с краской.

Все мы были в чистой городской одежде (насколько это возможно для художника). Не планировали рисовать. И предполагалось, что мы просто побеседуем с иностранным гостем о стрит-арте, вдохновении и концепциях. «Ты же лисиц рисуешь? — Саша вырывает меня из недоумения от происходящего. — Значит вот, рисуем лисиц! Только краска у нас синяя — поэтому будет фестиваль — Синяя Лисица». И через пару мгновений уже трое художников рисуют на этом же деревянном доме на центральной улице города трех Синих Лисиц. Почему синяя? Почему лисица? Откуда там краска? Почему на доме в центре города? Столько ненужных вопросов отлетели в миг с треском — когда чистое творчество триумфально завладело нами! Вот это полноценный фестиваль!

Драгоценный подарок, который оставил нам Саша — это триумф творчества в человеке, триумф веры в свое дело. Те, кто творил с Сашей бок о бок наверняка отмечали для себя — от тончайшей мысли, задумки, идеи до ее реального воплощения проходит момент длинною в один вдох, не больше. Вот что значит заниматься своим делом! Он шел по улице и говорил — ого, а это так похоже на кота, а это на руку, держащую молот, — бесконечное фонтанирование непринужденной фантазии! — а потом ты прогуливаешься по городу и видишь, что тут уже и кот нарисован, и рука с молотом — всё из его головы становилось реальным на улицах города! Увидел — сделал! Это особый драгоценный вид творческого человека, у которого от захватывающей дух идеи до финальной реализации происходит один вдох, один кратчайший миг, вспышка. Это его подарок каждому — делай то, во что веришь, делай то, что тебе искренне нравится!

Частенько кто-нибудь спрашивал — «Саша, а как ты начал заниматься стрит-артом?» А Саша в ответ искренне улыбался: «Ну вот я попробовал первый раз, и мне так это понравилось делать, что я даже работать перестал! Только этим теперь и занимаюсь!» В этом много смысла! Так прямо может ответить только человек, занимающийся своим делом, вдохновляющий и других заниматься своим делом, верить в свои возможности!

Надеюсь многим удастся превратить эту простоту в свой опыт.

Витя Фрукты, уличный художник

— Саша очень много сделал и для города, что важнее, и для меня лично, как художника в том числе. Всячески поддерживал, помогал в реализации работ, подкидывал заказы. В 2009 году мы вместе делали мою первую уличную работу.

Дмитрий Зеленин, художник, организатор проектов уличного искусства (Тюмень)

— Сашка был первым настоящим стрит-арт художником, с которым я познакомился в сети. Его же первым мне удалось привезти в Тюмень «хедлайнером» одного творческого мероприятия. Сначала он до усрачки перепугал организаторов (департамент по молодёжке) своим портфолио — тогда только-только отгремел его «Гагарин». Затем пытался добить намерением сделать масштабный пиксель-арт с Лениным в гробу. С трудом уговорил его сменить вектор, иначе всё мероприятие могло оскандалиться в нашем консервативном городе.

Дмитрий Зеленин и Александр Жунёв в Тюмени

Алексей Грибель, дизайнер

— Когда я в 2016 работал в Перми, я узнал про Сашу из местной группы ВК, там опубликовали его работу с портретом Шевчука из кленовых листьев. Мне безумно понравилась эта работа и в целом его творчество, и я решил ему написать. Саша охотно согласился встретиться и познакомил меня со своей семьёй и творческой жизнью Перми. После завершения моей работы у меня оставалось некоторое количество пенопласта, который я отдал Саше, из которого впоследствии он сделал «Яйцерезку», чему я очень рад, что смог помочь ему в творчестве. Пока я работал над проектом, к нам на квартиру, которую выделили под мастерскую, приходил Саша вместе с женой Анной и дочкой Мирой, угощали лучшими веганскими вкусностями, которые я когда-либо пробовал.

Борис Хохлов, активист, организатор «Монстрации»

— Саша передал мне «Монстрацию» и помогал советами и продвижением. Когда он пришёл 1 мая с плакатом «ВоЦИРКовление», чиновники потребовали убрать его, так как он оскорбляет чувства верующих и вообще попахивает экстремизмом. Я испугался и сказал идейному вдохновителю пермской монстрации сделать, как просят. Он пожал плечами, спрятал плакат в машину и, немного подумав, присоединился к нам с пустыми руками. Сейчас за фото этого плаката, наверное, могут и посадить. Я до сих пор раздумываю, правильно ли я тогда поступил. Это главный урок, который Саша мне дал — урок свободы.

Фото: Галина Сущек

***

  • Александр Жунёв умер 9 августа 2018 года. Ему было 34 года.