X

Новости

Сегодня
Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
Фото: Пермский театр кукол
154статьи

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Будь счастлив, мистер Манекен! Фейковый мир в спектакле Пермского театра кукол «Крошка Цахес»

Сколько уже сказано о том, что наш современный мир полон искусственности, обмана и фейков. А что если об этой уже порядком избитой теме попробовать рассказать детям, причём опираясь на классику мировой литературы? Тогда получится что-то вроде нового спектакля Пермского театра кукол «Крошка Цахес» (6+).

Перед одним из премьерных показов «Крошки Цахеса» худрук Пермского театра кукол, режиссёр спектакля, а также автор инсценировки Дмитрий Вихрецкий, обращаясь к залу, полному детей младшего школьного возраста, сказал, что эта история рассчитана на зрителей постарше. И действительно, немецкие сказки сами по себе — весьма специфическое чтиво для маленьких детей. Произведения романтика Эрнста Теодора Вильгельма Гофмана, одним из которых и является сказочная повесть-гротеск «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер», конечно, не жуткие народные сказки братьев Гримм с их людоедством, членовредительством, детоубийством и прочими радостями, но тоже могут напугать. Особенно при определённом подходе к интерпретации. Например, фильм «Щелкунчик и Крысиный король» Андрея Кончаловского ужасен во всех смыслах.

«Крошка Цахес» Театра кукол пугать даже не пытается. Слегка отталкивающе, но не жутко в спектакле выглядит только фигурка самого крошки Цахеса (Павел Дитятин). Это небольшая кукла невоспитанного лопочущего уродца, с которой резко контрастирует его рыжий парик, подаренный феей Розабельверде (Солмаз Иманова). Благодаря волшебным волосам Цахес в глазах людей предстаёт достойнейшим красавцем, господином Циннобером, поскольку заслуги других людей магия приписывает ему. В спектакле в паре сцен неплохо показано, как это волшебство работает.

Фото: Пермский театр кукол

Вообще Цахес сам по себе резко выделяется в пространстве спектакля и среди остальных кукол, созданных художником Виктором Никоненко. Цахес — серый, пространство и куклы — белые. К тому же господин Циннобер довольно подвижен, в то время как остальные герои здесь — по сути, манекены почти в человеческий рост, у которых очень ограничен набор движений, и порой даже рот не открывается. Их «зажим» в действиях подчёркивается и тем, что артисты (тоже все в белом) ведут их в открытую, а люди тут вовсю являются участниками действия наравне с куклами — поют и танцуют, а самое главное, рассказывают историю. В итоге, в «Крошке Цахесе» образуется фейковый, насквозь искусственный мир манекенов, где даже фея больше похожа на андроида, чем на волшебницу, а лишившись своих одежд, персонаж просто превращается в предмет, который валяется брошенный где-то в сторонке.

Фото: Пермский театр кукол

Этот лицемерный, деланный мирок легко порождает и возносит Цахеса-Циннобера, который буквально присваивает себе чужие одежды: накидку профессора Моше Терпина (Сергей Гапоненко), ботфорты Полковника (Вениамин Смыков) и так далее, пока поэт Бальтазар (Вениамин Смыков), речи которого об уродстве Цахеса никто не хотел слушать, не раскрывает его секрет и не лишает парика. Тогда и сам Цахес становится предметом, от чего неприятного, в общем-то, персонажа становится даже жалко. Но всё, как и у Гофмана, заканчивается хорошо, и манекены обретают своё манекенское счастье, проговорённое актёрами в зал.

Фото: Пермский театр кукол

И такая демонстрация общества (в первую очередь высшего), склонного верить любой лжи и неготового слышать правду, показывает актуальность сказки Гофмана в наш век фейкньюс и постправды. Может быть, поэтому в Перми почти одновременно вышли сразу два спектакля по «Крошке Цахесу». Ведь буквально через пару недель после Пермского театра кукол Сергей Федотов в Театре «У Моста» выпускает свою версию этой истории с возрастным рейтингом и продолжительностью в два раза выше, чем у спектакля театра кукол, и пометкой «сказка для взрослых».

Впрочем, если приструнить свой синдром поиска глубинного смысла, то можно заметить, что «Крошка Цахес» Театра кукол если и затрагивает важные темы, то делает внятно, но вскользь из-за своего формата. Всё-таки это история одного волшебства с возрастной категорией 6+. Добротная в этом своём качестве работа, с множеством чисто ремесленных минусов. Тут можно отметить местами провисающее действие и то, что проговаривание актёрами истории в зал — явно не самый лучший приём, и непонятное порой сочетание живых людей и кукол (то людей полно, то остаются только манекены), и вызывающей вопросы инсценировки. Ведь из сюжета вырезан маг Проспер Альпанус, из-за чего становится слегка непонятно, как Бальтазар узнал секрет Цахеса (ведь в сказке дело лишь в трёх волшебных волосках), и вообще победа над карликом выглядит какой-то скомканной, собственно, как и вся история, помещённая в прокрустово ложе одного часа действия. Но если это и мешает восприятию, то лишь слегка, и вообще такая попытка поговорить с очень молодой аудиторией на непростую и актуальную тему заслуживает всяческого уважения.

***

Читайте также: экскурсия по закулисью Пермского театра кукол в проекте «Механика театра».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+