X

Новости

Вчера
2 дня назад
08 декабря 2018
07 декабря 2018
06 декабря 2018

#ПроектFAQ: Кто использует без разрешения арт-объект «Счастье не за горами»?

86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

Фото: Тимур Абасов

Кондитерская фабрика «Пермская» ещё в ноябре начала выпуск наборов конфет, на коробках с которыми размещена фотография арт-объекта. На фоне надписи «Счастье не за горами» нарисованы медведи и конфеты в разрезе.

Это далеко не единственный вариант использования изображения уже знаменитого, полюбившегося пермякам арт-объекта. Разнообразные сувениры в виде брелоков, значков и прочего охотно покупаются пермяками и гостями города. Многие из тех, кто проезжает Пермь транзитом, разыскивают Речной вокзал, чтобы сфотографироваться на фоне арт-объекта, который становится брендом города.

Как стало известно журналисту «Звезды», автор произведения, московский художник Борис Матросов, не получил и не получает за него ни копейки. Более того, объект ничей.

В юридическом отделе «Кондитерской фабрики „Пермская“» пояснили, что в соответствии со статьями Гражданского кодекса РФ, части четвёртой, использование в коммерческих целях фотографий произведения искусства, которое находится в свободном доступе, не требует согласия автора.

Как сообщили в Минкульте, арт-объект не был приобретён за счёт бюджетных средств, поэтому его не поставили в реестр имущества министерства. Когда возник вопрос о правоустанавливающих документах, подтверждающих приобретение, их не нашли.

Наиля Аллахвердиева, заместитель руководителя музея PERMM по развитию выставочной деятельности PERMM, рассказала, что возникновение этого объекта в Перми покрыто тайной. «Однако документов на него нет, поэтому авторские права художника не отчуждены и принадлежат художнику, — считает Наиля, — Если он захочет заниматься судебными исками, объект придётся демонтировать. Никаких прав на него у города нет. Использование изображения объекта на конфетах — это слишком. У меня есть подозрение, что художник в Перми за своё произведение вообще ничего не получил. Сейчас этот ничей объект стал частью городской среды. И здорово, что о нём горожане заботятся самостоятельно. Но я считаю, что нам необходимо урегулировать отношение с художником».

По словам Наили Аллахвердиевой, впервые работа была показана в рамках фестиваля «Арт-поле», который проходил в Подмосковье. Куратором фестиваля была Айдан Салахова. Вероятно, музей PERMM, в лице Марата Гельмана, договорился с организаторами фестиваля об использовании концепции. Сам Борис Матросов в Пермь не приезжал.

Елена Куприна-Ляхович, основатель Е. К. Арт-бюро, куратор и организатор множества художественных выставок, подтвердила, что впервые объект «Счастье не за горами» появился на фестивале «Арт-поле». «Это произведение придумал Борис Матросов. Будет хорошо, если по чьей-либо доброй воле этот объект в Перми будет оформлен как положено, а художнику за него заплатят», — считает Елена.

Нам удалось связаться с автором арт-объекта «Счастье не за горами» Борисом Матросовым:

Каким образом объект оказался в Перми?

— Честно говоря, я этого не знаю. Скорее всего, его привёз Марат Гельман. Каким образом там сейчас выпускаются сувениры с изображением объекта и т. д., я не знаю. Мы разговаривали с музеем PERMM о гонораре, но всё это как-то заглохло. За сам объект, который стоит на Речном вокзале, мне ничего не заплатили.

Как вы относитесь к тому, что изображение объекта широко используется, что он стал чуть ли не брендом Перми?

— Я рад, с одной стороны. С другой стороны, нигде даже мою фамилию не указали. Но что я могу с этим сделать? Подавать на кого-то в суд проблематично, потому что я в Москве живу. И потом, на кого подавать в суд?

Вы не собираетесь требовать демонтажа объекта?

— Мне ситуация не нравится, но есть такой момент... Хоть арт-объект и ничей, люди сами заботятся о нём, восстанавливают. Ну, демонтируют его, и что?