X

Новости

Сегодня
2 дня назад
16 августа 2019
15 августа 2019
Фото: Проект «Открой Пермский период»

Музей вне себя

Презентация мобильного приложения «Открой пермский период!» даёт повод поговорить о том, что такое современный музей.

Музей пермских древностей 27 сентября 2014 года презентовал мультимедийный гид «Открой пермский период!». По словам разработчиков, с момента презентации приложение доступно в Google Play и AppStore и на сегодняшний день не имеет аналогов. Проект осуществлён при поддержке фонда Владимира Потанина в рамках грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

В каком направлении меняются сегодня музеи? Зачем им выходить за свои пределы? Каковы мировые тренды музейной жизни? И насколько современны пермские древности?

Об этом в день официального релиза приложения «Открой пермский период!» мы поговорили с директором музейных программ фонда Владимира Потанина Надеждой Максимовой, экспертом конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», заведующей отделом международных проектов музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» Юлией Вронской и руководителем проекта Юлией Глазыриной.

— Надежда, Юлия, почему вы сегодня в Перми?

Надежда Максимова:
— Одна из самых крупных программ фонда Потанина, реализующаяся в России с 2003 года, называется «Меняющийся музей в меняющемся мире». Собственно, в этом названии в своё время была заложена философия программы. Мы поддерживаем лидеров, способных делать яркие и новаторские проекты, способные изменить музей. А музей в свою очередь поменяет мир вокруг. Формулировка может казаться утопической, но из 206 проектов, поддержанных фондом за 11 лет, таких немало.

И проект Юлии Глазыриной как раз из их числа. Он относится к той части проектов, которые выплёскиваются за пределы музея. Для экспертов это один из приоритетов оценки заявленных на конкурс проектов. Очень важно, когда музей оказывается «вне себя» — за пределами музейного пространства, чтобы транслировать образовательные и культурологические идеи людям. Команда проекта «Открой пермский период!» — универсальные специалисты. Они способны не только произвести идею и реализовать свой замысел, но и вдохновить этой идеей многих. Именно таких авторов проектов мы и стараемся поддерживать. Поэтому для меня особенно важно увидеть этот проект реализованным.

Юлия Вронская:
— Два года назад я сама выиграла грант фонда Потанина на реализацию проекта в музее-усадьбе «Ясная Поляна». Фонд привлекает победителей конкурса к экспертизе новых проектов. Приятно быть в музее, в котором глаз радуют не только экспонаты, но и интерьер, продуманность пространства экспозиции. Музей пермских древностей удивляет: не представляла, что можно так «непыльно» сделать экспозицию, посвящённую камням, костям и прочим древностям. Здесь всё свежо, красиво, здорово, стильно.

— Зачем нужен виртуальный гид по Перми и Пермскому краю?

Надежда Максимова:
— Мобильное приложение — это экскурсия по городу, серия пешеходных прогулок, созданная таким образом, чтобы систематизировать исторические процессы, происходившие на территории Урала. Разрозненные объекты, ставшие символами Перми, оказываются связанными между собой. Современность и древности пермского периода связываются смысловым мостиком. Таким образом, мы получаем системное восприятие истории края.

Юлия Глазырина:
— «Открой пермский период!» — проект для жителей и гостей города. Музей выходит за пределы своих стен, чтобы дать бесплатную качественную научно-популярную и развлекательную информацию и вовлечь всех жителей края в геокультурную игру, дать возможность по-новому взглянуть на свой город, увидеть необычное на привычных улицах и вновь научиться удивляться.

Одна из основных «музейных задач» — объединить в единый зонтичный бренд «пермский период» объекты на территории региона, такие как Кунгурская ледяная пещера, арт-объект «Пермяк — солёные уши», памятники соляных заводов в Хохловке и Соликамске, рифы пермского моря на сплавах по уральским рекам и ещё многое из того, что окружает нас каждый день. Даже соль на нашем столе и традиционное блюдо коми-пермяцкой кухни — пирожки с пистиками. Всё это на самом деле имеет корни в пермском геологическом периоде, почти 300 млн лет назад.

Формат мобильного приложения и его доступность на английском языке позволяют из любой точки мира совершить виртуальные путешествия по Пермскому краю и пермскому периоду. Это открывает принципиально новый подход с точки зрения познавательного туризма.

— В чём неординарность этого проекта?

Надежда Максимова:
— Сама по себе актуализация темы палеонтологических и геологических исследований, попытка сделать этот сложный материал доступным широкой аудитории — смелый шаг. Нужно приложить неимоверные усилия, чтобы играючи показать человеку, далёкому от геологии, как его жизнь связана с историческими процессами, которые происходили на территории Перми 300 млн лет назад.

Юлия Вронская:
— Мне очень понравилось в этом проекте, что для написания текстов приложения и материалов, которые в дальнейшем будут использоваться туристическими компаниями, были привлечены не профессионалы, а подростки и студенты, юные геологи. Они исследовали темы, изучали, а потом писали тексты такими, какими они хотели бы их читать. Получилось, что приложение написано доступным языком, короткими предложениями, которые легко воспринимаются. Термины и специальные названия не отпугивают совершенно, а органично вписаны в разговорную речь. Мне кажется, это очень правильное направление — простым языком открывать сложные вещи.

Юлия Глазырина:
— На презентации в Музее пермских древностей сбылись две наши важные задумки. Мы вручили первые сертификаты Амбассадоров музея и пермского периода. У многих зарубежных музеев есть не только Клуб друзей музея, но и послы — Амбассадоры — люди, которые любят музей и несут его идеи. Музейным Амбассадором может быть и известный актёр, и меценат, и любой неравнодушный человек.

Первые 40 сертификатов музейных Амбассадоров вручили юным геологам — соавторам приложения (кстати, некоторые из них в этом году поступили учиться в ПГНИУ и МГУ), команде проекта, партнёрам и почётным гостям.

Другой важный и символический момент — на вечеринке было посажено дерево Гинкго, символ пермского периода. После мы его высадим в Ботаническом саду Пермского университета. Удивительно и символично то, что сертификат на именную посадку в результате случайного жребия выиграла туристка из Кирова Ольга Федянина — музейные Амбассадоры пермского периода будут нести идеи не только в Пермском крае.

— Для кого разработано приложение — для детей, подростков, взрослых?

Надежда Максимова:
— В моём понимании, не должно быть такого разграничения — детский или недетский проект. Качественный проект предназначен для всех. Его качество определяется в данном случае доступностью. Это не столько физическая, сколько интеллектуальная доступность материала. Дети зачастую любознательнее взрослых. А если авторы проекта достучались до взрослого, который оторвался от множества срочных дел и захотел узнать об истории края, — это благородная задача. Та информация, которую авторы проекта предъявляют, может менять нас самих. Это именно то, ради чего стоит приходить в музей.

Фото: Проект «Открой Пермский период»

Юлия Глазырина:
— Изначально мы были ориентированы на пермяков, которым приложение во время прогулок по городу с помощью системы геопозиционирования будет подсказывать, что за углом «пришелец» из пермского периода, которому почти 300 млн лет. Таким образом, наша основная аудитория — молодые люди, семьи, у которых в кармане есть смартфон или планшет. В момент подготовки мы приняли решение расширить аудиторию, обозначили формат «прогулок по пермскому периоду» — бесплатных экскурсий по маршрутам, описанным в приложении. Оказалось, что это очень удачный формат, и, возможно, мы его будем продолжать.

— Как эксперты музейных программ вы наблюдаете тенденции развития в этой сфере. Куда движется мир и как в связи с этим меняются музеи?

Надежда Максимова:
— Мы работаем со многими музеями и ожидаем проектов, отвечающих международным музейным трендам. Выбираем приоритеты и закладываем их в основу программ фонда. Для нас очень важны открытость и доступность музея. Открытость подразумевает готовность взаимодействовать с обществом, принимать его запросы и интересы, отвечать на них. Сегодня музей — это не только хранилище коллекций культурных и научных ценностей. Он должен уметь их предъявить. Физическая и интеллектуальная доступность музея тоже важна. Наши программы в основном ориентированы на сотрудников музеев и включают просветительский и образовательный аспект, как для самих специалистов, так и для тех людей, кому адресованы их проекты.

Безусловно, крайне важна роль инициатора проекта — человека, который сам способен удивляться и развиваться и который может заинтересовать других. Считаю, в этом смысле проект Юлии Глазыриной полностью соответствует приоритетам программы фонда. Видя горящие глаза одних из создателей мобильного приложения — юных палеонтологов, понимаешь, что это необыкновенно «живой» проект, созданный необыкновенно заинтересованными людьми. Несмотря на то что приложение запущено, я уверена, что проект будет развиваться и дальше.

Юлия Глазырина:
— Да, после запуска приложения начинается большая работа по продвижению. В частности, мы планируем продвигать отдельные маршруты — маршрут «Губаха. На горных лыжах — по древнему морю» представим в начале горнолыжного сезона. Изначально мы планировали четыре основных маршрута «Город Пермь. Открой пермский период!», «Пермь — Очёр. По следам звероящеров», «Губаха. На горных лыжах — по древнему морю», «В Кунгур, на дно пермского моря».

Юлия Вронская:
— Если говорить о том, какие тенденции мы наблюдаем в мире, сегодня принято считать, что в авангарде идут британские музеи. Они задают тон в мировой музейной деятельности. Выставки, которые делаются в Лондоне, — это невероятные хиты, сравнимые с блокбастерами в кинематографе. В первую очередь, британцы уделяют внимание выбору темы. Второй сильный аспект — это планирование. Выставка тщательно прорабатывается до мелочей на протяжении нескольких лет. И третье — то, как позиционируется проект, маркетинговая стратегия и качественная реклама. Даже если не интересуешься темой выставки, а побежишь на неё, видя на каждом шагу невероятной красоты рекламные плакаты.

Музеи сегодня проводят лектории, мастер-классы, литературные чтения, фестивали. В России эти формы коммуникации тоже популярны. Пример нашей работы — кулинарный проект «Анковский пирог». Готовить сегодня модно — мы провели в «Ясной Поляне» мастер-классы по рецептам Софьи Андреевны Толстой, качественно издали книгу её рецептов. Ещё один наш международный проект называется «Сад гениев». Это фестиваль, в рамках которого проходит исследовательская работа литературных музеев Шекспира, Сервантеса, Джойса, Толстого, ставятся спектакли, организуются научные лектории университетского формата. В течение 10 дней фестиваль ежедневно собирает аудиторию примерно в 300 человек. Вот что важно: если выставка или лекция не обманула ожидания посетителя, то в следующий раз у него будет доверие к этому музею. И он придёт снова.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+