X

Новости

Вчера
2 дня назад
15 сентября 2019
14 сентября 2019
13 сентября 2019
Фото: Ильяс Фархутдинов
44статьи

В этом проекте мы расшифровываем и публикуем самые важные и яркие, на наш взгляд, речи общественных, политических и культурных деятелей.

«Стоит один раз выйти за этот круг...» Социолог Олег Лысенко о том, почему культурные учреждения Перми всё чаще путают день с ночью

В 2018 году Пермь накрыло событиями в сфере культуры и досуга, проходящими, так сказать, во внеурочное время. Всё началось с Пушкинской библиотеки, объявившей «тихий час», затем аналогичное мероприятие предложил музей PERMM. Филармония «Триумф» присоединилась к проекту ночных концертов, позже пермяков приглашали на ночь музыки гонгов... И это не полный список. Мы попросили специалиста в сфере социологии культуры объяснить нам, что происходит.

Кандидат социологических наук, доцент ПГГПУ Олег Лысенко:

— В мировой культуре появление ночных мероприятий связано с переходом от индустриальной формации к постиндустриальной. Это происходит, когда фабрика перестаёт доминировать в городе. Согласно концепции Леонида Ионина, существуют моностилистические и полистилистические общества. В моностилистических доминирует какой-то один стиль жизни, и в нем всё достаточно регламентировано: место и время работы и отдыха, смысл жизни и ценности определены кем-то и едины для всех. Классический пример — это Советский Союз и ранние индустриальные государства. А в 60-70х годах на Западе наступила эпоха полистилизма, когда возможно множество стилей жизни, и ты можешь выбирать наиболее подходящий тебе. Соответственно, разрушаются регламенты, и вот тогда появляются спектакли на склоне горы и в промышленном цехе. И в том числе со смещением времени.

Это становится возможным потому, что ты работаешь не с восьми до пяти ежедневно, а в том режиме, который тебе нужен. Естественно, это ложится на другой экономический уклад, где синхронное поведение больших количеств людей, которые по гудку собираются в одном месте, чтобы поработать, и потом по гудку расходятся, просто неактуально.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Что касается России, то до начала 90-х годов в сознании людей и в идеологии государства завод оставался главным. Собственно, до сих пор многие наши современники не понимают, как город может существовать без тяжёлой промышленности. Но примеров таких городов много. Екатеринбург, внутри которого заводы почти прекратили существование, на порядок успешнее Перми.

На одном из Московских урбанистических форумов Александр Высоковский, тогда являвшийся деканом Высшей школы урбанистики, рассказывал о результатах исследования развития человеческого потенциала. И в его устах прозвучала парадоксальная фраза: «Пермь и Волгоград проигрывают потому, что они сохранили заводы». Пока заводы существуют, они концентрируют людей и их сознание вокруг себя и не дают обществу двигаться дальше. Это определённая ловушка: промышленное наследие цепкое, давит и тащит нас назад. Поэтому те города, которые быстро освободились от своего заводского наследия, за несколько лет делают шаг далеко вперёд. Начинает активно развиваться сектор IT, сфера услуг, логистические процессы.

Появление новых досуговых практик — это хорошо. Это оживляет городскую жизнь, это даёт горожанам возможность удовлетворять свои потребности здесь, не уезжая. В эпоху полистилизма потребности людей все больше дифференцируются. Мы живём в эпоху, когда от коллективного существования человек переходит к индивидуальной траектории. У социологов даже есть такой термин «биографизация жизни» — каждый человек в современную эпоху стремится сам выстроить свою жизнь, не похожую ни на какую другую. А практики досуга — это тоже способ биографизации впечатлений. Поэтому чем больше возможностей для удовлетворения разнообразных запросов на такой досуг, тем лучше. Тем более полноценной жизнью живёт человек, тем комфортнее ему здесь.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Мы проводили в Березниках фокус-группы по поводу городских досуговых практик. В том числе была фокус-группа с молодёжью: там были старшеклассники, учащиеся местных техникумов, колледжей и вузов. Все они мечтают уехать, и даже не в Пермь, а в Екатеринбург или столицы, и одной из причин все называют «здесь скучно, здесь делать нечего». Конечно, они говорят и о профессиональной реализации, но ощущение бесцельно проводимого времени у них есть. Где-то «там» кипит жизнь, причём благодаря интернету её даже можно увидеть, и это разогревает желание быть мобильным, увидеть, попробовать, почувствовать.

Поэтому чем больше разных и необычных практик есть, тем более привлекательна Пермь. Мы ещё не скоро догоним Екатеринбург, но мы можем побороться за провинциальных ребят, которые переедут к нам из городов Пермского края и Свердловской области, уж точно из Удмуртии и Кировской области. Причём это ведь удерживает ребят с большими запросами, то есть качественный человеческий потенциал — молодёжь, которая ориентирована на образование, на творческие профессии в широком смысле этого слова.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Смысл всех этих новых практик не в том, что они придут на ночное мероприятие, а потом вернутся и на обычное, дневное. Смысл в другом: один раз проведя новое мероприятие, само это учреждение начинает понимать, что можно по-другому, и это тоже стимулирует поиск новых форматов.

Такой опыт нужен не столько зрителю, сколько самому учреждению. У них, как и у людей, есть определённый набор стереотипов. Зачастую мы не можем что-то изменить не потому, что к этому есть объективные препятствия, а из-за шаблона в нашей голове. Основные препятствия — в устоявшихся правилах поведения. Ведь дело даже не в том, что директор не хочет или сотрудники, но сдвинуть всю эту махину до последней уборщицы, у которой нет мотивации работать в нестандартное время. Но стоит один раз выйти за этот круг, как ты понимаешь, что можно и так тоже. Выясняется, что и с гардеробщицами можно договориться, и с уборщицами. И даже с охраной!

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь