X

Новости

Вчера
2 дня назад
16 сентября 2019
Фото: Константин Долгановский

Пермская художественная галерея. Презентация возможности

5 марта в Пермской государственной художественной галерее специалисты международного бюро Casson Mann Designers представили пермской общественности обоснование возможности переезда галереи в комплекс зданий бывшего военного училища на улице Окулова, 4.

В одном из залов Пермской художественной галереи собрались журналисты, архитекторы, скульпторы, художники, фотографы, искусствоведы, общественные деятели, чтобы познакомиться с выводами британских экспертов из дизайнерского бюро Casson Mann, которые подробно изучили возможности зданий казармы и спортшколы бывшего ВКИУ на предмет: могут ли они после реконструкции стать новым домом для главной пермской коллекции искусства.

Фото: Константин Долгановский

— То, что мы сейчас демонстрируем, — незавершённый проект будущей галереи, — уточнила директор международного бюро Casson Mann Designers Дайна Кассон. — Он ещё будет дорабатываться — нами или кем-то другим. Это лишь обоснование возможности переноса коллекции в новое помещение. Основная проблема заключается в том, что высота потолков в здании была приспособлена для пребывания там будущих офицеров, а не музейной коллекции. Для того чтобы перевезти туда галерею, необходимо будет увеличить высоту потолков, произвести перепланировку здания, а также сделать пристрой к нему.

Как уточнил специалист Casson Mann Designers Гэри Шелли, презентация стала обобщением работы, к которой эксперты дизайнерского бюро из Лондона приступили в 2009 году. Для того чтобы оценить возможность адаптации существующих зданий под современные требования, понадобилось изучить объём и содержание коллекции предметов искусства, находящихся на хранении в Пермской галерее. Эксперты сравнили особенности пермской коллекции с опытом демонстрации коллекций в других музеях мира. Они посчитали, какое пространство выделяется в современных музеях для экспонатов, сколько пространства требуется для посетителей. Расположение здания, пути подъезда и подхода к нему, влияние вибрации от железной дороги, экологическая ситуация, состояние самого здания — всё это тоже стало предметом тщательного изучения специалистами.

Из трёх возможных вариантов реконструкции остановились на том, чтобы перестроить заднюю часть здания бывших казарм ВКИУ и соединить её перемычкой со зданием бывшей спортшколы военного училища. Продумывалась также возможность создания нового фасада, чтобы обновлённое здание выглядело современным и отражало уникальный образ галереи.

В презентации проекта было уделено внимание расположению выставочных залов, маршрутам движения посетителей, тематическому планированию коллекций и взаимосвязям между ними. Как отметила Дайна Кассон, особенно важно решить, где будут располагаться «жемчужины» пермской коллекции — коллекция деревянной скульптуры и строгановские иконы. Либо «пермские боги» станут кульминацией экспозиции, либо будут встречать пришедших в самом её начале, либо станут сопровождать посетителей на протяжении всего их пути по галерее. Эксперты предложили несколько вариантов, как решить освещение выставочных залов, что является одним из принципиальных и самых сложных в техническом плане моментов.

Британские архитекторы выразили надежду на возможность строительства (не реконструкцию!) нового хранилища на месте здания спортшколы, которое вместит разнообразные коллекции, требующие разного климатического контроля. Современный формат хранения позволит галерее привлекать к участию в выставках главные музеи страны и мира.

Каждый из представителей пермской культурной общественности пришёл на презентацию со своим вопросом, сомнениями и пожеланиями.

Надежда Агишева, руководитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция», спросила экспертов, соответствуют ли предложенные ими решения тем амбициям, которые заявляла ПГХГ в своей концепции нового здания.

Дайна Кассон:

— Думаю, можно и так сказать. Особенно потому, что в результате реализации этого проекта галерея обретёт новое лицо. Само здание Пермской художественной галереи должно соответствовать великолепию её коллекции. Современные музеи, в отличие от традиционных, заботятся о посетителях. Они должны быть организованы так, чтобы стать центром культурной жизни людей. Этот проект, по нашему мнению, имеет огромный потенциал.

Также на презентации было отмечено, что в ходе изучения возможности реконструкции зданий на ул. Окулова, 4 специалистами научно-проектной фирмы «Надёжность» было проведено исследование особенностей перекрытий. В результате найден потенциал для усиления перекрытий здания до необходимой проектной отметки. На этом основании, по словам экспертов, можно считать, что здание будет «не временным хранением коллекции, а современным музеем, отвечающим всем нормам и пожеланиям заказчиков».

Однако присутствующих на презентации интересовали не только технические возможности осуществления проекта, но и то, удастся ли при переезде в новое здание сохранить и воссоздать главную ценность Пермской галереи — духовную составляющую коллекции: концептуальное сводчатое пространство для экспозиции деревянных скульптур, которое есть сейчас в здании Свято-Преображенского собора.

На вопрос, можно ли в условиях данного проекта избежать ощущения «камеры хранения» для «пермских богов», Дайна Кассон ответила, что они думали об этом.

Дайна Кассон:

— Да, мы думали об этом. Преимущество хранения деревянной скульптуры в здании собора безусловно. Но мы допускаем размещение фигур Христа в тёмном помещении, которое бы символизировало темницу. Это эмоциональная составляющая. То, что мы показали на презентации, — возможности, как реконструировать пространство здания. А содержание экспозиции может меняться.

Фото: Константин Долгановский

Гэри Шелли:

— Новое пространство позволит разместить больше экспонатов из коллекции галереи, чем сейчас. Может быть, стоит выделить деревянные скульптуры Христа с помощью освещения? Или разместить их в нишах? Также мы думали, как сделать, чтобы каждая икона из коллекции галереи выглядела уникальной в новом выставочном пространстве. Возможно, стоит сделать такое освещение, чтобы оно напоминало огонь свечей в храме. Сейчас мы не даём окончательных решений.

Как уточнила директор ПГХГ Юлия Тавризян, новые экспозиционные площади составят 4 600 кв. м. Это значит, что новое здание почти втрое увеличит площади, которыми галерея располагает сейчас. Общая площадь помещений составит около 12 тыс. кв. м.

Фото: Константин Долгановский

Юлия Тавризян, директор Пермской государственной художественной галереи:

— Презентация обоснований возможности перестройки зданий — это, к сожалению, ещё не завершение работы, а только начало пути, который нам предстоит проделать. Вполне возможно, что на этом пути нас ждут крутые повороты вследствие технических экспертиз. У нас много вопросов. Конечно, можно мечтать о новом здании в центре города или даже о дворце с хрустальным мостом в виде радуги над Камой. Но мы понимаем, что живём в реальности. При принятии решения часто используют такой метод: разделить листок на две части, чтобы посчитать плюсы и минусы. В данном случае плюсы перевешивают минусы.

В конце встречи слово взял директор Пермского академического Театра-Театра Анатолий Пичкалёв.

Анатолий Пичкалёв:

— Я доверяю специалистам и считаю, что нужно соглашаться с представленным нам сегодня вариантом. Тем более что переезд галереи в здание бывшего военного училища будет символичным: от милитаризма мы поднимаемся к искусству.

По просьбе обозревателя «Звезды» своими впечатлениями о презентации поделились Надежда Агишева и Игорь Луговой.

Надежда Агишева, руководитель Фонда поддержки культурных проектов «Новая коллекция»:

— Общественного здания или хоть какого-то здания, которое можно считать успешным архитектурным проектом для размещения фондов Пермской галереи, по моему мнению, в Перми нет. И за то время, пока рассматривался вариант покупки здания ВКИУ, не было построено.

Пермь — не первый город, столкнувшийся с задачей реконструкции существующих зданий под специфические условия современного музея. Известны успешные примеры, реализованные в европейских странах. Назову, по крайней мере, два выдающихся проекта. Это галерея «Альбертина» — музей, расположенный в венском дворце герцогов Тешенских. После реконструкции «Альбертина» стала самым посещаемым музеем Австрии.

Второй пример — музей «Ленбаххауз» в Мюнхене, реконструированный знаменитым британским архитектором Норманом Фостером. Памятник архитектуры XIX века, здание виллы художника Франца фон Ленбаха, Фостер дополнил современными постройками.

В обоих случаях был найден ответ на вопрос: как в историческом здании, не предназначенном для музея, создать музейное пространство, где будет комфортно современному человеку.

Более того, при реконструкции галереи «Альбертина» и музея «Ленбаххауз» много внимания уделено символической концепции музеев — той самой духовной составляющей, о которой сегодня с тревогой говорили на презентации.

На данный момент в решениях по реконструкции архитектурного ансамбля для галереи, которые предлагают британские специалисты, вот этого визуального символического жеста я не вижу.

Игорь Луговой, архитектор:

— Я наблюдаю, как уровень наших притязаний в отношении переезда галереи снижается с каждым годом. Мне довелось участвовать в конкурсном проекте ПГХГ ещё в 1993 году, помню, как начиналось обсуждение выбора оптимального здания для галереи. Впустую 22 года, только представьте!

Несомненно, нужно отдать должное всем, кто работал над исследованием возможностей реконструкции здания ВКИУ для Пермской галереи. Проведена большая работа, но, по моему мнению, в результате видно, что это очередной тупик. Согласно нормам, для экспозиции требуется прилегающая к зданию территория в 2 га. Площадь возле двух зданий бывшей казармы составляет всего 0,5 га. Расширение территории невозможно.

Я считаю, что городу нужен проект здания, созданный специально для коллекции Пермской художественной галереи. А сейчас ситуация становится похожа на житейскую историю, когда люди, уставшие от поисков, соглашаются въехать в «хрущёвку» — лишь бы была крыша над головой. Но о высоком качестве жизни в таких условиях говорить уже не приходится.

Сейчас мы услышали только результаты исследования возможностей. Это здание нельзя считать готовым к эксплуатации. Тому есть вполне конкретные обоснования: не выполнен комплексный анализ технического состояния конструкции здания, может понадобиться не только замена перекрытий зданий, но и укрепление фундамента, что повлечёт дополнительные затраты. По предварительным подсчётам, стоимость одного квадратного метра реконструированного здания может оказаться вдвое выше, чем стоимость одного квадратного метра нового здания.

Далее предстоит разработка эскизного проекта — этот этап займёт как минимум полгода. Сбор проектной документации, которая должна пройти экспертизу, потребует ещё столько же времени. Только через год, возможно, мы получим конкретный проект реконструкции. Столько же времени можно было бы потратить на создание проекта строительства нового здания.

Строить прогнозы о сроках переезда сейчас сложно. Я считаю, если решение о покупке комплекса зданий на ул. Окулова, 4 принято, то перевезти коллекцию галереи в новое помещение будет возможно лишь года через два, а то и больше.

Искреннюю заинтересованность судьбой главного культурного достояния Пермского края выражали все присутствующие на презентации без исключений. Но всё же самой взволнованной и самой трепетной была реакция сотрудников галереи.

Достаточно было после окончания презентации спуститься в гардероб, чтобы понять: переезд в новое здание — острый вопрос не только для руководства, искусствоведов и хранителей коллекций, но буквально для каждого сотрудника галереи. Работники технических служб встречали коллег, участвовавших в презентации, потоком вопросов: «Когда это будет? Что решили?»...

Известие о том, что правительство Пермского края объявило о выкупе двух зданий бывшего ВКИУ до 10 апреля, было воспринято бурно и эмоционально: «Слава Богу! Наконец-то мы переедем!» Словно даже уборщицы и гардеробщицы готовы своими руками переносить экспонаты коллекций галереи через Соборную площадь уже сейчас.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь