X

Новости

Вчера
2 дня назад
19 октября 2019
18 октября 2019
17 октября 2019

«Что попишешь? Молодёжь. Не задушишь, не убьёшь». РПЦ подготовила рекомендации для приходской работы с субкультурами

На официальном сайте Русской православной церкви (Московский патриархат) опубликованы «Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлечённой в субкультуры». Документ принят на заседании Священного Синода РПЦ (МП) 9 июля 2019 года. Редакция интернет-журнала «Звезда» внимательно его прочитала и решила рассказать, как выглядят современные молодёжные субкультуры в России, если на них смотреть с амвона.

X, Y и т. д

Из введения к рекомендациям, прежде всего, мы узнаем:

  1. «Молодёжь — наиболее приспосабливаемая и в то же время социально слабая и неустойчивая демографическая группа, несвободная от влияний и злонамеренного управления».
  2. Есть поколение X и поколение Y, но на наш взгляд, авторы рекомендации написали слишком запутанную фразу, поэтому мы её просто процитируем: «Сегодня молодёжь в целом живёт уже другими ценностями и объединяется по другим принципам, нежели поколение X с „классическими“ субкультурами. Такие движения, как готы, панки, скинхеды или эмо ушли в маргинальный сектор, их границы размыты, а число сторонников не превышает нескольких процентов». А в примечаниях есть такие цифры: к примеру, в Махачкале к эмо причислили себя только 2,7 %, а к готам — 1,6 %. В Казани 1,7 % — готы и 1,4 % — эмо. В Петербурге готы ещё держатся — их почти 5 %, но эмо — только 1,5 %, как в Ульяновске. Мы тут задумались, если в Махачкале эмо 2,7 %, то... и тут же перестали думать, а то мало ли что.
  3. Оказалось, что «не все эти движения опасны, но, тем не менее, некоторые из них носят открыто деструктивный характер».

С кем вы, деятели ЗОЖ?

Ссылаясь на работу социолога Елены Омельченко, авторы рекомендации выделяют четыре основных тренда современных молодёжных субкультур, с которыми, судя по всему, и предстоит работать приходским священникам:

  1. ЗОЖ (веганы, вегетарианцы, последователи правильного питания, отсутствия вредных привычек, занятий спортом);
  2. Своеобразный аскетизм в потреблении: приверженцы интереса к продуктам вторичной переработки, заботы об экологии, направления DIY и просьюмерских практик, являющихся альтернативой расширению массовых потребительских индустрий (включающих не только производство одежды, но и музыку, медиа и др.);
  3. Популяризация экстрима и спорта (паркур, воркаут, руферы, сталкеры, роллеры, скейтеры, стритрейсеры, уличные танцоры хастла, брейка);
  4. Волонтёрство (готовность заботы об окружающих: Liza Alert, «Старость в радость», помощь в тушении пожаров, служба «Милосердие» и др.).

Как ты стал велосипедистом?

Ну, теперь, когда выяснилось, что, помимо перечисленных выше трендов, «существует общий для всех городов набор молодёжных практик — велосипедисты, геймеры, любители настольных игр и гаджетов (гики), футбольные фанаты», надо разобраться, каковы причины увлечённости субкультурными ценностями. Их всего три:

  1. Отсутствие полноценной традиционной социализации (например, неблагополучные отношения с родителями и/или сверстниками).
  2. Резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи, изменение статуса или материального положения).
  3. Инфантилизм. «Для них философия какой-либо субкультуры, её ценности и образ жизни становятся спасением, уходом от реальности, пристанищем. Большая часть современной молодежи не хочет взрослеть и становиться взрослыми на социальном уровне, она боится ответственности, рутины, обязанностей. Представители неформальных групп хотят казаться взрослыми, но жить легкой и беззаботной жизнью. Частым решением является употребление каких-либо веществ (сигареты, алкоголь, наркотики), копирование внешнего поведения».

У нас в редакции стоит два велосипеда, после того, как мы прочитали эти слова, сразу стали как-то странно коситься друг на друга.

И самое главное: вовлечение в ту или иную группу «помогает думать о свободе от тягостных переживаний, вызванных конфликтом с внешним миром взрослых, с господствующей в обществе культурой, в том числе православной».

Тут мы вспомнили «Театральный роман» Булгакова, где одного из актёров режиссёр заставлял ездить на велосипеде, чтобы лучше сыграть сцену объяснения в любви.

Цели и задачи

Понятно, что «целью работы с представителями субкультур должно стать желание показать им полноту жизни в Церкви со Христом, а не желание переделать молодого человека и вытянуть из субкультуры (кроме деструктивных)». Но вот только одна из задач, которая должна способствовать её достижению, сформулирована как «организация епархией фестивалей молодёжных субкультурных практик».

Тут опять же на память пришла борьба секретаря Пермской епархии Андрея Литовки с «божественной шаурмой» и история граффити «Гагарин. Распятие» ушедшего от нас Саши Жунёва. Ну, может, это всё случилось, потому что рекомендаций тогда ещё не было.

Начало долгого пути

Начать работу надо с «систематического тщательного мониторинга региона (города, района) с целью изучения профиля молодежных субкультурных практик». Далее рекомендации больше напоминают инструкцию для разведчиков или агентов под прикрытием. Там и про сбор информации, и про систематический поиск единомышленников в структурах власти. Ладно, хоть в конце не забыли приписать: «В любом случае рекомендуем действовать с рассуждением, помня о Федеральном законе от 26.09.1997 № 125-ФЗ „О свободе совести и о религиозных объединениях“, в частности о п. 5, ст. 3, гл. 1».

Правила коммуникации с представителями субкультур

Почему-то такая последовательность правил: «Уважение. Принятие. Искренность. Такт и достоинство», на наш взгляд очень похожи на пять стадий принятия неизбежного. А мы напомним, речь идёт о поклонниках ЗОЖ, велосипедистах и волонтёрах.

Полезные и не очень советы

А вот раздел «Работа на территории храма» неожиданно порадовал некоторыми разумными предложениями:

«Категорически запретить родителям спорить на религиозные темы, т. к. всё, что они могли сказать своему ребёнку, они уже сказали, и не по одному разу».

«После этого необходимо поддерживать отношения родителей с детьми, сведя их к чисто бытовым началам: „любит пельмени — готовьте пельмени“».

«Через две-три недели попросить ребёнка сходить в православный храм со словами „сделай это для нас, нам хотелось бы, чтобы ты сравнил одно с другим, а если ты сделаешь, и мы сходим к тебе, посмотрим как у вас там, как проводите мероприятия“».

А вот в совете «в первую очередь определить его настроенность: фанатичен ли пришедший или нет. Если молодой человек адекватен, то предлагается следующий метод: признать его желание к переменам и направить это желание в правильное русло», есть какая-то недосказанность. Непонятно, а что делать, если молодой человек вдруг окажется неадекватным.

И, когда авторы рекомендуют привести примеры, как представители субкультур евангельских времён пришли к вере, то они как-то очень вольно трактуют имя одного из апостолов. «Среди учеников Христа был апостол Симон Зилот. Значение слова „зилот“ на современном языке — скинхед, националист». Даже если мы предположим, что Симон принадлежал к движению зелотов, в чём многие исследователи сомневаются, то называть представителей освободительного движения скинхедами, на наш взгляд, — это перебор.

Про рекомендации РПЦ о том, как работать в соцсетях, мы уже писали, тут авторы не сказали ничего нового. Да и заключение не блещет новизной: «когда священник начинает общаться с представителями субкультурных движений, за эпатажным внешним видом или манерой поведения важно увидеть личность молодого человека».

***

Отец Андрей Кураев: «Распятый Гагарин не оскорбил мои чувства»

Читайте также: инструкция РПЦ по работе в соцсетях

Тест: Что вы знаете о русской иконе?

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь