X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
20 марта 2019
Фото: Тимур Абасов
41статья

В этом проекте мы расшифровываем и публикуем самые важные и яркие, на наш взгляд, речи общественных, политических и культурных деятелей.

Нормально ли ребятам из пермских детдомов просить одежду Gucci? Отвечает руководитель фонда «Дедморозим» Дмитрий Жебелев

Пермские и федеральные СМИ написали, что воспитанники пермских детских домов хотят обладать модными западными брендами. Об этом дети написали в своих новогодних письмах Деду Морозу. Идея новогодних писем принадлежит пермскому благотворительному фонду «Дедмороизим»: ребята пишут пожелания Деду Морозу, которые потом размещаются на сайте фонда, а пермяки осуществляют мечту ребёнка, сделав посильное пожертвование или поделившись своим временем. Интернет-журнал «Звезда» обратился к руководителю фонда «Дедморозим» Дмитрию Жебелеву и попросил рассказать, просят ли ребята из детдомов у Деда Мороза «обувь от Gucci»?

— В этом году среди более чем тысячи писем с новогодними желаниями ребят, оставшихся без попечения родителей, оказалось письмо девочки, которое стало знаменитым. Она попросила у Деда Мороза сразу обо всём, о чём мечтала: толстовке розовой и жёлтой, шортах, футболке с инопланетянином, кроссовках, джинсах и ремне Goucci. Один из пользователей соцсетей написал об этом, а городской портал сделал из данного поста новость с заголовком «Ребята из детских домов Прикамья попросили у Деда Мороза обувь от Gucci и колонки JBL». Её процитировали другие СМИ. Так «ремень Goucci» превратился в «обувь от Gucci», которая заинтересовала тысячи людей.

Примерно две трети писем были написаны детьми-инвалидами из дома-интерната Рудничный. В основном, ребята просили у Деда Мороза памперсы и медикаменты. Другая треть писем написана маленькими детьми. В качестве подарков ребята просили игрушки. Нам важно, чтобы у ребят появились собственные игрушки для создания семейной обстановки. Когда ребята выходят из интерната, они забирают их собой — как часть собственной истории.

И, наконец, последняя треть писем была написана подростками, которые находятся в отделении временного пребывания Центра помощи детям. Это не «избалованные детдомовцы», а ребята, которые по тем или иным причинам оказались вне своих семей.

Любые разговоры о том, что они просят исключительно подарки модных брендов — не корректны. На самом деле они просят то, что видят у взрослых и в рекламе по телевидению. Почему же взрослых так удивляет, что ребята хотят обладать теми же вещами, которые обладают они? Для подростков — нормально чем-то отличаться от других, подчеркнуть свою индивидуальность.

У многих, кто не знаком с «Дедморозим» и никогда не участвовал в затее, появилось много вопросов. И я рад ответить на них.

Когда подарок становится единственным и самым распространенным способом участия в судьбе детей-сирот, к тому же одним и тем же для всех сразу — это уже не помощь, а откуп. И дети, естественно, в ответ начинают повышать цены: 100 шоколадных наборов уже не хотим, хотим 100 игрушек, потом 100 телефонов и так далее. Даже если намерения дарителей были самыми хорошими, их подарки могут оказаться бесполезными, а то и вредными, приучающими ребят к ощущению, что им все должны. Риск такого результата повышается, когда презенты никак не связаны с тем, в чем дети реально нуждаются или чего они действительно хотят. В связи с этим среди тех, кто никогда лично не участвовал в проектах «Дедморозим», распространено заблуждение, что новогодняя затея — история про подарки. Хотя это совсем не так.

Во-первых, потому что главное в новогодней затее — исполнение желаний, а не вручение презента. И это большая эмоциональная разница. В последнем случае тебе навязывают то, что сами хотят, а в первом — осуществляется то, чего хочешь ты, о чем ты думал, возможно, долгие месяцы, и не верил, что это сбудется. Ведь разочарований в твоей жизни было навалом. И это ощущение настоящего чуда, когда каким-то незнакомым человеком исполняется именно твое желание, способно сохраниться на долгие годы. Вспомните свои детские мечты! Если раньше мы только надеялись, то теперь точно знаем — спустя время, когда повзрослевший ребёнок принимает решение, как ему относиться к миру и людям, это воспоминание в силах склонить чашу весов в положительную сторону. Множество выпускников детдомов, желания которых когда-то исполнились, теперь сами становятся Дедами Морозами и Снегурочками и «дедморозят» вместе со всеми, чтобы осуществились мечты других детей.

Во-вторых, реальная разница между исполнением желания и подарком — в индивидуальном внимании к потребностям каждого отдельного ребёнка. Его отсутствие вообще кажется нам главной проблемой системы детдомов и причиной невозможности нормального воспитания детей в их условиях. Когда у тебя 100 ребят, возможна только «усредниловка». Главным становится, чтобы ребёнок был одет, обут и сыт. И 100 одинаковых кроватей, столов, подарков всем. Вне зависимости от проблем, мыслей и чувств каждого. А новогодняя затея — одна из возможностей оказать индивидуальное внимание. Тогда главным становится любой ребёнок.

В-третьих, получить подарок много ума не надо, а вот мечтать еще нужно научиться. Нежелание и неумение строить планы на будущее — одно из главных препятствий для ребят из детдомов при переходе к самостоятельной жизни. Отсюда прокученные деньги, потерянные квартиры и бездельничество. Новогодняя затея же — практически единственная возможность и стимул учиться мечтать и думать о завтрашнем дне. Часто дети часами сидят над письмами Деду Морозу. И если им помогать в этот момент, направлять мысли в позитивную сторону, осуществление мечты может стать и приятным, и полезным. Поэтому год от года всё больше писем в затее связано с желанием получить профессию, новый опыт, заниматься спортом, творчеством и так далее. Конечно, нельзя заставить ребят из детдомов в одну секунду отказаться от всего материального в пользу развивающего. Но мотивировать и сподвигать их на это постепенно у пермяков получается.

В-четвертых, пора признаться, что новогодняя затея — не только для детей, но и для нас с вами. Это доступная каждому возможность совершить всамделишное чудо. Для сотен людей исполнение желаний стало лишь первым шагом в жизнь этих детей. Потом они начали бывать у них в гостях и общаться с ними постоянно, брать шефство над выпускниками, чтобы те могли стать самостоятельными, реализовывать круглогодичные проекты помощи, а кое-кто из Дедов Морозов и Снегурочек уже успел стать для детей настоящими мамами и папами.

В-главных, все это имело бы мало значения, если б затея «Дедморозим» оставалась только новогодней. Для реальной помощи ребятам, оставшимся без попечения родителей, чудеса должны быть круглогодичными. Тысячи пермяков уже сделали это возможным — участники «Дедморозим» единственные, кто бывают во всех детдомах и приютах края неоднократно в течение года, а с сотнями детей занимаются почти ежедневно. Но нас всё ещё не так много, чтобы дать этим ребятам все возможности для развития. Поэтому мы приглашаем всех вместе совершать чудеса для детей весь год напролёт!

  • О желаниях воспитанников пермских детских домов обладать модными западными брендами написала руководитель благотворительного фонда «Колыбель надежды» Елена Котова на своей страничке в Facebook, разместив в нем фотографии писем ребят. «Порадовать детей из детского дома не так просто, они любят Gucci, Nike, Reebok и хорошие акустические системы. Я, возможно, не права, прошу заранее прощения, но, читая заказы Деду Морозу, нахожусь в растерянности. Попробовала найти в интернете один заказ, цена вышла от 23 тыс. руб. Я уж не говорю про стоимость Gucci», — посетовала она.
  • Лидер группы «Ленинград» Сергей Шнуров опубликовал в своем Instagram стихотворение, посвящённое воспитанникам пермских детских домов. «Распустились что-то дети эти. Сколько ты патриотизм не мучай, Про войну кино в приоритете, А они опять хотят шмотьё от Гуччи», — пишет Сергей Шнуров. Однако его стихи посвящены не столько желанию современных подростков обладать дорогими вещами, а навязыванию патриотизма и духовных ценностей, в которые современные подростки не верят.