X

Новости

Сегодня
2 дня назад
19 сентября 2019
18 сентября 2019
Фото: Константин Долгановский
86статей

Мы любим всё объяснять. Ответы на самые интересные вопросы. Задавайте их, используя хэштэг #ПроектFAQ в соцсетях.

#ПроектFAQ: Что меняется на пермском рынке пассажирских перевозок?

Через два месяца в Перми введут единую маршрутную сеть, в которой чиновники сместили приоритет пассажирских перевозок с автобусов на электротранспорт. Владельцы автопарков заявили, что 10 февраля выйдут на митинг. Редакция «Звезды», опираясь на записанные интервью с участниками рынка и открытые источники, отвечает на основные вопросы о городском транспорте.

Что произошло?

В конце ноября мэрия утвердила новую маршрутную сеть. В городе оставили 69 автобусных, девять трамвайных и шесть троллейбусных маршрутов. Руководитель департамента дорог и транспорта Илья Денисов неоднократно говорил, что жители от изменений не пострадают. В новой схеме движения предусмотрено увеличение транспорта в отдалённые районы города: м/р Лёвшино, Кислотные дачи, Архирейка, Гайва. Однако чиновники заметили, что автобусов в Закамск слишком много: утром и вечером они переполнены, а днём ездят пустые и становятся почти нерентабельными. На этом направлении маршруты нужно сократить, считают в администрации.

В левобережной — центральной части города — приоритет отдан электротранспорту. Конечные пункты трамваев и троллейбусов сосредоточены на улицах Уральская и Гусарова, а также в микрорайоне Парковый. При этом автобусы их дублировать не должны: с улицы Мира их спустили на шоссе Космонавтов, а с Уральской — на Лебедева.

Действительно ли жители не пострадают?

Об этом судить сложно, не опробовав систему в действии. У экспертов сложились разные представления о новшестве. Но если исходить из зависимости электротранспорта от линий, то можно предположить: если на дорогах не сократится аварийность, то ездить в городе станет труднее. При этом власти не отрицают, что при поездках из одной дальней точки в другую пересадки потребуются. Если горожан не устроит предложенная схема, можно ожидать на дорогах увеличения личного транспорта.

Кто нас возит?

Пермский транспорт поделён на муниципальный и частный. В первом направлении — трамваи и троллейбусы, во втором — автобусы. При этом последние обязаны соблюдать повышенные требования, чтобы выигрывать конкурсы для доступа к рынку.

Что нужно для победы в конкурсе?

Согласно действующему решению пермской думы, для победы в конкурсе фирма должна иметь определённое количество автобусов (для разных маршрутов цифра своя), в том числе и резервных. Минимум 10 % из них должны быть с низким уровнем пола. Кроме этого, срок эксплуатации транспорта не должен превышать 15 лет, лучше иметь высокий экологический класс двигателей. Дополнительным плюсом считается наличие машин на газу или электричестве.

Что не устраивает перевозчиков?

В центре города у перевозчиков вырастет конкуренция с электротранспортом. Также многие участники рынка говорили о коротких сроках договоров с мэрией. Это не позволяет окупить транспорт, закрыть кредитные и лизинговые платежи (а чем новее транспорт, тем проще выиграть конкурс).

Перевозчики борются за самые длинные маршруты из-за их высокой пассажиросменяемости. Эксперты отметили, в качестве показательного, маршрут № 77, который ездит через весь город — от Лёвшино до остановки «Театр „Ироничная компания“». В новой схеме появились «короткие» (потенциально невыгодные) маршруты. Например, автобус № 72 (от м/р Крохалева до м/р Владимирский).

Есть и более сложные нюансы. И они опять же связаны с правилами входа на рынок. У перевозчиков есть автобазы. У кого-то они в Закамске, у кого-то — на Липовой горе и так далее. Фирмы заинтересованы в тех маршрутах, где их конечная точка совпадает с расположением парка. Это позволяет экономить деньги на так называемом нулевом километре, сокращать пробег. Со сменой схемы маршрутов можно ожидать недовольства и этим моментом.

Это все претензии?

Нет. Рынок частных — автобусных — перевозок условно делится на три слоя: крупные, средние и мелкие предприятия. Крупным фирмам легче выигрывать конкурсы по заданным критериям (с этим не согласны в УФАС). Более мелкие компании порядок конкурсов не устраивает. По их словам, департамент отдельно разыгрывает «большие» и «малые» маршруты. В этой ситуации частник с 50 автобусами может выиграть заявку, например, на семь графиков. После он заявит и свои 50. Предоставит ПТС (покажет комиссии наличие автобусов), выиграет, но транспорта у него уже не хватит для обслуживания двух договоров. Далее может применяться схема с арендой. Проигравшему непозволительно допустить простоя парка, поэтому за небольшие деньги бизнесмен вынужден будет отдавать автобусы с персоналом крупной компании. Один работает, второй — зарабатывает.

Сколько они зарабатывают?

О всех сказать невозможно. У предприятий разные бизнес-процессы.

На чём они зарабатывают?

Первое — на проданных билетах, второе — на выплатах из бюджета. В логике мэрии, чем больше людей начнёт пользоваться электротранспортом, тем больше субсидий получит муниципальное предприятие.

Как они узнают о количестве пассажиров-льготников?

Администрация проводит подсчёт пассажиров с помощью специальных билетов. Исходя из этих представлений предприятия и получают субсидии. Точной цифры никто не знает. У власти есть высокий интерес к электронной системе продажи билетов именно из-за точности подсчётов. Правда, здесь тоже не всё гладко: краевые власти хотят создать такую систему на весь регион, но им нужно время; городские говорят, что ждать уже не могут и сделают свою систему.

Разве в городе нет электронных систем продажи билетов?

Есть. Но это частная инициатива, к которой подключились перевозчики. Возможно для того, чтобы показать свой реальный пассажиропоток и получить субсидии. Закон не обязывает перевозчиков продавать именно электронные билеты, а вот городская и краевая администрации именно это и собираются сделать. Для продажи электронных билетов необходимо будет провести конкурс и выбрать оператора. Какие именно установят критерии и кто станет заниматься этим бизнесом — пока неизвестно. Но у кого в руках «калькулятор», тот и прав.

Когда это всё началось?

В 2003 году тогдашний мэр Перми Аркадий Каменев объявил, что вскоре в городе не останется муниципального транспорта и вся инфраструктура уйдёт в частные руки. В те годы работали МУП «Пассажиравтотранс» и «Горэлектротранс», которые имели финансовые проблемы. В 2004 году глава города передал «Пассажиравтотранс» частным фирмам на безвозмездной основе — чтобы они встали на ноги. За эту инициативу в 2005 году на Аркадия Каменева завели уголовное дело. К слову, годом ранее чиновники, как и сейчас, хотели создать муниципальное мегатранспортное агентство, на которое планировали возложить функции оператора, диспетчера, организатора конкурсов. Об этом писала газета «Коммерсант». Но планы не осуществились.

Далее, частные предприятия развивались и захватывали рынок, а после и влияние. В 2011 году пермская авария 67 автобуса, который впоследствии назвали бешеным, привлекла внимание многих россиян. Газета «Пермский обозреватель» тогда писала, что этот транспорт принадлежал ООО «Эдельвейс» — нынешнего депутата Павла Ширёва. (Сейчас Ширёв возглавляет транспортный комитет при думе, на котором приняли конкурсные критерии.) Его компаньон (ИП Сергей Караев) брал этот маршрут на подряд. Некоторые источники считают (мы этого точно утверждать не можем), что народный избранник продолжает отстаивать интересы автобусных подрядчиков закамского направления.

Чего мы не знаем?

Мы не знаем, связаны ли желания чиновников с интересами определённых групп, для которых на закамском направлении автобусов слишком много, а на других «длинных» (выгодных) маршрутах — слишком мало. Мы не знаем, собираются ли власти создать муниципальный парк автобусов, чтобы убрать частный бизнес из этой сферы. Но предложения такие звучали. Мы не знаем, что произойдёт с микроавтобусами, так как этот рынок трудно вписывается в правовую сферу.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь