X

Новости

Вчера
16 ноября 2018
15 ноября 2018
14 ноября 2018

Ермак с топором на отчем берегу чёрной реки. Рассказываем о сериалах, которые снимали в Пермском крае

Фото: vokrug.tv

В Пермском крае начались съёмки сериала «Зулейха открывает глаза». В экранизации бестселлера Гузели Яхиной известные актёры: Чулпан Хаматова, Роман Мадянов, Роза Хайруллина, Юлия Пересильд и многие другие. Это далеко не первый случай, когда в Прикамье на съёмки сериала приезжают знаменитые артисты. В этом обзоре мы подробно расскажем вам о сериалах федеральных каналов, которые снимались в Пермском крае. Среди них были как отличные произведения, так и совершенно не заслуживающие никакого зрительского внимания. Спойлер: обойдётся без «Реальных пацанов» и серьёзных спойлёров.

«Ермак»

Телеканал: ОРТ (Первый канал)

Дата премьеры: 14 октября 1996 года

Количество эпизодов: 5

Фото: Film.ru

Есть что-то символическое в том, что первый настоящий сериал (хотя корректнее его называть многосерийным телефильмом), который снимали в Пермском крае, рассказывал о легендарном Ермаке. Невероятная жизнь и приключения завоевателя Сибири сами просились на экран, и сериал «Ермак», состоящий из пяти эпизодов, показал их с приличествующим народному эпосу размахом, пафосом и драматизмом. Сериал снимали в конце 1980-х и начале 90-х, его натурные съёмки проходили в Сибири, в Алтайском крае, а также в подлинных интерьерах Московского Кремля. И одним из мест съёмок была Хохловка.

У «Ермака» крайне интересная история создания. Команда у этого проекта подобралась серьёзная, ведь снимали его известные режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков, поставившие любимые народом телефильмы «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Это были экранизации одноимённых романов писателя-почвенника Анатоля Иванова — человека довольно необычных взглядов, и настоящего создателя «Плана Даллеса», который был прописан именно в одном из изданий «Вечного зова». В этот раз Анатолий Иванов стал одним из соавторов сценария «Ермака».

Фото: Film.ru

Актёрский состав тоже подобрался впечатляющий. Интересно, что в «Ермаке» вполне мог бы сыграть... Арнольд Шварценеггер! С ним действительно велись переговоры, и ему предлагали роль сподвижника Ермака — атамана Ивана Кольцо. Но Железный Арни хотел сыграть самого Ермака Тимофеевича. На это создатели телефильма не смогли пойти, и, в итоге, легендарного Ермака сыграл Виктор Степанов, а Ивана Кольцо — Никита Джигурда (ещё не ставший тем самым Джигурдой). Но согласитесь, было бы круто увидеть Терминатора в образе казака на фоне Хохловских пейзажей.

Вообще, в актёрском составе «Ермака» было много известных имён. Наверное, самым известным был Евгений Евстигнеев, который сыграл царя Ивана Грозного. Для великого актёра это была одна из последних ролей, причём зритель смог её увидеть только через четыре года после смерти самого Евстигнеева. Из-за проблем с финансированием «Ермак» попал в «производственный ад», и поэтому его снимали целых десять лет, из-за чего сериал стал одним из самых продолжительных и дорогостоящих проектов российского кинематографа 1990-х. Но все трудности, с которыми столкнулись создатели «Ермака», с лихвой оправдалась. У них получилось красивое, сильное произведение, рассказывающее о нелёгком пути Ермака от простого батрака в солевых ямах Строгановых (авторы придерживаются версии, что Ермак был родом из этих мест) до покорителя Сибири, обессмертившего своё имя ещё при жизни. В этом сериале отлично практически всё: операторская работа, сценарий, актёрская игра, постановка, сражения. Отдельного внимания заслуживает то, как кропотливо подошли к исторической аутентичности, за соблюдением которой следили сразу четыре исторических консультанта. Так сейчас уже не делают. Благодаря всему этому «Ермака» можно назвать самым лучшим сериалом, снятым в Прикамье.

«Чёрная река»

Телеканал: НТВ

Дата премьеры: 18 мая 2015 года

Количество эпизодов: 8

После выхода «Ермака» почти двадцать лет в Прикамье не снимали сериалов, кроме естественно, «Реальных пацанов». Ситуация изменилась в 2014 году — тогда в крае прошли съёмки сериала «Чёрная река», действие которого вообще-то происходит в Сибири. Изначально именно там и собирались снимать «Чёрную реку», но в выбранном месте на Алтае случилось наводнение, и небольшой сибирский городок Привольное пришлось играть небольшому уральскому посёлку Усьва.

Сюжетная основа «Чёрной реки» подозрительно напоминает структуру великого «Твин Пикса» — в отдалённом маленьком городке происходит странное убийство, и выехавший на его расследование детектив сталкивается с какой-то чертовщиной. Только в «Чёрной реке» в эту схему добавлен колорит российской провинции, шаманизма и энтвэшных сериалов про ментов. Если вкратце, то сюжет таков: неподалёку от сибирского города Белогорска есть город Привольное (см. «Справочник шаблонов и клише для сценаристов», глава «Названия российских городов»), и рядом с Привольным, в тайге, на перспективном нефтяном месторождении кто-то (или что-то?) жестоко вырезал всю вахту нефтяников. Компания «Байкал-нефть» (см. «Справочник шаблонов и клише для сценаристов», глава «Названия крупных корпораций») почему-то посылает пьющего бывшего хирурга Алексея Ковалёва (Павел Трубинер), чтобы он на месте разобрался в случившемся и позаботился о продолжении разработки месторождения. Далее события «Чёрной реки» включают в себя много интересного: убийства, ограбления, запутанные расследования, интриги внутри нефтяной компании, ритуалы хантов, проклятый клад белогвардейцев, спятивших силовиков и очень-очень много любовных перипетий между героями.

«Чёрная река» — динамичный, напряжённый и атмосферный сериал. К тому же и отлично снятый, ведь в некоторых эпизодах оператор Михаил Верейский буквально упивается красотой гор, рек и лесов в окрестностях Усьвы. Занятно, что по сценарию Привольное и Белогорск разделяет река, а в реальности Белогорск снимали в Ярославле. Этот существенный пространственный разрыв между съёмочными локациями сократило чудо монтажа.

Фото: ntv.ru

И хотя «Чёрная река» хороша своей атмосферой, визуалом, напряжением и некоторыми актёрскими работами (например, изумительной Розы Хайруллиной, которая будет играть свекровь главной героини в «Зулейха открывает глаза»), минусов у этого сериала хватает, и иногда они перебивают плюсы. Дело в том, что «Чёрная река» перенасыщена сюжетными линиями, и старается быть одновременно криминальным детективом, мистическим триллером и мелодрамой, но в итоге проваливается во всех трёх ипостасях.

Больше всего проблем с мелодрамой, ведь многие конфликты тут строятся на том, что в главную героиню — учительницу Лену (Анастасия Стежко), — влюблены сразу трое (!) центральных персонажей. И сюжетно это оправдано лишь отчасти, поэтому выглядит очень натянуто. Всяких нелогичных нелепостей и несуразностей в «Чёрной реке» тоже навалом, и перечислять их можно долго. Например, «Байкал-нефть» оказывается настолько могущественной корпорацией, что может послать разбираться со своими проблемами целого майора ФСБ с отрядом тяжеловооруженных наёмников. Но зачем тогда сперва посылать пьющего хирурга Ковалёва? Какого чёрта он вообще работает детективом в нефтяной компании? Это в сериале никак не объясняется. Вообще последняя серия, в плане разрешения всех конфликтов и разгадок тайн, ужасно разочаровывает. Создатели «Чёрной реки» сумели завернуть действительно захватывающую интригу, но разрешили её самым идиотским из всех возможных способов (осторожно, спойлер) — во всём оказывается виноват злой брат-близнец одного из героев.

Несмотря на это, «Чёрную реку» всё-таки интересно смотреть. Сериал радует красотами уральской природы, отличными актёрами и несколькими очень сильными и напряжёнными сценами. Да, это далеко не самый лучший российский сериал, но отнюдь не самый худший. А в сравнении с тем сериалом, что снимали в Пермском крае спустя пару лет, «Чёрная река» вообще кажется шедевром.

«Отчий берег»

Телеканал: Первый канал

Дата премьеры: 11 сентября 2017 года

Количество эпизодов: 16

«Чёрная река» прошла довольно незамеченной, и, наверняка, про этот сериал вы узнали только что. В отличие от «Отчего берега», про который у нас в крае знали и ждали. Как рассказывала режиссёр и единоличный автор сценария Милена Фадеева, она сразу представляла местом действия на Урале — деревню на берегу реки, скалистые горы, поросшие хвойным лесом вокруг. Поэтому она отказалась от съёмок в Подмосковье. А вот посёлок Кусье-Александровский подошёл ей идеально. Он сыграл роль глухой уральской деревни Старая Шайтанка, в которой живёт многочленная семья Морозовых, о злоключениях которой на протяжении двадцати лет — с 1920-х до середины 1940-х годов — и рассказывает «Отчий берег».

Но в 2016 году съёмки сериала проходили не только в одном посёлке Пермского края. Киносъёмочный процесс был очень масштабным, и в качестве локаций выступали Хохловка, посёлок Пашия, Кунгур, Горнозаводск, и, конечно же, Пермь. Локациями для съёмок в Перми служили такие колоритные места как улица Пермская, историческая часть Разгуляя, ГКБ номер шесть на улице КИМ и вход в один из баров на улице Советской.

Также на площадку в качестве массовки активно привлекались простые пермяки, а некоторым актёрам театров Перми даже достались роли со словами. В общем. создатели «Отчего берега» по-максимуму использовали те возможности, которые давал Пермский край. Так что неудивительно, что этот сериал у нас ждали, и, когда он наконец-то вышел в эфир... ожиданий он не оправдал.

Ведь даже по меркам отечественного телемыла «Отчий берег» вышел на редкость посредственной работой. Что же в нём было плохого? Да практически всё, кроме операторской работы Радика Аскарова. Правда это касается только натурных съёмок — красоты природы и городов Пермского края показаны отлично, но когда дело разворачивается в декорациях, то сразу видна их искусственность. И это касается всего «Отчего берега» — он вышел насквозь картонным и искусственным. Сюжет полон несуразностей, нестыковок и откровенных глупостей (откровенных киноляпов, вроде лезущих в кадр граффити и пластиковых окон тут вообще бессчётное количество). Действие как-то слишком быстро и непонятно скачет по временам, не успевая толком рассказать что-то про героев, которые прописаны на редкость плоско, отчего сочувствия они не вызывают. Создатели явно ориентировались на упомянутые выше «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов», но не учили, что тех сериалов была сильная литературная основа в виде книг Иванова. А основа «Отчего берега» плохо рассказывает историю и никак не передаёт дух времени.

Фото: vokrug.tv

Кстати, насчёт времени. Основное действие «Отчего берега» происходит в 1930-е годы, и этот сложнейший период в истории страны с коллективизацией, индустриализацией и большим террором в сериале вообще не ощущается. До того, как по сюжету начинается Великая Отечественная война, на которую отправляются сразу несколько героев, кажется, что в мире сериала вообще нет никакой советской власти. Из-за этого возникает впечатление, что действие происходит не в 1930-е, а в какие-то последние годы царизма или в лучшем случае при НЭПе. Такой разрыв между заявленным временем и тем, как оно показано, очень сильно бьёт по восприятию.

Другая проблема «Отчего берега» в том, что он как то очень странно срежиссирован и смонтирован, отчего некоторые сцены, явно задуманные как серьёзные и драматические, вызывают не слёзы, а смех — уж больно глупо они смотрятся.

Фото: vokrug.tv

Также этот сериал неправильно распоряжается отличными актёрами, которые в нем снимались: Алексеем Кравченко, Сергеем Сосновским, Виталием Хаевым, Викторией Толстоголовой и многими молодыми, не очень известными, но харизматичными артистами. Дело в том, что те, кто в «Отчем береге» явно недоигрывает, впадают в другую крайность и отчаянно переигрывают. Причем страдают этим именно самые опытные актёры. Усугубляет это то, что некоторые из них в сериале пытаются имитировать региональный говор. Но почему-то вместо весьма характерного пермского говора, известного всей стране благодаря пресловутым «Реальным пацанам», здесь артисты как-то странно окают, словно действие происходит не на Урале, а в Поволжье. Поэтому неудивительно что «Отчий берег» у нас встретили крайне прохладно.

Из-за всего этого стоит с прискорбием признать, что сериал, натурные съёмки которого практически целиком прошли в Пермском крае, оказался на редкость слабым произведением. Главным удовольствием в «Отчем береге» для пермяков может стать не интересный сюжет или герои, а попытки узнать знакомые места или увидеть в массовке себя или своих знакомых. И это по-своему неплохо, ведь те, кто смотрел этот сериал в других регионах, не имели и такого удовольствия.

«Топор»

Телеканал: НТВ

Дата премьеры: 9 мая 2018 года

Количество эпизодов: 2

Отвлечёмся от сериалов и немного поговорим об истории. В самом начале Великой Отечественной войны, 13 июля 1941 года во время боёв в районе города Бельцы в Молдавии произошёл один поистине невероятный случай. Простой красноармеец Дмитрий Овчаренко — ездовой пулемётной роты 389-го стрелкового полка 176-й стрелковой дивизии 9-й армии Южного фронта — вёз на телеге боеприпасы на передовую. Внезапно на встречу ему выехали две немецкие машины, с 50 вражескими солдатами и тремя офицерами. Немцы остановили Овчаренко, отняли у него винтовку, и прямо на месте стали допрашивать. Но красноармеец неожиданно выхватил спрятанный в телеге топор, и отрубил одному офицеру голову. Пока ошалевшие фашисты не пришли в себя, Овчаренко забросал их гранатами, убив больше двадцати солдат. Потом суровый советский воин догнал одного из двух убежавших немецких офицеров, и тоже отрубил ему голову топором. После чего красноармеец собрал с поля боя всё, что смог: документы, карты, планшеты и доставил их в штаб. А происходило всё это в рядом с местечком с говорящим названием Песец... За этот небывалый подвиг Дмитрию Овчаренко было присвоено звание Героя Советского Союза.

Согласитесь, удивительно что такая история, в которой настоящий солдат оказывается в разы круче всяких вымышленных Рэмбо, ни разу не была экранизирована. Но телеканал НТВ исправил это упущение, выпустив 9 мая 2018 года двухсерийный фильм «Топор». Правда, как это сейчас водится, в реальную историю добавили немного репрессий и кровавой гэбни. Потому что нельзя просто так взять и снять что-то о советском прошлом, обойдясь без кровожадных и тупых комиссаров.

Тут сразу стоит оговориться, что, во-первых, в самом «Топоре» никак не указано, что он основан на реальных событиях. Это делает авторам большую честь, но уж больно много в этой картине очевидных перекличек с подвигом красноармейца Овчаренко, и он явно послужил основой для сценария. Во-вторых, формально «Топор» — это не сериал, а разделённый на две серии телефильм. Но он всё же включен в этот список, потому что у эпизодов стандартный сериальный хронометраж. По факту это такое ни рыба, ни мясо — уже не кино, но ещё не сериал. Пермский край в «Топоре» играл Сибирь, где начинается вся история. Фильм снимали в любимой киношниками Хохловке, Каменном городе, на станции Бахаревка и посёлке Шумихинский Гремячинского района. Там сохранились обветшалые советские здания той поры и брусчатка. Она понадобилась для того, чтобы показать, как строем идут только что призванные в Красную армию молодые ребята. Новобранцев сыграли учащиеся Пермского филиала Волжского госуниверситета водного транспорта. А известный пермский коллекционер Аркадий Константинов предоставил для съёмок несколько экспонатов из своей коллекции и даже сыграл маленькую роль председателя сельсовета.

Итак, сюжет «Топора» — помните простого красноармейца-героя Овчаренко? Забудьте. Главный герой телефильма — бывший казачий есаул Иван Родин (Андрей Смоляков). Он воевал в гражданскую на стороне белых, за что был отправлен в лагерь где-то в Сибири. Но по ходу поезда Родин дал дёру и укрылся в сибирских лесах. Там он и жил отшельником, промышляя охотой и забиванием рыбы тем самым топором из названия (это не шутка, фильм начинается с этой сцены). Но однажды беглый зек, подельников которых Родин жестоко и эффектно зарезал тем самым топором из названия, сообщает главному герою, что страна уже несколько месяцев как воюет с немцами. Родин решает тряхнуть стариной и отправляется на фронт. Там он встречает старого знакомого, ныне комбрига, служит ездовым, развозя боеприпасы и еду, имеет проблемы с тупым и злобным особистом и в конце фильма почти точь-в-точь повторяет подвиг Дмитрия Овчаренко. Только Родин для вящей киношности топором зарубает больше двух фашистов, а оставшихся добивает не только гранатами, но ещё и огнём из трофейного пулемёта. И при этом умудряется оставить одного немецкого офицера в живых для допроса.

Звучит всё это интереснее, чем есть на самом деле. Ведь «Топор», на удивление, — очень скучный фильм. Дело в том, что герои тут бесконечно разговаривают, а не действуют. Даже войны толком не показывают, она почти вся за кадром. В «Топоре» есть лишь две экшн-сцены с тем самым топором из названия — в начале и в конце. Они кстати, отлично поставлены, но испорчены дурацким монтажом.

Отсутствие действия можно было бы простить, если в фильме имелись интересный сюжет и персонажи, но их тоже не завезли. Сюжет простой и шаблонный и к тому же жутко скомканный, а персонажи вообще никак ни прописаны. Видно, что Народный артист России Андрей Смоляков, играющий Родина, явно рад, что ему дали роль героя. В ней он просто отдыхает от бесконечных клишированных номенклатурных людей в серых костюмах, которых он играл в фильмах вроде «Высоцкий. Спасибо что живой» и «Движение вверх». Но такому замечательному артисту, как Смоляков, в «Топоре» играть просто нечего. Его персонаж здесь лишь функция, которая должна прийти к финальному экшену. Ни интересного содержания, ни какого-то вывода в «Топоре» нет. Это просто очередная поделка из бесконечного потока халтурных фильмов и сериалов про войну, которые вываливают на телеканалы каждое 9 мая.

Фото: ntv.ru

В «Топоре» даже нельзя стандартно похвалить операторскую работу и красоты уральских гор и рек. Ведь эти самые красоты показывают лишь урывками в первые десять минут фильма. А ещё помните упомянутую выше сцену марша новобранцев, снятую в Гремячинском районе и роль председателя сельсовета, которую сыграл пермский коллекционер? Забудьте. Они не вошли в фильм, показанный по НТВ.

Бонус: «Хребет России» документальный сериал

Телеканал: Первый канал

Дата премьеры: 9 марта 2010 года

Количество эпизодов: 4

Что получится, если в одном фильме совместить уникальный стиль документальных фильмов журналиста Леонида Парфёнова и выкладки по истории Урала писателя Алексея Иванова? И что получится, если такой проект поддержат крупные предприятия региона? Получится отличный четырёхсерийный документальный фильм об истории и жизни Урала, который в течении недели в вечерний прайм-тайм будет показывать Первый канал. «Хребет России» хорош практически всем — стилем, подачей материала, анимированными вставками, операторской работой, тем, как слегка пижонистого и говорливого Парфёнова отлично дополняет простоватый и немногословный Иванов. В общем, если подробно рассказывать об этом проекте, то текст превратится в сплошную похвальбу. Да, там есть к чему придраться, но все эти претензии будут не столько к самому документальному сериалу, сколько вообще к продвигаемой Алексеем Ивановым концепции «Уральской матрицы».

В общем, посмотреть «Хребет России», если вы этого ещё не сдали, стоит обязательно. Тем более что в последнее время Леонид Парфёнов начал выкладывать документальные фильмы с авторскими комментариями на своём ютьюб-канале «Парфенон», и, может быть, он так же сделает и с «Хребтом России». Тем более что на том же канале Парфёнов уже рассказывал забавную историю о пермяке, который приехал ради съёмок «Хребта России» в первый раз в жизни в Санкт-Петербург и постоянно путал Исаакиевский и Казанский соборы.

***