X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 октября 2019
Фото: Тимур Абасов

«Это не система, а идиотизм». Александр Зотин о мусорной реформе в Пермском крае

Краевые власти утвердили новые тарифы на вывоз бытового мусора. Они начнут действовать с 1 января 2019 года. Ежемесячная плата будет определяться, исходя из нормативов накопления мусора.

Итак, стоимость вывоза тонны мусора составит 3 840 рублей (3,84 рубля за кг мусора). Норматив накопления для жилых многоквартирных домов рассчитывается по метражу — 10,6 кг в год на кв.м. То есть, если ваша квартира — 50 метров, то в месяц придётся платить 170 рублей. Для частных домов расчёт делается по количеству проживающих — 224 кг в год на человека. Значит семья из двух человек будет платить 142 рубля в месяц.

За вывоз мусора будет отвечать единый оператор «Теплоэнерго». Эта компания заключает договоры с перевозчиками, жителями и предприятиями. Первые квитанции жители получат в феврале. Общественники уверены, что хоть расходы населения на коммунальные услуги вырастут, мусор не будет толком вывозиться. Председатель Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Александр Зотин на городском совещании председателей ТСЖ, ЖСК и лидеров непосредственного самоуправления рассказал о проблемах в новой системе сбора и вывоза твёрдых коммунальных отходов.

Александр Зотин Фото: Константин Долгановский

Теперь подрядчики будут наниматься не нами и не на наших условиях

— До последнего времени вывоз мусора был конкурентной сферой. Я, как руководитель ТСЖ, вывозил мусор за 7 тыс. рублей в месяц с дома в 6 тыс. кв м. Кто-то вывозил дороже, например, за 20 тыс. рублей, а кто-то дешевле. Так или иначе, но мусор вывозился, и всё было, в общем и целом, хорошо. Но это же всё происходило без участия чиновников и олигархов, а так быть не должно, там же крутятся огромные деньги. Поэтому ещё в 2015 был принят федеральный закон, суть которого в том, что в регионах должны появиться некие операторы, а лучше один, который соберёт все деньги с населения, а потом потихоньку раздаст подрядчикам-возчикам, которые вывозят мусор. Схема коррупционная, и, конечно, Пермский край здесь не играет никакой первостепенной роли. Нужно было собрать мусорные рынки Москвы, Питера и Московской области, там, где крутится половина денег России. Но нельзя же принять отдельный закон для них, поэтому приняли федеральный закон для всех.

Итак, что мы получаем? Система по сбору и вывозу мусора, по сути, останется такой же, только теперь подрядчики, вывозящие мусор, будут наниматься не нами и не на наших условиях, а спускаться нам сверху региональным оператором. В результате у нас возникает монополист на несколько районов города. Всего Пермский край будут обслуживать 11 подрядчиков. Сейчас определено 9 из них.

Мы приходим к мусорному хаосу, к кулькам, которые лежат где попало

— У многих домов мусорные площадки индивидуальные. Но, пожалуй, у большинства — коллективные, на муниципальной территории. Федеральное законодательство предписывает содержать такие площадки администрации Перми. Обычно администрация Перми перекладывает такую обязанность на УК, по соглашению. Новая система обращения с ТКО не меняет эти положения. Однако администрация, испугавшись мусорной неразберихи, больше не хочет нести ответственность за их содержание и отзывает все согласования на них. Далее предлагает брать эти территории у них в аренду желающим УК, ТСЖ и размещать там мусорки. Разумеется, ограничить доступ неопределённого круга лиц туда не получится — и управляющая организация может оказаться в непривычной для себя роли организатора площадки для всего микрорайона. По факту, вместо поиска решения проблемы, Самойлов и Ко (глава Перми — прим. ред) её превращают в неразрешимую. В районах плотной застройки установление площадки на каждый дом экономически и логистически нецелесообразно. При этом нет никаких оснований для УК (ТСЖ) содержать фактически городскую площадку. То есть пермские чиновники просто «добивают» систему сбора мусора ради того, чтобы у них «не болела об этом голова».

Администрация решила проблему таким образом: «А, так это же ваш мусор, значит, и ваша проблема». Мы постепенно ликвидируем все муниципальные мусорные площадки, потому что не обязаны их содержать. Десятки лет были обязаны содержать, а сейчас не обязаны. По закону, с 1 января собственники должны во дворе своего дома организовать контейнерную площадку. Понятно, что ничего этого не произойдёт, но муниципальные площадки будут постепенно ликвидироваться. В результате мы приходим к чему? К мусорному хаосу, к кулькам, которые лежат где попало. Если немного пофантазировать, то я не буду удивлён, если все эти кульки будут привезены на Ленина, 23, где размещается городская администрация, которая, по сути дела, и является источником проблемы.

Как в теории и что будет на практике?

— Но даже тот факт, что у вас есть своя площадка, не означает, что к вам 1 января кто-то приедет за мусором. Потому что вы можете не быть в базе регионального оператора. Региональный оператор — это просто государственное унитарное предприятие (ГУП) с незначительным штатом. Он за несколько недель должен организовать конкурсы по определению возчиков мусора и передать им информацию, откуда вывозить. Далее — выставлять квитанции физлицам и счета — организациям. Эти данные он может черпать только из заявок от управляющих организаций. В теории, даже если нет заявки, вывоз будет обеспечен, но это — в теории. На практике вас спросят: «А вы заявку на договор подали?» Мы подаём заявку через сайт, который не работает, едем в «Теплоэнерго» лично за гаражи на ул. Плеханова (место расположения «Теплоэнерго» — Прим.ред.). Там есть две напуганные девушки, которые говорят: «А зачем нам ваши заявки? Вы везите уже подписанные договоры». Но законная процедура совершенно другая, на что мы указывали на встрече с администрацией. А региональный оператор, как на голубом глазу, говорил: вам надо как по закону или чтобы мусор вывозился? То есть закон сам по себе, а мусор сам по себе.

В администрации Свердловского района Перми пошли дальше. Они нам, председателям ТСЖ, прямо сказали: вот возчик, договаривайтесь, пожалуйста, между собой. Простите, но это не система государственного управления, а идиотизм. Но здесь даже коррупции-то нет, потому что региональный оператор у нас государственное предприятие. Оно точно не будет выводить активы за рубеж и каким-то образом их там обналичивать. Оно не будет этим заниматься. Эта система бессмысленна и говорит лишь о распаде системы государства на уровне управления, когда государство генерирует бессмысленные идеи.

Договоры с региональным оператором и протоколы разногласий

— Обращаю внимание председателей ТСЖ, что со стороны регионального оператора незаконно требовать сразу подписанный договор. Вы должны подать заявку. Они принимают эту заявку и в течение 15 дней выдают подписанный ими договор. Потом есть 15 дней на то, чтобы вы или подписали договор или прислали протокол разногласий. То есть описание, с какими пунктами договорами вы не согласны. В ответ вам должны подписать этот протокол, либо отказаться, сказав, что настаивают на тех условиях, которые предоставил региональный оператор. Почему эта процедура важна? Во-первых, если вы заранее подписываете договор, вы много на что соглашаетесь. Во-вторых, все сроки чиновники пропустили, потому что возить-то должны с первого января, а договор даже теоретически нельзя заключить раньше 19 января следующего года. Получается, что минимум 18 дней мы будем жить в условиях, когда если и будут вывозить, то без договора.

Если от регионального оператора на вашу заявку не придёт никакого ответа, вам могут посоветовать типовой договор. То есть, получается, что нам будет вменяться типовой договор, а мы судебном порядке можем оспаривать какие-то его положения, если они нас не будут устраивать. Надо понимать, что речь идёт о публичной оферте, если мы не представили разногласия. Но если представили их в рамках закона, то эти пункты являются предметом судебного разбирательства.

Таким образом, вы можете отправить региональному оператору подписанный договор не позднее 15 января, но с протоколом разногласий. Есть ещё вариант: сразу идти голосовать за прямые договоры с возчиками. Договаривайтесь ними и объясните, что вам нужно вывозить и как, лучше всего письменно, через официальный запрос. С точки зрения издержек — это оптимальный вариант. Но надо быть готовым к тому, что региональный оператор может попросить отсрочку в три месяца.

Выводы

— Первый момент. Заявку на соглашение с оператором подавать надо, иначе мы нарушаем закон. К нам, за нашим мусором может никто не приехать, потому что никто не знает, что мы существуем. «Почему мы должны вывозить у вас мусор? — спросят в „Теплоэнерго“, — если вы нам о себе не сообщили?» Дальше нужно соблюдать всю законную процедуру, но не соглашаться на все условия, которые предлагает региональный оператор, потому что они просто кабальные.

Почему? Одно из этих условий, например, гласит, что ТСЖ обязано обеспечить свободный доступ к контейнерным площадкам ежедневно с 7:00 до 23:00 часов в любое время года. При этом не должно быть препятствий на пути следования мусоровоза. Или другое условие: масса принимаемых ТКО изменяется Региональным оператором в одностороннем порядке без подписания сторонами дополнительных соглашений к договору на основании сведений и документов, полученных от Исполнителя. То есть об учёте раздельного сбора отходов можно сразу забыть.

Второй момент. Ни в коем случае нельзя давать мэрии ликвидировать муниципальные площадки, потому что после этого весь мусор окажется у нас с вами во дворах. Идея, например, администрации Свердловского района, заключается в том, чтобы обязать собственников домов арендовать место у мэрии за деньги. Вы должны поставить свою площадку, огораживать её вам не дадут, но вы её ещё и содержать должны. Эта идея плоха тем, что кто первый встал, тот виноват. Если вы в эти кабальные условия влезете и эту муниципальные площадки ликвидируют, то вы будете отвечать за весь микрорайон, потому что к вам будут носить мусор все. Поэтому на такую идею «вестись» не надо. Администрация вела себя крайне некрасиво, пытаясь ввести людей в заблуждение, когда убеждала людей скорей подавать заявки. Нужно бороться за сохранение площадки.

***

Читайте колонку юридического консультанта Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» Виталия Степанова «План борьбы с олигархическими коммунальными монополистами в Перми в 2017 году».

Репортаж с «Большого коммунального митинга» против «Пермской сетевой компании», который состоялся в апреле 2016 года.

Как Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт» удалось оспорить схему теплоснабжения Пермина 2017 год в краевом арбитражном суде.

Читайте также репортаж «Звезды» с выезда «Экотакси».

Почему мусорная реформа в Пермском крае так и не произошла.

#ПроектFAQ: Как сделать полезным бытовой мусор.

Картотека: Как жить, почти не оставляя после себя мусора.

Как Greenpeace и пермские экоактивисты продвигают безотходную жизнь.

Пункты приёма различных отходов в Перми можно найти на карте Recyclemap.

Как должны утилизироваться батарейки в Пермском крае и как это происходит на самом деле.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь