X

Новости

Вчера
2 дня назад
23 августа 2019
22 августа 2019
21 августа 2019
20 августа 2019
Фото: Nickolas Titkov / Flickr

Бюджетное финансирование в кризис: экономике недодали 7 млрд рублей

Реализация краевого бюджетного плана в 2015 году: доходная часть выполнена, расходная — нет. Сильнее всего, от недофинансирования пострадали всё те же: социальная сфера, жилищно-коммунальное хозяйство и дороги. В то же время расходы на оплату труда чиновников и госслужащих увеличились на 7 %.

По данным Министерства финансов Пермского края, доходная часть регионального бюджета исполнена на 99 % (100,5 млрд рублей), расходная — на 93,6 % (104,7 млрд рублей). Если сравнивать с бюджетом 2014-го, объём доходов увеличился на 5 %, расходов — снизился на 2 %.

Откуда деньги?

Основой доходной части бюджета Пермского края по-прежнему остаются поступления по трём видам налогов: на прибыль организаций, на доходы физических лиц, а также безвозмездные поступления. В сумме они формируют 80 % поступлений.

Предполагаемая динамика развития кризиса, заложенная при формировании бюджета, разошлась с действительностью, поэтому исполнение планов по поступлениям основных налогов отклоняется от 100 %.

ДоходыРасходыИсточники финансирования дефицита96,018.7106,387.210,368.52014100,495.7104,748.34,252.62015, млн руб.ДоходыРасходыИсточники финансирования дефицита100,495.7104,748.34,252.696,018.7106,387.210,368.5
Фактические показатели исполнения бюджета Пермского края, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

Сумма поступлений по налогу на прибыль организаций составила 32,4 млрд рублей — это 104 % от уточнённого плана и на 13 % больше, чем получил бюджет в 2014 году. Такая динамика коррелирует с инфляционным ростом финансовых результатов деятельности предприятий, однако отстаёт от него: по данным Пермьстата, сальдированная прибыль организаций в 2015 году увеличилась почти на 42 %. Возможные причины непропорционального роста поступлений по налогу на прибыль — ухудшение его собираемости и более активное применение налогоплательщиками льгот.

План по налогу на доходы физических лиц, напротив, недовыполнен на 10 % — год назад власти предполагали, что доходы населения, несмотря на кризис, всё-таки будут расти. В реальности же поступления по налогу на прибыль оказались равны прошлогодним. Это полностью соответствует данным Пермьстата: незначительный рост средней заработной платы нивелировался из-за увольнений, сокративших численность работающих, и совокупный фонд оплаты труда в регионе остался примерно на том же уровне.

Доходы, всегоНалоговые и неналоговые доходыНалог на прибыль организацийНалог на доходы физлицАкцизыНалог на совокупный доходНалог на имущ-во организацийНалог на добычу полезных ископаемыхДоходы от использ-я гос. и муниц. имущ-тваБезвозмездные поступления101,49181,149.130,995.228,090.75,9073,825.29,655345.9351.920,342План100,495.780,720.932,358.725,362.85,836.63,891.810,738.8315.6101.219,774.8ИсполненоДоходы, всегоНалоговые и неналоговые доходыНалог на прибыль организацийНалог на доходы физлицАкцизыНалог на совокупный доходНалог на имущ-во организацийНалог на добычу полезных ископаемыхДоходы от использ-я гос. и муниц. имущ-тваБезвозмездные поступления100,495.780,720.932,358.725,362.85,836.63,891.810,738.8315.6101.219,774.8101,49181,149.130,995.228,090.75,9073,825.29,655345.9351.920,342
Доходы бюджета Пермского края, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

Безвозмездные поступления в бюджет Пермского края несколько снизились по сравнению с предыдущим годом (с 21,3 до 19,8 млрд рублей), план по ним выполнен на 97 %.

Никому не нужное ЖКХ

Основная часть расходов бюджета Пермского края традиционно приходится на четыре отрасли. Это образование (28 % от расходной части), социальная политика и здравоохранение (по 21 %) плюс национальная экономика (12 %).

Расходная часть бюджета была профинансирована лишь на 93,6 %, несмотря на то что формально источников средств было достаточно: доходная часть бюджета выполнена на 99 %, по сравнению с 2014 годом, фактические поступления в бюджет выросли на 5 %. В результате экономика региона недополучила из бюджета 7,1 млрд рублей.

ОбразованиеСоцполитикаЗдравоохранениеНац. экономикаМежбюджетные трансфертыОбщегосуд. расходыКультура и кинематографияЖКХФиз-ра и спортНац. безопасность и правоохр. деят-тЬОбслуживание гос. и муниц. долгаОхрана окруж.средыНац. оборона28212112832221000% ОбразованиеСоцполитикаЗдравоохранениеНац. экономикаМежбюджетные трансфертыОбщегосуд. расходыКультура и кинематографияЖКХФиз-ра и спортНац. безопасность и правоохр. деят-тЬОбслуживание гос. и муниц. долгаОхрана окруж.средыНац. оборона28212112832221000
Структура фактических расходов бюджета Пермского края по отраслям, % / Министерство финансов Пермского края

Самое значительное недофинансирование зафиксировано по отрасли «Социальная политика» — 3,5 млрд рублей. В основном оно сложилось за счёт строки «Социальное обеспечение населения» — 3,2 млрд рублей, это половина всех недополученных в прошлом году бюджетных средств.

Ещё 1,5 млрд рублей не были выделены по отрасли «Национальная экономика». В основном власти сэкономили на дорожном хозяйстве, на его содержание потрачено 7 вместо 8 млрд рублей. Остальное, несмотря на приоритет импортозамещения, недополучило сельское хозяйство.

ОбразованиеСоцполитикаЗдравоохранениеНац. экономикаМежбюджетные трансфертыОбщегосуд. расходыКультура и кинематографияЖКХФиз-ра и спортНац. безопасность и правоохр. деят-тЬОбслуживание гос. и муниц. долгаОхрана окруж.средыНац. оборона179.63,470.7421.81,459.673.6238.1275598.3119.4174.886.98.30Сумма, млн руб.ОбразованиеСоцполитикаЗдравоохранениеНац. экономикаМежбюджетные трансфертыОбщегосуд. расходыКультура и кинематографияЖКХФиз-ра и спортНац. безопасность и правоохр. деят-тЬОбслуживание гос. и муниц. долгаОхрана окруж.средыНац. оборона179.63,470.7421.81,459.673.6238.1275598.3119.4174.886.98.30
Сумма недофинансирования, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

Наименьший процент исполнения бюджетного плана зафиксирован по отрасли «Жилищно-коммунальное хозяйство», и это уже стало тенденцией. В 2015 году бюджет исполнен на 74 %, в 2014-м — на 47 %, в 2013-м — на 64 %. В абсолютном значении на него потрачено 1,7 млрд рублей, это на 26 % меньше, чем расходы в 2014-м, всего за 2013-2015 годы отрасль получила на 4,5 млрд рублей меньше, чем было заложено в бюджете.

ОбразованиеСоцполитикаЗдравоохранениеНац. экономикаМежбюджетные трансфертыОбщегосуд. расходыКультура и кинематографияЖКХФиз-ра и спортНац. безопасность и правоохр. деят-тЬОбслуживание гос. и муниц. долгаОхрана окруж.средыНац. оборона99.486.598.189.499.193.589.473.794.682.281.591.399.9% ОбразованиеСоцполитикаЗдравоохранениеНац. экономикаМежбюджетные трансфертыОбщегосуд. расходыКультура и кинематографияЖКХФиз-ра и спортНац. безопасность и правоохр. деят-тЬОбслуживание гос. и муниц. долгаОхрана окруж.средыНац. оборона99.486.598.189.499.193.589.473.794.682.281.591.399.9
Исполнение бюджетных расходов по отраслям, % к уточнённому плану на 2015 год / Министерство финансов Пермского края

Если говорить только о 2015 годе, то расходы по строке «Благоустройство» исполнены на 96 %, зато по строкам «Жилищное хозяйство» и «Коммунальное хозяйство» — на 74 % и 57 % соответственно.

Три из четырёх подпрограмм, действующих по отрасли ЖКХ, реализованы со значительным отставанием от бюджетного плана. Отставание сформировано в основном за счёт двух направлений. Финансирование по строке «Капитальный ремонт многоквартирных домов» осуществлено на 24 %, недофинансирование составило 92 млн рублей. Финансирование по строке «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» — на 39 %, недофинансирование — 2,1 млрд рублей.

Долги и дефициты

Разница между выполненным планом по доходам и недофинансированными отраслями позволила закончить бюджетный год с дефицитом не 10,4 млрд рублей, как это было запланировано, а 4,3 млрд рублей.

Тем не менее госдолг региона всё-таки увеличился на 57 % — с 12,5 до 19,6 млрд рублей. Основным трендом 2015 года была замена банковских кредитов на бюджетные: доля последних за 9 месяцев увеличилась с 16 % до 75 %. В перспективе это должно было привести к существенному снижению расходов на обслуживание госдолга региона, однако ситуация сложилась иначе. В течение последнего квартала сумма банковских займов резко выросла — в 4 раза, с 2,3 до 10 млрд рублей.

Кредиты кредитных организацийКредиты из федерального бюджетаГосуд. гарантии Пермского краяИтого10,4001,995.469.112,464.4На 01.01.201510,038.29,475.367.119,580.6На 01.01.2016Кредиты кредитных организацийКредиты из федерального бюджетаГосуд. гарантии Пермского краяИтого10,038.29,475.367.119,580.610,4001,995.469.112,464.4
Динамика госдолга Пермского края, млн рублей / Министерство финансов Пермского края

В целом по итогам года сумма расходов на обслуживание госдолга Пермского края увеличилась по сравнению с 2014 годом в 3,4 раза — до 384 млн рублей.

Читайте по теме

#ПроектFAQ: Что означает рост госдолга Пермского края на 800 млн рублей?

Плановый рост

Обращает на себя внимание увеличение фонда оплаты труда чиновников и госслужащих. Сумма фактических трат по строке «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными (муниципальными) органами, казёнными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами», по сравнению с 2014 годом, увеличилась на 7 %. Напомним, что в целом по региону фонд оплаты труда не изменился: небольшое увеличение среднего оклада компенсировано снижением численности занятых.

Более детально. Расходы по строке «Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования» увеличились по сравнению с 2014 годом ровно на треть — до 178 млн рублей. Это соответствует бюджетному плану, расходы по этой статье выполнены на 99 %.

По строке «Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований» потрачено 488 млн рублей, увеличение расходов составило 8 %, выполнение плана — 97 %.

По строке «Функционирование высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций» расходы увеличены на 2 % — до 177 млн рублей, исполнение плана — 99 %.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+