X

Citizen

Вчера
2 дня назад
22 ноября 2017
21 ноября 2017
20 ноября 2017
19 ноября 2017

Старые новые школы. Чем плоха городская программа по строительству школ?

Фото: Тимур Абасов

Администрация города заявляет о начале масштабного строительства новых общеобразовательных учреждений. На деле перспективы улучшения ситуации весьма туманны.

При обсуждении городского бюджета на 2017-2019 годы начальник департамента образования Перми Людмила Гаджиева заявила, что работа администрации по обеспечению города местами в школах переходит на качественно новый уровень. По её словам, «мы заканчиваем этап ремонтов и переходим к строительству новых школ». Было заявлено также, что администрацией города уже определено 55 участков под эти цели.

Упрямые цифры

В текущем году администрация Перми действительно утвердила перечень из 55 участков в рамках «Программы, направленной на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях города Перми в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на 2016 — 2025 годы».

Однако далеко не все перечисленные в программе участки предполагают строительство новых школ, как это было заявлено Людмилой Гаджиевой.

В реальности ситуация такова. По 15 объектам из 55 предполагается продолжение практики капитальных ремонтов, ещё 1 объект — это уже запущенная в 2016 году школа «Мастерград» на улице Костычева. На оставшихся 39 участках действительно предполагается строительство зданий. Но и тут есть нюанс: 30 из 39 участков — это действующие школы, и под строительством здесь понимается возведение пристроя. И лишь 8 участков предполагают строительство по-настоящему новых школ, ещё 1 — реконструкцию аварийного здания, переданного из краевой собственности в 2015 году.

В результате реализации программы, как предполагается, в Перми будет создано 55 386 дополнительных мест. Но из них лишь 8 400 связаны со строительством новых школ, а основной эффект будет достигнут за счёт расширения площадей существующих школ, — это даст 30 700 мест. Однако компенсация нехватки мест за счёт пристроев может ухудшить качество услуги образования, оказываемой городом, считают эксперты.

Найти логику

Сбалансированное расширение существующих школ имело бы смысл, поскольку подавляющее большинство из них Перми сейчас переполнены. Согласно данным Департамента образования, предоставленным в августе этого года по запросу пермского общественника Дениса Галицкого, средний уровень загруженности общеобразовательных учреждений города (соотношение расчётного и фактического количества учеников) составляет 148 %. Расширение существующих зданий могло бы решить эту проблему.

Карта Дениса Галицкого:

Однако календарный план программы не привязан к данным о реальной загруженности школ. Например, в наиболее сложной ситуации находятся школы № 116 (загруженность 237 %), № 37 (226 %) и № 109 (222 %). Однако первыми двумя администрация планирует заняться лишь в 2022-2023 годах. Причём речь идёт о сравнительно небольшом увеличении количества мест, которое только-только перекроет имеющийся на сегодняшний дефицит. Последняя из этих трёх школ в программе и вовсе не упоминается.

В качестве задачи программы названо обеспечение односменного режима обучения. Однако предположение, что в первые ряды отобраны школы с максимальной долей обучающихся во вторую смену, также не подтверждается. Из 11 школ, в которых эта цифра превышает 50 %, в программу попали только две.

Строительный дисбаланс

Планы жилой застройки — это ещё один фактор, с которым должна согласовываться программа по созданию новых мест в школах города. Однако фактически связи между одним и другим не прослеживается. В программе не заложено строительство новых или хотя бы расширение уже существующих школ в непосредственной близости от крупнейших строительных проектов.

Напомним, в настоящее время в Перми оспариваются городские нормативы по обеспечению местами в детских садах и школах: на минувшей неделе Денис Галицкий подал соответствующий иск в суд. По мнению общественника, действующие нормативы занижены в два раза относительно реальной потребности. Существующая сегодня программа не только не решает эту проблему, но, напротив, усугубляет ситуацию, поскольку не предусматривает строительство школ в местах крупных строек.

По мнению общественника, ограничения, не позволяющие создавать социальную инфраструктуру где угодно и в каком угодно объёме, должны привести к ограничению застройки в соответствии с возможностями инфраструктуры. «Жильё должно быть правильно распределено по территории города, в том числе и с учётом возможностей инфраструктуры, а не концентрироваться в частоколе 20-этажек в одном месте», — заключает Денис Галицкий.

Карта Дениса Галицкого:

А будут ли школы?

Какой бы ни была программа, а её выполнение уже сейчас находится под вопросом. Например, приложенный к ней график предполагает, что в ближайшие три года, с 2017 по 2019 год, город получит 11 000 дополнительных мест в школах. В то же время в бюджете города на этот же период заложены средства на строительство новых корпусов школ 59 и 42, проектирование и начало строительства нового корпуса школы 129, а также проектирование нового корпуса школы 93.

Согласно проекту бюджета Перми, строительство нового корпуса школы 42 будет закончено в 2018 году, корпуса школы 59 — в 2019-м. Другие два проекта в 2019 году только стартуют.

Таким образом, на самом деле через три года законченными будут только первые два объекта, в сумме это даст Перми 2 000 дополнительных мест. Согласно уже упоминавшимся данным департамента образования, общий дефицит мест в школах превышает 19 000 (разница между фактическим и расчётным количеством учащихся в действующих школах Перми).

***

  • Ответ на вопрос, в каком городе общеобразовательная система работает лучше, читайте в материале «Школьная линейка».