X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать
Фото: Аня Чащухина
87статей

В этой рубрике мы публикуем рецензии на книги. А также анонсы и отрывки книг, готовящихся к выходу в ведущих российских издательствах.

Господин Смерть, дедушка-привидение и комикс о сталинских репрессиях. Семь детских книг на недетские темы

В последнее время говорят, что не нужно вовлекать детей в политику и вообще обсуждать с ними серьёзные темы. А ведь у детей вопросов много. Что такое смерть? Почему она кого-то настигает? А может трагичности есть место и в человеческой истории? Вместе с независимым книжным магазином «Пиотровский» выбрали книги тех взрослых, которые не боятся говорить с детьми откровенно. Каждый из авторов по-своему решает эту задачу: кто-то обращается к магическому реализму, кто-то создаёт фэнтезийные миры, кто-то одевает смерть в удобное платьице.

Фрида Нильсон «Тонкий меч»

«Господину Смерть не позволено забирать всех без разбору. Но ему достаются многие». Однажды он приходит и за Семиллой — мамой Саши, но «мамой» называть сильно больного человека очень тяжело, поэтому за ней остаётся лишь имя и любовь. Тогда Саша решается перехитрить Господина Смерть и отправляется на его поиски в царство смерти. Тут перед мальчиком открывается новый мир, мрачный и тягучий, но по-своему фэнтезийный и сказочный, полный королев, принцесс и замков.

Фото: Аня Чащухина

Смерть предстаёт здесь пусть и вымышленным, но материальным персонажем, а на приключения хоть изначально и подталкивают трепет и чувства к матери, сам язык лишён излишней романтизации. Ребёнок сталкивается со Смертью лицом к лицу, но за счёт изображения Смерти видимым героем, против которого должны быть направлены действия, эмоциональная встреча с ним даётся легко.

Юлия Яковлева «Ленинградские сказки. Дети ворона»

«Ленинградские сказки» — масштабный книжный проект писательницы Юлии Яковлевой о детском опыте жизни в Советском Союзе. Цикл романов-взросления с примесью магического реализма, растянувшийся пока что на четыре книги. В планах и пятая — про 50-е годы.

Первая часть описывает детство Шурки и Тани в эпоху сталинского террора — Ленинградские события 1938-го года. Однажды в командировку уезжает папа, вслед и мама с младшим братом. Никто долго не возвращается, но кажется, что их забрал некий Чёрный Ворон. Кажется, что он повсюду и теперь придётся против его царства восстать.

Фото: Аня Чащухина

Как отмечает в интервью сама Юлия Яковлева: «Это работа над коллективной травмой в первую очередь и рассказ о семье — во вторую». Своеобразный продукт политики памятования, призванный деликатно и ненавязчиво закрыть пробелы между трудным прошлым страны и представлениями о нём у юных читателей.

Вольф Эрльбрух «Утка, смерть и тюльпан»

Утка наконец замечает Смерть — она всегда была неподалёку. Не такая уж она и страшная, если приглядеться. Порой даже довольно милая и улыбается. Они могут согреть друг-друга теплом. Однажды немецкий иллюстратор Вольф Эрльбрух решил честно рассказать детям о страхах. В течение 10 лет он работал над такой книгой. Получилось минималистично и по-философски. Для дружелюбности смерть он одевает в платье в клеточку, мягкие туфли и рукавички. В своей сути она продолжает быть смертью, но мы её больше не боимся.

Фото: Аня Чащухина

Ольга Громова «Сахарный ребёнок. История девочки из прошлого века, рассказанная Стеллой Нудольской»

История девочки Эли, чей отец вдруг оказался «врагом народа» — в ночь с 13 на 14 февраля 1936 года его арестовали. Позже, летом 1937, в ссылку в Киргизский лагерь отправляют и маму с Элей. Но жизнь продолжается: мама рассказывает дочке немецкие и французские сказки и истории, они поют песни и читают стихи, заботятся друг о друге.

Основой подросткового романа Ольги Громовой стал рассказ Стеллы Нудольской, детство которой как раз и пришлось на конец 30-х — начало 40-х годов. Это повествование, передающее опыт жизни в Советском Союзе в мельчайших нюансах, для стороннего наблюдателя не всегда очевидных. Жизнь маленькой девочки, которой пришлось столкнуться со взрослым миром и на себе испытать судьбу человека, советской властью не признаваемого. Это не большой нарратив о величии и могуществе страны, а частная и индивидуальная участь, проявляющаяся в явлениях масштабных. Местами наивная и трогательная, но в языке не чересчур трагичная.

Фото: Аня Чащухина

Книга Ольги Громовой вошла в лонг-лист премии «Книгуру», премии «Ясная Поляна», получила диплом премии им. Крапивина и была переведена на нидерландский язык.

Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон «Как дедушка стал привидением»

После смерти дедушка мог стать землёй или ангелом. Так говорили Эсбену родители. Но он-то знает, что ни тем, ни другим, а настоящим привидением. Не жутким и устрашающим, как показывают в фильмах ужасов, а вполне обычным, от прежнего дедушки не сильно отличным. Разве что с суперспособностями: он теперь может ходить через стены. Ночная дружба с дедушкой Эсбену даже нравится. Теперь можно не ходить в садик, потому что родители уверены, что их сынишка сильно страдает и лучше посидеть дома. Но просто так привидениями не становятся, при жизни дедушка забыл сделать кое-что важное.

Фото: Аня Чащухина

Юлия Бийе «Война Катрин»

Третий год войны. Собирая человеческие мгновения и пылинки французской жизни через объектив своего фотоаппарата, еврейская девочка под вымышленным именем Катрин спасается от нацистов. Больше года у неё нет никаких новостей от родителей, но рядом близкие друзья из Дома детей — школы-пансиона, где взрослые проявляют настоящий интерес к увлечениям детей, учат общаться с книгами, наблюдать за звездами и птицами, замечать облачное небо. Её действительность наполнена маленькими радостями и приятными занятиями, но в повседневности постоянно приходится считаться с иудейской идентичностью, которая становится определяющим ориентиром даже скорее для других, чем для неё самой. Книга французской писательницы Юлии Бийе расскажет о мире и быте еврейских детей военного периода, подростковой влюблённости и особенностях взросления, наполненного трепетной любовью и добром к окружающим.

Фото: Аня Чащухина

Ольга Лаврентьева «Сурвило»

Графический роман Ольги Лаврентьевой будет интересен как взрослым, так и детям. В нём художница рассказывает историю своей бабушки Валентины Сурвило, которой пришлось пройти через сталинские репрессии и блокаду Ленинграда. Теперь Валентине кажется, что беда всегда рядом, а тяжелый период ознаменован в памяти кратким словом «несчастье». Это личная и трогательная история о советской реальности, тяжести обстоятельств и нескончаемой нежности, проявляющихся как в графике, так и диалоге.

Фото: Аня Чащухина

***

В качестве иллюстраций к тексту были использованы экспонаты выставки-полемики «Через барьеры», которая недавно открылась в Центре городской культуры.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь