X

Citizen

Сегодня
Вчера
08 декабря 2017
07 декабря 2017
06 декабря 2017
05 декабря 2017

От дома до школы. Что такое «Cлужба родительского спокойствия» и как она работает

Фото: Тимур Абасов

Весной 2017 года в Перми таксист похитил и убил третьеклассницу. Девочка не дошла из школы до дома несколько десятков метров. Вопрос о безопасности детей стал обсуждаться на всех уровнях. В конце августа Благотворительный фонд соцподдержки и защиты прав ребенка «Колыбель надежды» запустил проект «Служба родительского спокойствия». Суть проекта в том, что волонтёры будут сопровождать детей из дома до школы и обратно. К этой инициативе подключилась мэрия, краевое управление СКР РФ и ПСО «Поиск пропавших детей — Пермь».

Концепция проекта по безопасности передвижения школьников состоит не только из непосредственной волонтёрской службы, когда взрослый человек сопровождает ребёнка. В этом деле планируется задействовать и самих педагогов, и руководство школ, и правоохранителей. Обещали подключиться даже местные власти. Например, Департамент общественной безопасности администрации Перми изучит опасные участки движения по основным маршрутам школьников по пути домой.

Сейчас в проекте участвуют гимназия № 33, школы № 77 и 81.

«Таких проблем, как сейчас, просто не было»

Галина Никитенко — пенсионерка. Раньше она работала гувернёркой и репетитором по русскому языку и литературе, занималась со школьниками после уроков. Теперь она волонтёр «Службы родительского спокойствия». На днях поедет на встречу с ребёнком, которого, возможно, будет отводить и встречать из школы.

«Когда узнала, что какая-то женщина нуждается в том, чтобы её ребёнка-первоклассницу приводили из школы, я откликнулась, конечно. Мы пока договорились, что я приду познакомиться. Там всё и обговорим. Я думаю, что доверять старшеклассникам — это не дело, потому что они сами ещё дети. Но, с другой стороны, почему бы, допустим, двум старшеклассникам не отводить малышей на занятия? В наше время было тимуровское движение. Но помощь требовалась совсем другая, и таких проблем, как сейчас, просто не было. Мы ходили за несколько километров в школу, ходили группой, чтобы волки на нас не напали в лесу, но чтобы человек напал на ребёнка — это даже в страшном сне не приснилось бы. Была другая помощь — взаимопомощь. Этот коллективизм был не просто модой, а стихией. Почему сейчас на это откликаются больше пожилые люди? Потому что коллективизм и взаимовыручка у них в крови, а сейчас ведь больше оценивают по шкале: выгодно — не выгодно».

Женщина считает, что проект хороший и нужный, но подобного опыта сопровождения детей у неё ещё не было. Когда-то пенсионерка работала воспитателем в продлёнке школы № 59. «Мне тогда платили зарплату 3900 рублей (смеётся — Прим. ред), но там я получала моральное удовлетворение и выкладывалась по полной. Мы проводили различные конкурсы и олимпиады. Ребята показывали знания, которых не было у даже у школьников постарше», — говорит она.

Увидеть слабые стороны и найти решение

Менеджер Благотворительного фонда «Колыбель надежды», куратор проекта «Служба родительского спокойствия» Яна Каменщикова объясняет: основная ценность проекта в том, что он помогает объединить усилия органов власти, активных жителей Перми и школы. Эта совместная работа помогает увидеть слабые стороны в таком деле, как безопасность детей, потому что в рутине будничной работы взрослые не всегда обращают внимание на важные мелочи. А вместе можно найти решение, уверена Яна.

Яна Каменщикова

«Проект привлёк внимание, а это значит, что инициатива важна. Возможно, её будут внедрять уже не в качестве проекта, а как стабильную службу, доступную любому родителю. Для меня лично проект — это в первую очередь вызов и возможность активизировать силы общества. Безусловно, у проекта есть ограничения, но он является пилотным, поэтому на нём как раз мы и хотим проработать все риски. Подобный проект в других городах я не встречала, но сама идея уже звучала, например, в Санкт-Петербурге, где есть так называемое „Детское такси“, которое отвозит школьников»

Сейчас организаторы проекта службы сопровождения детей формируют базу волонтёров и продолжают активно приглашать родителей. Чтобы стать волонтёром проекта, человек должен предоставить справки из полиции, медицинских учреждений и пройти собеседование в фонде. Тех, кто решил стать волонтёром, спрашивают, как они узнали о проекте, почему захотели стать волонтёрами и с какой школой они бы хотели сотрудничать. Дальше они заполняют анкету, и когда появляется запрос от родителей на конкретного волонтёра, с ним связываются и спрашивают, готов ли он сотрудничать с этими родителями.

«У нас пока только одна женщина интересовалась, какие люди к нам идут в волонтёры», — говорит Яна. Как правило, это пенсионеры, студенты или люди, так или иначе связанные с педагогической деятельностью.

Надежда педагогов

По словам заместителя директора гимназии № 33 по воспитательной работе Ирины Давлетшиной, некоторые родители относятся к идее скептически: «Как я могу доверить ребёнка незнакомому человеку?» Но у педагогов есть надежда, что волонтёров будут отбирать с особой тщательностью.

Ирина Давлетшина

«Мы только вступаем в проект „Служба родительского спокойствия“. В начале сентября провели родительские собрания в начальной школе, на которых представители фонда „Колыбель надежды“ познакомили мам и пап с идеей проекта. Безусловно, подобные мероприятия по обеспечению безопасности ребят необходимы, и мы рады, что волонтёры начинают активную работу в этом направлении. От родителей учеников начальной школы уже поступило несколько заявлений на участие. Мы пока находимся на апробационной стадии, спустя некоторое время можно будет делать выводы»

«Однозначно доверила бы ребёнка волонтёру»

Председатель Родительского совета этой же гимназии Екатерина Шеманина говорит, что нельзя утверждать, все ли родители готовы доверить ребёнка волонтерам. Это зависит от ситуации. Например, когда у семьи есть возможность самостоятельно водить его в школу или есть родственники, готовые помочь, вряд ли родители обратятся к волонтерам. Но есть много случаев, когда помочь просто некому.

Сын Екатерины Шеманиной учится в четвёртом классе, и она «лучше доверила бы ребёнка волонтеру, чем отпустила его одного». Но перед этим Екатерина проверила бы волонтёра всеми доступными способами и отдала бы предпочтение женщине. «В этом вопросе им доверия больше», — говорит она.

По словам председателя Родительского совета гимназии, руководство школ положительно отнеслось к проекту, активно участвует в этом деле, предлагает свои идеи и приглашает выступать на собраниях перед учителями и родителями. К тому же родители сами заинтересованы, ведь прежде всего они отвечают за безопасность своих детей. И такой проект по сопровождению может действительно помочь.

***