X

Подкасты

Рассылка

Стань Звездой

Каждый ваш вклад станет инвестицией в качественный контент: в новые репортажи, истории, расследования, подкасты и документальные фильмы, создание которых было бы невозможно без вашей поддержки.Пожертвовать

Гриппозная Россия Кирилла Серебренникова

Долгожданный фильм Кирилла Серебренникова после непростого пандемического года наконец добирается до российского проката. Кинокритик Николай Гостюхин считает, что давние поклонники режиссёра будут в восторге, а все остальные, скорее всего, окажутся разочарованы, ведь привычное единство формы и содержания на этот раз уступило место неоднозначной и местами откровенно перегруженной попытке художественного переосмысления детской травмы целого поколения из романа Алексея Сальникова.

Простая семья Петровых — сын, мать и отец — в канун Нового года заболевает гриппом. Хотя простой её можно назвать с большой натяжкой. Мать (Чулпан Хаматова) по вечерам работает библиотекарем, а по утрам ходит убивать людей, отец (Семён Серзин) работает автослесарем и беспробудно пьёт, что, однако, не мешает ему любить сына и рисовать на кухне комиксы про супергероев. Сложно выделить какой-то один момент, когда жизнь семьи Петровых внезапно меняется (как это обычно бывает во многих фильмах) и зритель вдруг понимает, что ему хочет сообщить автор.

В книге-первоисточнике событием становится болезнь Петрова-младшего, а в фильме странности начинаются с самого начала, когда в гриппозном бреду Петров-старший вдруг становится частью команды, расстреливающей безымянных чиновников у автобуса. И дальше градус абсурда и дикости только усиливается. Трупы, которые сбегают из гроба, новогодние ёлки, снятые как хорроры, второстепенные истории, которые в какой-то момент становятся главными в фильме (речь про историю Снегурочки Марины в исполнении Юлии Пересильд).

Серебренников, самостоятельно адаптировавший роман за время своего домашнего ареста, превращает относительно структурированную историю в американские горки, где зрителя плавно протаскивают по безумным снам и больным фантазиям среднестатистического россиянина. Ну кто втайне не мечтал о судьбе непризнанного гения-писателя — тут как тут фантазия-друг Сергей (блёклый дебют Ивана Дорна) или раскрепощённый Игорь (Юрий Колокольников), стерильный как мужчина, но свободный как личность. Причём режиссёр почти в буквальном смысле ведёт нас по миру Петровых: с помощью тонко настроенной камеры оператора Владислава Опельянца (получил в Каннах главный приз за свою работу), с помощью смешных и обескураживающе честных надписей на всевозможных поверхностях, с помощью взглядов Хаматовой и Серзина, которые те бросают друг на друга в отчаянной попытке хоть как-то совладать с окружающим безумием.

Ложкой дёгтя в этой герметичной и по-лавкрафтовски безумной истории не то спасения, не то перерождения (забегая вперёд, скажу, что герои выздоровели) становится абсолютное отсутствие какой-либо структуры и сколько-нибудь внятного главного героя и сюжета. Кого-то это может отпугнуть, другие же разглядят в бесструктурности метафору современного русского сознания, больного и мечущегося, пытающегося зацепиться хоть за какую-то скрепу: новогодний праздник, семью, друзей, алкоголь.

В одном из своих интервью Кирилл Серебренников говорил о зацикленности современной России на прошлом и бесконечных самоповторах. Эта зацикленность, как День сурка, из которого мы всё никак не можем выбраться. Поэтому и герои его фильма то и дело двигаются по кругу, переживают одно и то же: пьянка с друзьями, новогодняя ёлка, хамство и безразличие окружающих людей.

В какой-то момент может показаться, что «Петровы в гриппе» — ещё одна чернуха, но вообще-то Петров-старший рассказывает сыну о травмирующем детском опыте, их финальные сцены наполнены теплом и заботой, а сама болезнь в финале всё же отступает. Так что вся история фильма, как и события современной России, которые Серебренников успел на себе испытать, по сути, один бредовый трип, из которого единственный способ выйти — это переболеть или умереть, читай: переродиться.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+

Программирование - Веб Медведь