X

Новости

Вчера
2 дня назад
24 апреля 2018

Платные парковки. Пермь на фоне соседей

25статей

Проект, в котором мы будем сравнивать наш любимый город с другими российскими городами по конкретным показателям. У нас нет цели доказать, что «там хорошо, где нас нет», мы постараемся быть максимально объективными.

Фото: Тимур Абасов

Тот неловкий момент, когда Перми не нужно равняться на Екатеринбург. «Звезда» изучила опыт организации платных парковок в других городах.

Екатеринбург

Пример Екатеринбурга в этой теме выглядит несколько комичным. Платные парковки были запущены в этом городе в мае 2014 года, но система до сих пор фактически работает лишь в тестовом режиме. Суть ситуации в том, что зоны платной парковки определены, соответствующие знаки и паркоматы установлены, работает несколько способов оплаты, по улицам ездят автомобили, вычисляющие неплательщиков, но ещё ни одного штрафа за неоплату парковки автовладельцы не получили. Несмотря на это, часть людей всё-таки оплачивает парковку, но примерно две трети этого не делают.

Фактически парковки в центре Екатеринбурга до сих пор остаются бесплатными Фото: uralpolit.ru

Причина курьёза в том, что администрация города технически не в состоянии выписывать штрафы неплательщикам: у неё отсутствует доступ к базе данных номеров автомобилей, которой располагает ГИБДД. На сегодняшний момент администрация может установить автомобили, припаркованные без оплаты (и делает это), но связать их с именем конкретного человека — уже нет. Предпринятые до сих пор меры по решению этой проблемы результата не дали. Из последнего: в феврале в свердловском Минтрансе было создано подразделение, которое занималось бы выпиской штрафов, но в апреле МВД России отказало региональному министерству в предоставлении необходимой для этого федеральной базы данных.

«Для тех, кто всё ещё платит»... Фото: ekburg.ru

Это означает, что фактически за пользование парковками в центре города можно не платить. В результате медиа получили возможность в очередной раз поупражняться в остроумии. Одни выпускают новость под заголовком «Для тех, кто всё ещё платит: в Екатеринбурге заработали новые способы оплаты парковки», другие дают советы: «И небольшой лайфхак для заезжих туристов. По центру Екатеринбурга расставлены платные парковки. Только из-за диссонанса между властями и гаишниками их работу всё никак не могут наладить, штрафы никому не приходят».

Тем не менее, с целью «подстелить соломки», автовладельцы на время стоянки на условно-платных парковках закрывают госномер машины (или его часть) кусочками бумаги или тряпкой. В этом случае установить факт неоплаты ими парковки невозможно: работники соответствующей службы не имеют права прикасаться к автомобилям, а автоматический сканер, с помощью которого патрулируются парковки, такой номер считать не в состоянии.

Автовладельцы закрывают часть номеров листками бумаги Фото: e1.ru

В этой ситуации говорить об эффективности существующей в городе системы платных парковок не приходится. Остается только рассказать технические детали. Час парковки стоит в Екатеринбурге 30 рублей (это если всё-таки платить), первые 15 минут бесплатно. Декларируемый штраф за неоплату — от 1000 до 3000 рублей. Существует четыре способа оплаты парковки: SMS, Е-карта (городская электронная транспортная карта) и банковская карта. В последнем случае есть два варианта. Можно подойти к паркомату и дальше — аналогично терминалу, а можно заранее пополнить парковочный счёт с помощью банковской карты на сайте платных парковок или с помощью мобильного приложения. Из минусов: паркоматы не принимают наличные, при оплате парковки с помощью SMS взимается комиссия.

Несмотря на фактически неработающую систему платных парковок, городские власти продолжают её развивать. Во-первых, периодически увеличивается зона платных парковок: в частности, в течение этого лета планировалось оборудовать почти 500 дополнительных парковочных мест. Во-вторых, расширяется перечень способов оплаты. В-третьих, вдоль платных парковок ежедневно ездят полтора десятка автомобилей, оборудованных системой «Паркон», вычисляющей машины, владельцы которых не оплатили парковку. В общем, всё как будто по-настоящему.

Полтора десятка экипажей, вооруженных «Парконом», патрулируют центр города. Но штрафы ещё никому не приходили. Фото: ekburg.ru

Казань

Казань — первый город в Приволжском федеральном округе, который ввёл систему платных парковок. Она работает вот уже полтора года, о ней можно найти самые разные сведения, также на её примере проявились некоторые проблемы. В общем, это тот опыт, который надо изучать.

Итак, тестовый запуск платных муниципальных парковок в Казани состоялся 9 февраля 2015 года, а с 1 апреля того же года система полностью введена в эксплуатацию. Минимальное время парковки составляет один час, он стоит 50 рублей. Первые 15 минут парковки бесплатные. Штраф за неуплату — 2500 рублей.

Запуск системы единого парковочного пространства стоил городу 36,4 млн рублей, срок её окупаемости составил менее 9 месяцев. Тут местная пресса приводит данные «Ведомостей», согласно которым аналогичная система стоянок в Москве, по примеру которой и организованы казанские муниципальные паркинги, пока приносит убытки. За более чем три года существования на неё потратили 16 млрд рублей, а сборы с автомобилистов составили только 5,8 млрд рублей.

Фото: gazetadaily.ru

Основную часть расходов составили единовременные затраты, связанные с приобретением программного ядра и разработкой и внедрением программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего организацию и функционирование платного парковочного пространства. В 1,8 млн рублей обошлись услуги по приёму и обработке платежей пользователей муниципальными парковками без открытия счетов, осуществление информационно-технологического взаимодействия и SMS-информирование для системы управления парковочным пространством. Остальные средства были потрачены на установку индуктивных счётчиков, комплексов видеофиксации, нанесение разметки, изготовление знаков и табличек и так далее.

За неоплату парковки штрафы приходят без сбоев. Более того, за январь-июнь 2016 года именно на платные парковки пришлось наибольшее число административных правонарушений в Казани. Соответствующие протоколы составили почти половину от всех выписанных постановлений: 14,6 тыс. из 28,6 тыс. Общая сумма наложенных на автовладельцев штрафов превысила 36,5 млн рублей. Интересно, что власти Казани отмечают: сумма выписанных за неуплату штрафов существенно превышает сборы от оплаченной парковки.

Сумма выписанных за неуплату штрафов существенно превышает сборы от оплаченной парковки Фото: kommersant.ru

В момент старта системы в Казани действовало 27 муниципальных парковок с 1250 местами, в настоящее время количество машиномест приближается к 2000. При этом в планах мэрии Казани к 2030 году увеличить их количество до 3400 мест. Такие намерения вызывают вопросы у общественности и автомобильных активистов: дело в том, что и действующие стоянки далеко не перегружены, по данным исполкома Казани, их заполняемость в конце прошлого года достигала 41 %.

По информации властей, в среднем в день на парковках муниципалитета оставляют свои машины около 6 тыс. автомобилистов, в субботу машинопоток составляет в среднем 4 тыс., в воскресенье — 2 тыс. Из них большую часть (74 %) составляют автомобили, простоявшие на парковке не более 15 минут и, следовательно, ничего за это не заплатившие. На втором месте по популярности у автовладельцев — часовая стоянка (17,6 %), на третьем месте — парковка длительностью до двух часов (3,7 %). Около 2,5 % владельцев машин не оплачивают своё пребывание на парковочных местах.

Фото: sgpress.ru

Сначала платные парковки были круглосуточными, но уже с 1 августа 2015 года была отменена плата за парковку ночью (с 21:00 до 7:00), а также в воскресные и праздничные дни. Это решение мэр Казани объяснил первыми результатами работы паркингов: вечером количество парковочных сессий и сумма платежей снижаются, в воскресные и праздничные дни платежи уменьшаются в 2 раза по сравнению с рабочими днями.

Тут надо отметить, что с момента принятия этого решения до его реализации прошло полтора месяца, столько потребовалось для того, чтобы провести дополнительные конкурсные процедуры и изыскать средства на то, чтобы вывесить таблички о времени работы парковок. Это и есть цена ошибки при внедрении подобных систем.

В числе других корректировок после первых трёх месяцев работы — введение бесплатной парковки для инвалидов III группы, если они передвигаются на специализированном авто, и возможность расплатиться за парковку транспортной картой.

Фото: tatar-inform.ru

Если говорить об эффективности платных парковок в Казани, то она измерена компанией «Яндекс». Сервис сравнил загруженность в марте и апреле (то есть до и после полноценного внедрения системы) на 9 участках в центре города. В отчёте отмечается, что дорожная обстановка в центре города немного улучшилась (в целом за месяц средняя загруженность центральных дорог по будням снизилась на 7 % по сравнению с мартом). Однако на конкретных участках изменения пока несущественные. Даже там, где среднее время проезда сократилось больше всего — 10-14 %, — выигрыш по времени проезда составил меньше минуты.

Впрочем, одновременно ухудшилась ситуация на прилегающих улицах: припаркованные автомобили переместились на те улицы, на которых ещё нет ограничений.

Выигрыш Казани от введения платных парковок — 7 % Фото: prokazan.ru

При введении системы платных парковок Казань столкнулась с серьёзными техническими сбоями. Например, в первые месяцы работы паркоматы принимали только чиповые банковские карты, SMS с оплатой проходили не всегда. В СМИ описан пример, когда около одного из паркоматов скопилась очередь из нескольких человек, и никто не мог оплатить парковку. Спас очередь мужчина, который оплатил стоянку за всех со своей карты, а очередь сдала ему деньги наличными. Также был случай, когда одну из парковок можно было оплатить только через SMS: в здании, от которого паркомат «питается» электроэнергией, не было света.

Спас очередь мужчина, который оплатил стоянку за всех со своей карты Фото: kazan.aif.ru

При этом ни волонтеры, ни «горячая линия» не спасали: первые не в состоянии устранить технические проблемы, вторая постоянно занята.

Волонтеров было не достаточно и фактически они не могли устранить технические проблемы Фото: prokazan.ru

Существует ещё и официальная группа «ВКонтакте», которая информирует об изменениях в работе парковок и отвечает на вопросы водителей. Там сообщается, например, о таких технических проблемах:

Вопрос

Припарковался на платной парковке, полчаса пытался отправить SMS с оплатой, в итоге SMS ушла, факт оплаты подтверждён. Спустя 2 месяца приходит штраф за неоплату. Как это понимать?

Ответ

Оплату необходимо осуществить в течение пятнадцати минут с момента въезда ТС на парковочное место платной муниципальной парковки. Постоплатной системы не предусмотрено!

Ещё пример.

Вопрос

Парковка у кабмина (Зона #110). В любой рабочий день в приложении куча свободных мест. По факту — всегда занято. Стоят чиновники, парковку не оплачивают, из-за этого ориентироваться по приложению и понимать, есть ли места или нет, — невозможно. На штрафы им, судя по всему, плевать. Получается, что не для всех у вас равные условия? Я, честно говоря, даже не верю, что им что-то приходит. Машины у них, скорее всего, оформлены на муниципалитет или министерства — отсюда и вседозволенность. Сотрудники ГИБДД разводят руками и сделать ничего не могут.

Ответ

Указанные вами транспортные средства, чьим бы ведомствам они ни принадлежали, не подпадают под льготные категории, и наложение административной ответственности за неоплату парковки на их владельцев происходит в общем порядке.

Сведения о наличии свободных мест формируются исходя не из оплат, а по данным, полученным от комплексов фото- и видеофиксации в режиме онлайн, которые фиксируют все автомобили в зоне парковки.
В связи с определённым интервалом движения указанных комплексов сведения о количестве свободных мест на платных парковках поступают с некоторым несущественным запозданием.
Спасибо за ваше обращение. Мы учитываем каждое обращение и стремимся сделать всё возможное для создания наиболее комфортных условий автовладельцам при пользовании платными парковками.

С платными парковками в Казани связаны всплески гражданской активности.

В частности, татарстанское отделение Федерации автовладельцев России (ФАР) обратило внимание на то, что паркоматы не принимают наличные деньги. Жалобу направили в управление Роспотребнадзора по Республике Татарстан, и ведомство согласилось с тем, что это нарушение прав потребителя. На этом основании представители ФАР заявляли о неправомерности штрафов за неоплату парковки и обещали помочь каждому, кому придёт штраф, оспорить его со ссылкой на отсутствие возможности платежа наличными.

Однако это ещё один пример того, как гражданская активность в Казани не принесла никаких результатов: требование правозащитников — введение оплаты парковки наличными — комитет по транспорту Казани не удовлетворил, сославшись на требования безопасности. Делались также ссылки на то, что платная парковка — это не услуга, а платежи за них сравнивались с платежами в налоговую службу, где, как известно, наличные тоже не принимаются.

Несмотря на стабильное получение казанцами квитанций со штрафами, вопрос, ставший камнем преткновения для Екатеринбурга, нельзя считать окончательно решённым: в настоящее время в Казани продолжается связанный с этим конфликт между правозащитниками и властями. Та же ФАР потребовала у республиканского Роскомнадзора выяснить, на каком основании ГИБДД передаёт персональные данные граждан сторонней организации. Имеется в виду МКУ «Управление административно-технической инспекции исполнительного комитета муниципального образования города Казани», которая занимается выпиской штрафов за неоплату парковок. Также ФАР обратилась в региональную прокуратуру, оспаривая законность самого факта выписки штрафов от имени этой организации.

Татарстанское отделение Федерации автовладельцев уверено в том, что работа платных парковок организована с нарушениями закона Фото: evening-kazan.ru

Вторая претензия ФАР связана с ненадлежащим, по их мнению, способом оформления документа, подтверждающего факт оплаты парковки. В ФНС России признали, что в документе об оплате, который выдаёт паркомат, не указана серия документа и реквизит «сведения об изготовителе бланка», что является нарушением оформления бланка строгой отчётности. Соответственно, региональному подразделению УФНС поручено рассмотреть вопрос о проведении контрольных мероприятий по вопросу соблюдения требований законодательства РФ о применении ККТ. На текущий момент конфликт не исчерпан.

Города Приволжского ФО

Вслед за Казанью начинается массовое внедрение системы платных парковок в других городах Приволжского федерального округа.

Весной этого года в Нижнем Новгороде в тестовом режиме была запущена первая муниципальная платная парковка. Она рассчитана на 301 место (плюс ещё 30 — для инвалидов), плата — 20 рублей в час. По итогам тестирования у подрядчика («Ростелеком») возникли технические трудности, связанные с установленным оборудованием либо с работой серверов. На выяснение причин сбоев и их устранение специалистам компании требуется дополнительное время, поэтому за неоплату парковки на улице Рождественской до сентября не будут выписываться штрафы — фактически она пока что является бесплатной.

Кроме того, в мае должна была заработать парковка около железнодорожного вокзала. Её вместимость — 65 мест, а стоимость — 50 рублей в час. Однако её запуск перенесён по техническим причинам. В общей сложности в центральной части города планируется создать 3500 платных парковочных мест в центральной части города.

Первая платная парковка в Нижнем Новгороде открыта, но работает в тестовом режиме Фото: tnnov.ru

Город предлагает возможность оплатить парковки можно четырьмя способами: через паркомат (всего установлено пять штук) с помощью банковской или специальной парковочной карты, через SMS или через мобильное приложение.

Власти Уфы заявляют, что первая платная парковка появится до конца этого года. Однако мэрия не раскрывает ни участок, где будет запрещена бесплатная парковка, ни стоимость пользования не раскрывается.

В Ижевске, по всей видимости, платные парковки появятся нескоро. Никаких планов на этот счёт нет.

Проект первой платной парковки в Кирове Фото: kp.ru

Первая муниципальная платная парковка в Кирове заработает с сентября 2016 года. Её вместимость — 61 машиноместо, стоимость — 30 рублей в час, первые 20 минут — бесплатно. Власти заявляют о том, что тариф будет динамичным: чем дольше разово используется парковочное место, тем дешевле для владельца автомобиля будет стоимость часа. Планируется, что все способы оплаты будут только безналичными: транспортной или банковской картой, через SMS-сообщение или мобильное приложение. Первая, пилотная парковка будет закрытой, то есть ограниченной шлагбаумами на въезде и выезде (аналогично парковке у пермского аэропорта). Последующие парковки планируется делать открытыми.

Пермь

Система платных парковок начинает работать в нашем городе с 15 августа, весь процесс её внедрения от первого проекта до запуска занял более полутора лет.

Зона платной парковки будет действовать только в рабочие дни с 8:30 до 19:30, она ограничена улицами Попова, Пушкина, Николая Островского, Советской, Монастырской и Окулова. Согласно техническому заданию, в этой зоне будет не менее 2,5 тыс. парковочных мест, в том числе 250 мест для инвалидов. Льготу могут получить инвалиды I-II групп, а также родители детей инвалидов.

Скриншот сайта «Парковочное пространство Перми» Фото: permparking.ru/ru

В момент старта системы плата за парковку будет самой низкой в России, 15 рублей в час, первые 15 минут бесплатно. Однако затем, возможно, она будет повышаться: каждые три месяца будет проводится мониторинг заполненности парковочных мест, и, если она составит более 80-90 %, стоимость парковки будет увеличиваться на 5 рублей. Штраф за неоплату — 1000 рублей. Деньги, собранные с платных парковок, планируется направлять в бюджет города — это как раз стандартная практика.

Всего в зоне платной парковки установлено 45 паркоматов на 22 участках центральных улиц (этот этап работ уже завершён), паркоматы расположены, как правило, на перекрёстках.

Фото: Тимур Абасов

Способы оплаты предлагаются следующие: с помощью банковской карты непосредственно в паркомате, через SMS, интернет-сайт, мобильное приложение или платёжный терминал.

Перед окончанием парковочной сессии на телефон владельца машины будет приходить предупреждающая SMS. По истечении оплаченного времени место необходимо освободить в течение 10 минут.

Фиксация фактов неоплаты парковки будет производиться с помощью мобильного комплекса «Паркон» — аналогично тому, как это делается в Екатеринбурге. Относительно системы контроля внесения платы за парковку и начисления штрафов власти Перми утверждают, что учли проблему Екатеринбурга и нашли выход. Если это так, то наш город имеет шанс стать первым среди соседей, где система платных парковок заработает без правовых проблем.