X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
17 октября 2019
Фото: Тимур Абасов

Театр спас от разрушения памятник Евгению Панфилову

«Давайте трубить о хороших делах! Театр „Балет Евгения Панфилова“ взял на себя срочную реконструкцию памятника Евгению Алексеевичу», — с такими словами дочь Евгения Панфилова, хореограф Арина Панфилова, обратилась к пермской прессе и пригласила на торжественное открытие памятника после реконструкции. Церемония прошла 2 октября на Северном кладбище.

Как рассказала Арина Панфилова, весной 2015 года обнаружилось, что мемориал Евгению Панфилову, установленный на Северном кладбище, дал подвижки. Требовалось срочное укрепление основания памятника. Он был установлен в августе 2006 года на средства Фонда Евгения Панфилова, инициированного Ариной Панфиловой и Еленой Плешковой — первым директором театра пластического танца «Импульс», созданного Панфиловым ещё в 1979 году.

Десять лет назад проект установки памятника знаменитому балетмейстеру широко обсуждался в Перми, свой вклад в фонд вносили зрители, артисты балетных трупп, работавшие с Панфиловым, творческие деятели города. Инициативе близких Панфилову людей тогда содействовали и власти — председатель комитета по культуре администрации города Перми Алексей Родин и Ольга Ильиных, на тот момент начальник департамента по культуре и искусству Пермской области. Все понимали, что установка памятника такому человеку, как Евгений Панфилов, — гению, своим искусством прославившему Пермь, — это забота не только семьи хореографа, но и дело города. Обсуждалась тогда возможность установки памятника Панфилову не только на его могиле, но и в городском пространстве.

Фото: Тимур Абасов

В 2005 году провели конкурс на лучший проект памятника среди студентов Уральского филиала Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Выбран был проект скульптора Татьяны Коневой и архитектора-дизайнера Марии Холкиной, работа по камню выполнена Вячеславом Просвирновым. По мнению Арины Панфиловой, именно этот проект был реализован, потому что авторам удалось уловить дух творчества Евгения Панфилова и сделать композицию памятника максимально неконфликтной со средой кладбища. «Идея полёта обладает многогранностью: это и творческий полёт, и полёт души, и вера в то, что она продолжает жить. Ведь невозможно ставить обыкновенный памятник такому человеку, — говорит Арина Евгеньевна. — Как невозможно было бы реализовать этот проект нам своими силами».

Фото: Тимур Абасов

Сложная ситуация повторилась именно сейчас, в год 60-летия Евгения Панфилова. Вдова балетмейстера Наталья Данилова и Арина Панфилова оказались перед необходимостью проведения полной реконструкции памятника. Срочно спасти мемориал из мрамора и гранита — непосильная задача для семьи: стоимость реконструкции была оценена после экспертной проверки в 70 500 рублей.

В день рождения отца Арина Панфилова рассказала о проблеме участникам первого коллектива Евгения Панфилова, бывшим артистам театра «Импульс». Решили вновь прибегнуть к сбору средств через Фонд Панфилова, бросили клич в социальных сетях. Так информация о необходимости реконструкции памятника открылась артистам балетных трупп «Театр толстых» и «Бойцовский клуб». Однако опасения были связаны с тем, что сбор пожертвований потребует времени, если не успеть провести реконструкцию до заморозков, восстановить памятник будет ещё сложнее. Работы требовалось провести не позднее конца октября.

Арина Панфилова: «Сегодняшний день, как никогда, объединил семью Евгения Панфилова и созданный им театр». Фото: Тимур Абасов

Арина Панфилова, дочь Евгения Панфилова, хореограф:

— А потом неожиданно мне позвонил директор театра «Балет Евгения Панфилова» Алексей Мокрушин и просто сказал: «Арина Евгеньевна, не волнуйтесь, проблемы реконструкции памятника мы уже взяли на себя. Вам оставляем общественный контроль». У меня не было слов — слёзы и многоточие. Театр — первый «ребёнок» отца, мой «старший брат», — помимо сохранения спектаклей в постановке Евгения Панфилова и продолжения пути, им намеченного, сделал благородный шаг и поддержал нашу семью. Я считаю, что это символичный, красивый поступок — один из тех редких, которые меняют наши времена всеобщего отчуждения. Прекрасное происходит, мы не всегда его замечаем. Я хочу, чтобы люди знали об этом.

Как уточнила Арина Панфилова, в деле реконструкции памятника ни городские, ни краевые власти участия не принимали. Но ведь с недавних пор заслугой чиновников считается присутствие на разного рода мероприятиях — министр культуры на церемонии открытия памятника Панфилову после реконструкции был, сказал проникновенную речь.

Алексей Грибанов, заместитель главы администрации города Перми, и Игорь Гладнев, министр культуры Пермского края Фото: Тимур Абасов

О делах в театральной жизни, за которые отвечают пермские власти, сказал присутствовавший на открытии Алексей Анатольевич Грибанов.

Алексей Грибанов, заместитель главы администрации города Перми:

— Самое главное, что мы можем сделать для сохранения памяти великого артиста Евгения Панфилова, — это то, что его дело развивается. У нас есть обязательства, чтобы у театра была своя сцена. Пока решить эту задачу не получается. Вопреки всему театр «Балет Евгения Панфилова» был создан и вопреки трудным обстоятельствам он всегда будет существовать.

По словам художественного руководителя театра «Балет Евгения Панфилова» Сергея Райника, о том, что «по тысяче рублей» собираются средства для реконструкции памятника, в театре узнали случайно, из кулуарных бесед артистов. И иного решения руководство театра не могло принять.

На церемонии Сергей Райник подчеркнул, что Евгений Панфилов всегда действовал вопреки обстоятельствам. Театр верен этой традиции.

Сергей Райник, художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова»: «Я хочу всех собравшихся сегодня поблагодарить, особенно артистов». Фото: Тимур Абасов

Сергей Райник, художественный руководитель театра «Балет Евгения Панфилова»:

— Тринадцать лет назад, когда Евгений Алексеевич ушёл от нас, я не мог поверить, что мир не расколется надвое. Но жизнь продолжалась, театры по-прежнему работали... И каждый раз, когда молодые артисты нашего театра создают на сцене волшебство танцевального искусства, я чувствую плечо Мастера. И я хочу всех собравшихся сегодня поблагодарить, особенно артистов. Потому что Евгений Панфилов всегда говорил: «Главные в театре — артисты».

Наталья Ленских, бывший директор театра «Балет Евгения Панфилова» Фото: Тимур Абасов

Об уникальности театра современного танца, созданного Панфиловым, и о том, что театр уже много лет живёт без собственной сцены, сказала на церемонии бывший директор театра «Балет Евгения Панфилова» Наталья Христофоровна Ленских.

Вдова Евгения Панфилова Наталья Данилова выразила благодарность зрителям, которые приходят на его спектакли.

Наталья Данилова, вдова Евгения Панфилова Фото: Тимур Абасов

Наталья Данилова:

— Я думаю, они находят в этом театре то, что словами не выразишь, но что так необходимо всем: и утешение, и мужество жить. Театр — это место нерациональное. Всем, кто отозвался на этот наш несчастный случай с разрушением памятника, всем, кто ещё придёт в театр, я желаю пережить большие чувства и понять, что театр — это луч света в тёмном царстве.

Татьяна Казаринова, заведующая кафедрой хореографии ПГИК, мастер Мастера. Фото: Тимур Абасов

Давая слово Татьяне Алексеевне Казариновой, Сергей Райник представил её: мастер Мастера.

Казаринова Татьяна Алексеевна, заведующая кафедрой хореографии ПГИК, Заслуженный работник культуры РФ, кандидат искусствоведения, профессор:

— В этих мраморных крыльях воплотилась память о Евгении Панфилове, о его творческой душе. Главное, что он хотел передать во всех своих спектаклях, через артистов, чтобы люди умели любить, сострадать. Он часто спрашивал, как реагируют зрители на тот или иной его балет. Однажды я ответила ему: «Зрители плакали». Он сказал: «Как я счастлив, значит, я достучался до их сердец».

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь