X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
23 мая 2019
22 мая 2019
Фото: Диана Корсакова

«Не хотел бы думать, что это просто глупые управленческие решения». Доцент ПГНИУ Сергей Меркушев о ликвидации троллейбусной сети

С 1 мая 2019 года начнётся ликвидация троллейбусной сети в городе. Сначала перестанет работать маршрут № 13. Потом в течение двух месяцев будут ликвидированы ещё пять маршрутов. Чиновники объясняют своё решение тем, что троллейбусы неэффективны и невостребованы. Постепенно троллейбусы будут заменены на другие виды общественного транспорта. «Пермгорэлектротранс» сообщает о закупке 85 новых автобусов и постепенном развитии трамвайной сети. Мы попросили прокомментировать ликвидацию троллейбусов с лица города кандидата географических наук, доцента кафедры социально-экономической географии ПГНИУ Сергея Меркушева.

— Условно можно выделить «московскую» и «петербуржскую» модели организации общественного транспорта. Значительная часть троллейбусов в столице уничтожена и заменена на дизельные автобусы. Сейчас покупаются электробусы со стационарной подзарядкой, которые заряжаются на стоянке и потом на пяти маршрутах ходят вместе с троллейбусами. Московская модель очень дорогая. Таких денег в Перми точно нет.

Фото: Диана Корсакова

В Петербурге же закуплены троллейбусы с динамической подзарядкой, которые часть маршрута идут по контактной сети, часть — без нее. Это значительно улучшило обслуживание юго-запада и северо-запада города. Открылись целые протяжённые маршруты в новые районы, куда раньше ничего, кроме маршруток, не ходило. Они прекрасно работают, перевозят большое количество пассажиров, они гораздо более климатонезависимы.

А у нас какая модель? Она вообще есть? Я не вижу системного подхода к отрасли общественного транспорта в Перми. Например, меня удивляют депутаты гордумы. Они проголосовали за уничтожение троллейбуса — а зачем тогда ремонтировали контактную сеть на Северной дамбе, пустили линию по Шоссе Космонавтов, провели новую линию на Героев Хасана? Они же голосуют за сокращение городского транспорта, зная о планах по закрытию городской электрички — а по идее это взаимозаменяемые части системы городского транспорта.

Если говорится о том, что троллейбус нужно уничтожить потому, что он мешает уличному движению, это лишь значит, что в городе не работают выделенные полосы — и всё. И они действительно плохо работают. В столичных городах на выделенных полосах нет никаких стоянок, их и не должно там быть.

Хорошо, ещё один довод — кому-то не дают спать провода на Комсомольском проспекте, весь наш градсовет против проводов. Давайте вспомним, что вообще-то троллейбусные провода — это такая же аутентичность, как сам Комсомольский проспект. Потому что троллейбусы с их проводами и сама улица появились примерно в одно время, до этого не было Компроса, а были грязь и лужи. Хорошо, провода всё-таки мешают. Но сейчас есть модели троллейбусов, которые могут ехать без контактной сети. Покупайте троллейбусы с динамической подзарядкой, пусть они Компрос проезжают без проводов.

Для меня остается открытым и вопрос о том, как будут содержаться муниципальные автобусы. Мы в течение ближайшего времени спишем подвижной состав троллейбусов, вместо этого закупим автобусы и навяжем это добро трамвайно-троллейбусному управлению. Напомню, в свое время с этим не справились специализированные предприятия. Тогда в Перми был первый автопарк — предприятие высочайшей профессиональной культуры, но оно умерло в 90-е годы. А мы сейчас пытаемся переложить то же самое на непрофильное предприятие.

Фото: Диана Корсакова

Есть ещё экономический довод. В Екатеринбурге тоже были планы по уничтожению троллейбусов. Но они посчитали срок службы и амортизацию одного троллейбуса и сравнили с дизельным автобусом. И пока что-то новый мэр молчит, не говорит, что троллейбус — это устаревший вид транспорта и его нужно уничтожить. Более того, основа системы общественного транспорта у наших соседей — трамваи, троллейбусы и метро, а автобусы только на подхвате.

А мы будем развивать вид транспорта, более вредный с точки зрения экологии и не только. Сравните шумовое загрязнение автобуса и троллейбуса. Современный троллейбус позванивает цепочкой, которая снимает статическое напряжение, и больше никакого шума, даже компрессор работает почти бесшумно.

Посмотрите на те европейские города, которые не уничтожили троллейбус, несмотря на массовую тенденцию. Вы увидите, как быстро троллейбусы ездят, как легко они проходят стрелки, сколько вмещают людей, увидите, что это современный вид транспорта. У вас есть троллейбус как вид транспорта — изучите технологии его усовершенствования, применяйте эти технологии!

Но я считаю, что незнание технологий — не единственное возможное объяснение нерациональных решений в Перми. Вероятно, они продавлены определёнными заинтересованными структурами — лобби производителей автобусов. Я не могу утверждать, что это так, не пойман — не вор, но почему мы вдруг ни с того ни с сего покупаем крупную партию автобусов?

Кстати, если это лобби, то мне как-то даже приятно, потому что я не хотел бы думать, что это просто глупые управленческие решения.

***

Большое интервью с доцентом ПГНИУ Сергеем Меркушевым об инициативах властей в области транспортной политики.

Новая маршрутная сеть общественного транспорта Перми. Что нас ждёт и почему все недовольны?

Зачем Перми троллейбусы? Объясняет градозащитник Денис Галицкий.

Ранее мы писали о том, что власти Перми убирают троллейбусы из города, а учёные и горожане против этого.

Репортаж с митинга против новой маршрутной сети и ликвидации троллейбусов.