
Рассылка
Подкасты

Стань Звездой


«Картошка. С чем? Мы невозмутимы»: пять неоднозначных книг, выпущенных в Перми
Электронная библиотека «Пермский книгоед» (perm-book.ru) — один из важнейших для нашего региона гуманитарных проектов, который основан и уже многие годы поддерживается историком Андреем Зиновьевым. Благодаря труду и энтузиазму этого человека мы имеем возможность узнавать о таких пермских книгах, о которых, вероятно, даже не подозревали. Зиновьев без устали работает над пополнением электронной библиотеки, сканируя всё новые и новые книги, до сих пор существовавшие только в бумажном виде: среди них есть и популярные произведения, и забытые сокровища пермского книгоиздания, и настоящие литературные памятники.
Работы у Андрея Зиновьева хватает всегда, ведь мир пермской книги богат и разнообразен. Иногда даже слишком: помимо по-настоящему ценных изданий он нередко натыкается и на весьма странные вещи
Лана Аширова. Вглубь и между. Эротические фантазии-молитвы. Пермь: Пресстайм, 2021

Что отличает наивную поэзию от заурядной графомании и стихоплётства? Трудно сказать. Собственно, однозначного ответа и не существует
Краткое предисловие некоего Александра Сальникова к книге Ашировой поначалу вообще кажется гимном профеминизма
Меня мужики заныкали...
Я хныкала, хныкала.
Ты сказал— И взял.
Слов веленье— тренажёры,
Плачут мои ухажёры.
Ухаживали, ухаживали,
От бед меня отгораживали...— Глядите, она с другим,
Глядите, танцует с ним!
...Всё ближе, всё тоньше
Их отношения!
О, Боже! Сближение!
Галина Чудинова. Как нам сберечь русский народ, или Русский фундаментализм как концепция возрождения русского народа. Пермь, 2009

Спасибо, конечно, Андрею Зиновьеву за столь нетривиальную наводку, но подробного рассказа об этой книге и тем более цитат из неё здесь не будет. Не то чтобы изложенные в ней идеи (о которых, полагаю, вполне можно судить по заголовку) кажутся мне неприемлемыми
Елена Ивина. Раздумья и дни ненастные. О Родине слово. Пермь, 2014

Педагог Елена Ивина (это псевдоним Тамары Николаевны Сарычевой) сообщает о себе в коротком предисловии, что «любит природу, философию, ценит красоту и российскую азбуку (славянскую)». В плане содержания её небольшая, состоящая из нескольких глав повесть, вполне отвечает обозначенным Ивиной эстетическим ориентирам. В произведении она просто фиксирует свои повседневные мысли: это некий поток сознания, в котором впечатления от прогулки или случайной встречи перемежаются с раздумьями о человеческих чувствах или судьбе отечества.
Однако интереснее здесь не содержание, а форма. Особого внимания заслуживает удивительный и самобытный язык Елены Ивиной. Общий смысл каждого отдельного абзаца понять можно, но слова и предложения в нём при этом зачастую расставлены в каком-то патологическом порядке
«На глазах меняется нечто среди населения. Мы должны отвечать соответственно, словно уготована роль. Достались мне и радости».
«Углы различные увидишь, безмятежнее становится; согласные и гласные
— вот она, традиция— глянешь на лист бумаги, и мирные картинки навевают ветры. Чаю добавим, а затем и вермишель с омлетом. На улице наклеена реклама, если желаете— виднее вам, узнаете немногое, бывает, что нужное».«Наглядно знаем: культура имеется в государстве, значение родной речи. Согласные и гласные звуки, а следовательно, буквы действуют образно, и идёт развитие. Мои произведения станут доказывать важность философии, осмысления события и того, что окружает».
«Картошка. С чем? Мы невозмутимы».
И так далее.
Вам может показаться, что я иронизирую, но я, конечно, не иронизирую. Напротив, я настоятельно советую вам прочесть это произведение в один присест (благо, оно не длинное
Ну вот, например: сможете ли вы сходу определить, где здесь отрывок из «Курса к наилучшему худшему» Сэмюэля Беккета, а где
Раз:
«Итак, отчего дерево наклонённое? Мы не знаем. Весной в саду было цветение. Вот голубь явился, дорожка, изобразим, всё же следует на мгновение отвлечься».
И два:
«Вдруг появляются изменившись. Как-то изменившись. Каждый раз как-то изменившись. Оно стоит. Что? Скажем, оно стоит. Пришлось под конец подняться и стоять».
Пожалуй, именно произведение Ивиной стало для меня настоящим открытием: я серьёзно рекомендую его к прочтению, ничего более самобытного в этом списке вы не найдёте.
Е. Сенин. Современная женщина — это раковая опухоль на теле государства. Эссе-реферат. Пермь, 2009

Благодаря этой книге, которую Андрей Зиновьев несколько месяцев назад выложил в общий доступ, и возник мой интерес к теме: раньше я как-то не задумывался, какие бездны могут таиться в региональных книжных фондах, состоящих среди прочего из чёрт знает как созданных и опубликованных произведений всяких эгоцентриков, желающих донести всему миру открывшиеся им истины. В принципе, эта книга
«Этот эссе-реферат посвящается женщинам от 40 лет и моложе, вкусившим все прелести, так называемого демократического общества и, которых это общество так воспитало, что мы, старшее поколение, перестали понимать друг друга и, кажется, что их сердцами завладел злой дух, который радуется, что напрочь освободил их души от совести и других человеческих чувств, присущих русскому православному человеку».
Ну, в общем, понятно
«Ищите женщину. Вначале я хотел это крылатое выражение выставить в качестве эпиграфа к моему эссе-реферату, но, подумав, решил выделить его в отдельную главу, чтобы растолковать милым женщинам, откуда появилось данное выражение и что оно обозначает».
В этот момент мой детектор менсплейнинга зашкалил и мне пришлось захлопнуть ноутбук, выйти на улицу (благо, я сейчас живу в деревне) и немного прогуляться до ближайшего оросительного канала. Стоя на его берегу и глядя, как болотная курочка расклёвывает своим красным клювом несвежий труп окуня, я вспомнил, что к рецензируемым произведениям стоит относиться как к артефактами и не принимать их слишком близко к сердцу. Так что, вернувшись домой, я снова открыл файл и, долистав до конца, был вознаграждён авторским стихотворением, которое с некоторым садистским удовольствием воспроизвожу здесь:
АУ, ДЕВЫ! ГДЕ ВЫ?
А вместо ответа
Идёт дева эта,
В зубах сигарета,
Сама как карета.
Задом виляет
И всех удивляет,
Что пуп оголила,
Словно горилла,
А в пупе заколка,
Но что в этом толку
Понять невозможно.
В девице всё ложно.
И где в ней загадка?
Посмотришь— всё гадко.
И курит безбожно,
Да разве так можно.
Всё-таки женщина,
Но деревенщина.
А жёлтые пальцы
Похожи на пяльца.
Лицо цвета тины
От никотина.
Зубы от курева
Жёлтыми стали,
А в томных глазах
Ни ума, ни печали.
Разве с такою
Построишь семью,
Лучше друзья
Я скажу ей: adieu (фр. Прощай).
Наталия Грачева. О чём не рассказывают женщины. Пермь: Пермское книжное издательство, 2013

«У каждого человека своя история любви и жизни, и для него она уникальна, как уникален и сам человек. Вот и героини рассказов Наталии Грачевой уникальны каждая по-своему, и у каждой своя история жизни и любви»,
«С 2010 года печатается в пермских периодических изданиях. В 2011 г. стала лауреатом международного конкурса малой прозы „Белая скрижаль“. В 2012 году в „Пермском книжном издательстве“ вышла первая книга повестей и рассказов „О женщине, мужчине и обо всём на свете“. В том же году в газете „Пермский писатель“ и в альманахе „Литературная Пермь“ были напечатаны детские рассказы».
Откровенно говоря, решение Андрея Зиновьева включить Наталию Грачеву в этот список сперва вызывало у меня некоторые вопросы. Дело в том, что рассказы Грачевой вряд ли поразят ваше воображение
Впрочем, чтобы понять ход мысли эксперта, мне оказалось достаточным ознакомиться с книгой полностью. Понимание пришло только на заключительном эссе, посвящённом осени. Вот небольшой фрагмент:
«На зелёных ещё ветках клёна, как в ладошках, лежат резные листы разных цветов, что придаёт необычайную красочность всему дереву. Золотые монетки осиновых листочков перемежаются редкими медяшками, которые поблёскивают и, кажется, даже позвякивают, несмотря на полное отсутствие малейшего ветерка. То тут, то там в травяной зелени леса проглядывают красные, оранжевые, жёлтые искорки листьев невидимых деревьев. Искусными мазками художника-импрессиониста выведены игривые жёлто-оранжевые завитки на изумрудной стене дома хозяина леса».
Это могло бы быть школьное сочинение или литературный экзерсис, но автор включает его в корпус своих произведений на общих основаниях и явно делает это на голубом глазу. Кажется, в двадцать первом веке нужно вполне конкретное мужество, чтобы вернуть в литературный обиход настолько чистые, по-хорошему наивные очерки. Конечно, это не сознательный жест, однако от этого ценность произведений Грачевой меньше не становится, а сама её книга, думаю, заслуживает искреннего уважения, потому что такие вещи в наше время нужно ценить и беречь.
***
Книги, представленные в этой подборке, заинтересованный читатель может скачать здесь.
Рекомендуем почитать

Новое на сайте
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь