X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

Ключ от границы: для кого и для чего был создан проект «Пограничное состояние»

127статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Александр Гринишин

27 июля в Пермской галерее состоялось открытие выставки «Пограничное состояние» и презентация одноимённого каталога. Выставка была инициирована фондом «Новая коллекция», а её открытие и создание каталога приурочены к юбилею директора фонда Надежды Агишевой. Свой пятидесятилетний юбилей Агишева превратила в событие, важное для всей пермской культуры и главное — для всех художников, работы которых в разное время попадали в коллекцию Музея советского наива. Журналист Иван Козлов, написавший тексты для проекта, объясняет, в чём именно заключается эта важность и почему вам стоит успеть посетить галерею до 12 августа — последнего дня работы выставки.

В рамках выставки «Пограничное состояние» представлено более шестидесяти работ четырнадцати непрофессиональных художников Перми и Пермского края из коллекции Музея советского наива, переданных в дар Пермской галерее. Но вообще-то, «Пограничное состояние» — это нечто большее, чем просто презентация дара. Множество факторов, дат и историй сошлись в одной точке, и в результате выставка стала своеобразным промежуточным итогом сотрудничества Пермской галереи и фонда поддержки культурных проектов «Новая Коллекция». Фонд был создан в 2004 году, но сама история сотрудничества Андрея и Надежды Агишевых с Пермской галереей насчитывает без малого два десятилетия. За это время они реализовали множество проектов — выставочных, реставрационных, исследовательских и образовательных. Об этом сотрудничестве авторы проекта даже сняли специальный небольшой фильм:

Работы Анны Аборкиной Фото: Александр Гринишин

К открытию выставки была приурочена презентация одноимённого каталога: Музею советского наива давно пора было систематизировать и описать свою коллекцию, которая переросла обусловленные названием рамки «наивного» и уж тем более «советского». Но всё-таки гораздо важнее было выпустить издание, рассказывающее об авторах и дающее ключ к пониманию их жизни и творчества.

Фото: Александр Гринишин
Фото: Александр Гринишин

Информация о личности художника всегда важна для понимания его работ, однако в случае с непрофессиональным (и, в частности, наивным и аутсайдерским) искусством этот простой принцип доведён до предела. Личность и персональная история здесь выходит на первый план, а отдельные произведения и даже пласты творческого наследия зачастую и вовсе перестают существовать вне её контекста. Издавая каталог и размещая очерки о художниках в выставочном пространстве Галереи, мы надеялись, что эти достаточно скупые данные вдохновят зрителей на дальнейшее знакомство как с конкретными личностями, так и с миром наивного и аутсайдерского искусства как таковым. Этот мир живёт по своим законам, зачастую иррациональным или вовсе непостижимым — и, поверьте, он способен вас удивить.

Фото: Александр Гринишин

В этом контексте особый смысл приобретает и акт дарения работ. Дарение картин и объектов искусства — практика общепринятая и, в целом, даже обыденная. Но в случае с «Пограничным состоянием» работы художников служат лишь средством. Целью же является передача не картин и скульптур, но историй. Для большинства авторов (по крайней мере, для тех, кто до сих пор не был обласкан вниманием серьёзных художественных институций) это оборачивается своеобразной инициацией — на мгновение всё становится возможно и позволено, и новые художники, с которыми Музей советского наива успел сродниться за прошедшие годы, выходят в новые сферы — и, по нашему глубокому убеждению, выходят в них по праву. В этот момент каждый из участников процесса становится нарушителем границ. Так, граница между высоким искусством и наивной самодеятельностью рябит и расплывается, художники по воле дарителей вторгаются в неизведанное культурное пространство, а зрителю предлагается в очередной раз выйти за рамки собственного восприятия. Впрочем, на поверку любая из этих границ оказывается такой же зыбкой, как та, что разделяет здоровье и помешательство — и если даже эта граница для некоторых художников-аутсайдеров принципиально неопределима, то что уж говорить об остальных.

Экскурсия по выставке Фото: Александр Гринишин

Нужно оговориться, что, даже пользуясь двойным термином и объединяя в этой истории наивное искусство и аутсайд-арт, трудно избежать огромной доли условности. Авторы проекта готовы к тому, что определённые вопросы могут возникнуть и у представителей профессионального сообщества, и у рядовых читателей, да и у самих художников (скажем, Анна Аборкина на дух не переносит самого определения «наива», Эдуард Солодков за свою долгую карьеру снискал признание в профессиональных академических кругах, Кирилл Крест вообще балансирует на грани акционизма и юродивости, и так далее). Чтобы никто не выглядел в этой компании неуместно, приходится говорить лишь о некой общности самодеятельных авторов без профильного образования. Это, конечно, создаёт определённые трудности формального толка, но одновременно служит красноречивой иллюстрацией того, насколько более важно для нас рассказать четырнадцать персональных историй, не сводя всё к общему знаменателю.

Работы Эдуарда Солодкова и Алексея Фомина Фото: Александр Гринишин

Попытки упаковать всех художников «Пограничного состояния» в рамки некой единой концепции, разглядеть за ними какую угодно общность, обречены оставаться утопией. Это тот редкий случай, когда известная философская догма не работает, и целое не становится больше, чем сумма его частей. Наоборот, обобщение сделало бы каждую из историй беднее, чем они есть. Авторы проекта выступают как практики — даже не полевые исследователи, за плечами которых всё равно есть чёткая методика, а «чёрные археологи», полагающиеся на случай и интуицию. Ведь среди участников «Пограничного состояния» не так уж много художников, которые уже были известны и признаны в арт-сообществе, когда Музей советского наива только начинал свою деятельность. Многих из них он заново открыл для города, а не менее трети до встречи с ним и вовсе никак не фигурировали в публичном поле.

Работа Кирилла Креста Фото: Александр Гринишин

Так что одни портреты были написаны с нуля, к другим, фактически законченным задолго до разработки проекта, коллектив Музея советского наива был счастлив добавить несколько новых штрихов. Каждый случай был по-своему неповторим. Скажем, творческие истории Мансура Закирова, Нины Горлановой и Рудольфа Тюрина относительно хорошо известны и проговорены, истории Анатолия Краева или Алексея Фомина ещё только предстоит рассказать в полном объёме, а за персонажей вроде Кирилла Креста или Саши Лиханова и вовсе непонятно, как браться: истории этих художников развиваются непредсказуемо и стремительно, сводя на нет все попытки зафиксировать их в текущем моменте. Чаще всего мы не знаем, как они будут развиваться дальше. Но до тех пор, пока в мире остаются люди, которым предстоит прочесть эти истории впервые, — в них (даже если они посвящены авторам, уже ушедшим от нас) не будет поставлена точка.

Фото: Александр Гринишин

***

Каталог «Пограничное состояние» можно будет приобрести в Центре городской культуры в ближайшее время (мы сообщим об этом дополнительно в соцсетях ЦГК). Однако уже сейчас вы можете ознакомиться с историями некоторых участников каталога и других самобытных художников в авторском цикле Ивана Козлова.