X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад

«Объективно эта работа не слишком интересна». Уборка тротуаров от снега и льда в Перми недофинансирована в 2 раза

Содержание улиц каждую зиму становится главной темой в Перми. Но если в прошлые годы чаще обсуждали уборку и вывоз снега с дорог и парковочных карманов, то в этом сезоне соцсети переполнены обсуждением гололеда на тротуарах. Чиновники говорят, что нынче выпало слишком много снега, и вообще во всём виновата погода: температура воздуха слишком резко менялась.

Специалисты в сфере содержания дорог утверждают, что более или менее схожая ситуация на тротуарах повторяется каждый год. Но этой зимой, в силу, действительно, специфических погодных условий, она оказалась критической. Вопрос в том, насколько адекватной была реакция соответствующих служб. Как оказалось, тротуары действительно убираются значительно реже, чем это необходимо, и это системная проблема, в основе которой — серьёзное бюджетное недофинансирование.

«По нашим данным, среднегодовое число случаев образования зимней скользкости равно 65, и на каждый такой эпизод необходимо реагировать, чтобы поддерживать дороги и тротуары в хорошем состоянии, — говорит Евгений Краснов, доцент кафедры автомобильных дорог и мостов ПНИПУ. — Однако, если вы посмотрите бюджетные сметы, вы увидите, что в них заложено только 25-30 циклов уборки, то есть размер расходов на содержание дорог и тротуаров зимой в Перми занижен в 2-2,5 раза».

То есть в Перми сметы на содержание тротуаров составляются не от реальной потребности, а наоборот: сначала определяется объём средств, которые будут выделены из бюджета, а потом под него готовится обоснование.

По словам эксперта, степень недофинансирования статей по зимней уборке Перми сопоставима с городами края: например, в Березниках также выделяется примерно в 2,5 раза меньше необходимого.

Недостаток денег в меньшей степени влияет на уборку проезжей части, а тротуары находятся в гораздо худшем состоянии.

По мнению Анны Климентовой, руководителя комиссии по противогололёдным реагентам в Российском союзе химиков, ситуация с тротуарами более сложная ещё из-за того, что там нет единого ответственного: «где-то отвечает УК или ТСЖ, где-то город, а где-то и владелец магазина».

Ещё одна причина — недостаточный контроль качества уборки. Состояние проезжей части интересует не только автомобилистов, но и ГИБДД, которая имеет право штрафовать администрацию в случае несоблюдения ГОСТа. В случае с тротуарами формально работы по уборке осуществляет муниципальное учреждение, а надзорную функцию выполняет администрация города и районов. В контрактах с подрядчиками прописаны штрафные санкции. Однако в реальности контроль осуществляется недостаточный.

«Объективно эта работа не слишком интересна, её рентабельность уверенно стремится к нулю, поэтому крупные компании за неё не берутся. Большинство подрядчиков — это организации, которые в тёплое время года занимаются ремонтом дорог. Зима — не сезон для их основной деятельности, но им нужно платить налоги на имущество, да и распускать работников, чтобы снова нанимать их весной, никто не будет. Поэтому они берутся за работы по уборке дорог и тротуаров. Учитывая недофинансирование и низкую рентабельность, администрация далеко не всегда выписывает штрафы. Причина понятна — в противном случае Пермь окажется в положении муниципалитетов, где финансирование ещё меньше, и в которых главам приходится уговаривать подрядчиков взять контракт», — говорит Евгений Краснов.

За рубежом расчёт стоимости содержания — обоюдный процесс, говорит Анна Климентова. Заказчик выставляет критерии уборки и имеет своё представление, сколько это может стоить, а подрядчик со своей стороны считает, сколько для него может стоить такой контракт. В какой-то момент они сходятся. Но при такой системе и контроль подрядчика будет совсем иным — жёстким. Штрафы очень высокие, при этом критерии оценки качества совсем не такие, как у нас, а конкретные и измеряемые. Например, коэффициент сцепления — инспектор его измеряет спустя время, отведённое на уборку, и сверяет с нормативным.

Есть и ещё одна причина плохого состояния тротуаров — тоже финансовая. Проезжую часть чистят с помощью техники, а убирать тротуары часто приходится в ручную. Но, по словам Евгения Краснова, основной объём затрат традиционно планируется на механизированные работы, а на ручной труд закладываются небольшие деньги. Наконец, технологии. Недостаточно применять только фрикционные материалы — песок, в случае сложных погодных условий использование химических реагентов необходимо, считает учёный.

По мнению Краснова, чтобы изменить ситуацию на тротуарах к лучшему, необходимо увеличить в сметах долю ручных работ и использовать определённый объём химических реагентов тогда, когда это необходимо. Однако добиться действительно серьёзных изменений невозможно, если не применять комплексный подход, уверена Анна Климентова.

«Содержание города не рассматривается, как единое целое, в котором каждый шаг может вести к дополнительным расходам или экономии в будущем, а „покусочно“ и сиюминутно, — говорит эксперт. — Например, вывоз снега является одной из самых затратных статей в бюджете. Зачастую организация точек снегоплавления обходится дешевле, но для этого нужно их правильно расставить, а ещё потратиться на снегоплавильные пункты. Расходы окупаются за несколько лет, но ведь эти деньги где-то нужно найти. Или другой пример — использование песка. Никто не считает, сколько в комплексе городу стоит использование данного материала. Его применение влечёт за собой повышенные затраты в летней уборке. Но так как лето у нас считают отдельно, то эти факторы не учитывают. Или метеодатчики. Во всем мире дорожные службы определяют потребность в уборке на основании прогнозов и текущего состояния дороги, для этого стоят метеодатчики. Но и на них надо потратиться сначала. А то, что благодаря таким системам получится более высокая эффективность уборки и, если не экономия, то рациональное использование ресурсов, — об этом мало кто задумывается».

***

Ранее мы писали, что «скорая помощь» стала чаще выезжать на травмы при падении на улицах.