X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
15 декабря 2018
14 декабря 2018

Север помнит. Выставка «Предчувствие Севера. Пермский путь» как путешествие по памяти края

137статей

Обозреватели «Звезды» о важных культурных событиях: театральные и кино-премьеры, выставки.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Новая выставка художественной галереи «Предчувствие Севера. Пермский путь» (0+) — часть масштабного сетевого музейного проекта об освоении русского Севера. В каждом из девяти городов проекта о своём Севере рассказывают по-своему. В Перми, благодаря собранию предметов из разных музеев и архивов, эта выставка стала настоящим путешествием по истории нашего края с древними артефактами, иконами, солью, портретами дворян и, конечно же, заводами. Ведь что ни делай про историю Пермской земли, всё равно получится про заводы.

По одному только названию нетрудно догадаться, чему именно посвящён проект «Освоение Севера: тысяча лет успеха». В его рамках в музеях девяти городов страны с 2017 по 2019 год проходят выставки, которые объединяет тема истории русского Севера с Х до ХХ века. В каждом городе показана своя часть освоения Севера: от истоков этого пути в Великом Новгороде и Севера как бренда в Петербурге до колчаковского и гулаговского этапа освоения Севера в Омске. Естественно, на выставках не обходят вниманием тему добычи полезных ископаемых, ведь «Освоение Севера» — это проект «Норильского никеля». Причём, как подчёркивает автор идеи и руководитель проекта, доктор исторических наук Юлия Кантор, он является интеллектуальной собственностью компании.

В выставках проекта «Освоение Севера: тысяча лет успеха» в каждом городе участвуют не только разные музеи, но и архивы и библиотеки, для того чтобы наиболее полно рассказать что-то о заданной теме. Также после каждой выставки на основе собранных для неё научных материалов издаётся книга, и, когда проект будет закончен, издания всех девяти книг будут направлены в библиотеки. Кроме серьёзной литературы издана ещё и книга для детей — «Мишкина книжка». Её главным героем стал настоящий символ Севера — белый медведь.

Юлия Кантор Фото: Ильяс Фархутдинов

Юлия Кантор:

«Такие проекты могут родиться только тогда, когда есть опора на музеи и их интеллектуальных партнёров в тех городах, где эти выставки проходят. „Освоение Севера: тысяча лет успеха“ является пока первым общероссийским проектом, рассказывающим про гуманитарную часть освоения Севера, не только в узком понимании словосочетания „Русский Север“, который у нас ассоциируется с Северо-Западной частью до Великого Новгорода. Проект охватывает территории от Кольского полуострова до Таймыра».

Выставку «Предчувствие Севера. Пермский путь» тоже создавали с привлечением множества партнёров — музеев и архивов. Благодаря этому на выставке появились экспонаты из музеев Добрянки, Соликамска, Очёра и других городов края. По словам куратора выставки Надежды Беляевой, настоящей премьерой «Предчувствия Севера» является участие в выставочном проекте Государственного архива Пермского края и археологического музея ПГГПУ. Архив предоставил уникальные документы — карты, грамоты, а также гербы дворянских родов, которым принадлежали заводы в Прикамье. Среди них герб рода Лазаревых — тот самый, которому так удивился певец Сергей Лазарев. Музей ПГГПУ в свою очередь представил уникальные артефакты из раскопок Баяновского могильника.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Всего на выставке представлено более 300 экспонатов, многие из них выставлены впервые. В «Предчувствие Севера. Пермский путь» нашлось место живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, архивным документам, художественному литью из меди и чугуна, резьбе и росписи по дереву, золотному шитью, которые все вместе должны рассказать историю ранних этапах освоения Пермского края. Созданное авторами выставки, в частности её дизайнером Александром Ходотом, соединение разных драматургических линий, разных времён и видов искусства показывает, как много всего разного, часто даже противоположного уместила в себе история Пермского края.

Надежда Беляева Фото: Ильяс Фархутдинов

Надежда Беляева:

«Архитектурное пространство выставки открывается постепенно. Первый зал такой неуютный, узкий. История нас как бы обступает, ты не очень понимаешь другое время и как тогда жили люди. Но ты понимаешь, что те люди абсолютно ничем не отличались от нас. Они жили, любили, работали. А мы смотрим на это и думаем: „А мы-то сами какие?“ Это выставка о нас, о том, какие мы. И если история оставила нам такие следы, то что мы оставим истории? Что останется после нас? Ведь ничего не проходит бесследно. У нас на выставке есть родословное дерево Строгановых, и в нём, оказывается, были крестьяне. На этих параллелях построен весь сюжет выставки, там всё время происходят какие-то встречи. Расширение пространства здесь историческое, и на выставке оно постепенно заполняется вещами. Главными для нас на этой выставке были дороги и человек. Вы увидите человека меняющегося. И сама выставка о том, как мы менялись, как мы изменились, и как дальше это продолжить».

Действительно, пространство выставки раскрывается постепенно и строго в хорологическом порядке (который под конец слегка сбоит). В начале зрителей буквально встречают горы и реки — пейзажи пермских красот, развешанные на стенах. А под этими изображениями земли находятся её сокровища — те самые находки из Баяновского могильника. В стендах под картинами покоятся серебряные оружия и украшения.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов

Второй зал оглушает контрастом с залом первым. Из тесного и пустого мира природы и язычества происходит переход в насыщенный мир христианства. Из древности в русскость. Здесь почти всё деревянное — иконы, утварь, даже оружие в отдельном стенде про Ермака. В этой части экспозиции есть даже настоящий деревянный сруб, в котором, словно в темнице, находится деревянная скульптура Сидящего Спасителя. Дальше есть небольшой рассказ про соль: с чертежами соленых барок, картинами с барками на Чусовой и даже небольшой деталью рассольной башни.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов

Постепенно, но неумолимо, с приходом Строгановых и Демидовых, чьих портретов на выставке в избытке, дерево вытесняет металл — медь и чугун заводов, которые можно увидеть в одном из залов на фотографиях впечатляющего масштаба. Среди металлических экспонатов есть как и мелкая посуда, так и более габаритные вещи, вроде чугунной лавки каслинского литья и чугунных же львов Добрянского железоделательного завода. Вообще заводы становятся магистральной темой до самого конца выставки, таков уж наш край.

Фото: Ильяс Фархутдинов

Но если смотреть на портреты дворян или простых людей, то можно заметить то, как менялись и они — от окладистых бород при Иване Грозном до мундиров и париков при Петре Первом и его наследниках. Последней картиной на выставке является размещённое среди советских пейзажей заводов полотно Тимофея Коваленко «Утро». Изображенный на нём металлург на фоне на фоне пышущего жаром цеха выглядит просто кристаллизованным образом уральца и естественным итогом некой части Пермского пути.

Тимофей Коваленко. «Утро» Фото: Ильяс Фархутдинов

Этот путь, который в каждом зале обозначен нарисованной на стене картой, на выставке становится путём памяти. Ведь, как говорят персонажи одной популярной саги «Север помнит», предметы и картины открывают эту память, позволяя буквально пройтись по определенному отрезку Пермского пути. И наверняка это путешествие останется в памяти каждого.

Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов
Фото: Ильяс Фархутдинов