Ограниченный билет. Что будет в Перми с льготными проездными в 2017 году?

Фото: Тимур Абасов

В 2017 году Пермь переходит на автоматизированную систему учёта пассажиропотока. Нововведения приведут к ухудшению условий для пассажиров-льготников.

Одобренное гордумой внедрение автоматизированной системы учёта пассажиропотока (АСУП) повлечёт за собой ухудшение условий для пассажиров-льготников. Если раньше они могли пользоваться льготой без ограничений, то с 1 января 2017 года количество поездок по их проездному будет ограничено до 90 в месяц. В пределах этой цифры «скидка» от стоимости проезда будет составлять 40 %, поездки свыше лимита нужно будет оплачивать по стандартному тарифу.

Такое ограничение связано с изменениями, которые произойдут во взаимоотношениях города и перевозчиков. Раньше доплату за льготников бюджет производил по нормативу: закладывалось 120 поездок на каждого студента дневного отделения и по 60 на пенсионера и школьника. Теперь же расчёты будут производиться по фактическому количеству поездок льготников, и это касается как частных перевозчиков, так и муниципального «Горэлектротранса».

«Если мы не ограничим количество поездок, от бюджета потребуются дополнительные расходы сверх тех, что осуществляются сейчас», — заявил Анатолий Дашкевич, замглавы Перми, начальник управления внешнего благоустройства.

При ограничении количества поездок до 90 ежегодная сумма возмещения выпадающих доходов перевозчиков будет составлять 292,7 млн рублей. По оценкам Контрольно-счётной палаты, бюджет города даже сэкономит 35,6 млн рублей ежегодно, по сравнению с действующей сейчас системой.

Найти оптимальную цифру

Вводимое ограничение количества льготных поездок вызвало бурные обсуждения как на комитетах гордумы, так и на ноябрьском пленарном заседании.

Прежде всего, в заключении Управления экспертизы и аналитики, подготовленном по этому вопросу, указывается, что предложенное ограничение в 90 поездок и «скидка» в 40 % никак не обоснованы расчётами. При этом данные замеров пассажиропотока показывают, что среднее число поездок льготников составляет 114 в месяц — такие цифры содержит финансово-экономическое обоснование по проекту, подготовленное департаментом дорог и транспорта. При обсуждении вопроса депутаты высказали предложение ориентироваться именно на эту цифру или, по крайней мере, сохранить её для отдельных категорий льготников.

«В противном случае мы заведомо ухудшаем условия для льготников», — высказал мнение Алексей Грибанов.

В защиту позиции администрации Анатолий Дашкевич сообщил, что ограничение количества поездок вводится во всех городах, где действует АСУП. «В некоторых из них действует ограничение в 60 поездок, в некоторых 90. Мы взяли по верхней планке», — сказал чиновник. Впрочем, по мнению экспертов, такой подход вряд ли может быть оправдан.

«Опыт других городов в Перми неприменим, так как у них изначально разные условия: разные категории льготников (в некоторых городах это только малообеспеченные), разные принципы формирования стоимости проездных. Например, во многих городах предоставление льгот ограничено только транспортом муниципальных предприятий», — считает Денис Гвоздев, генеральный директор ООО «Прокарт», до 2013 года начальник Департамента дорог и транспорта Перми.

Тем не менее, под натиском депутатов Анатолий Дашкевич согласился, что названная цифра в дальнейшем может быть изменена. «По итогам января-марта мы получим данные о количестве поездок льготников и при необходимости скорректируем цифру», — сказал он на пленарном заседании гордумы. На резонный вопрос депутата Натальи Росляковой о целесообразности предварительного замера введение ограничения льготных поездок уже по его результатам чиновник ответил, что в отсутствие АСУП корректные замеры невозможны. Поэтому порядок действий может быть только таким.

Кроме того, депутат Александр Буторин указал на то, что количество поездок зависит от сезона, в частности, пенсионеры летом чаще пользуются транспортом, что связано с дачным сезоном. А это значит, что замеры, проведённые в январе-марте, не дадут полной картины. Однако и это замечание не было принято: по словам Анатолия Дашкевича, основная доля поездок связана с посещением лечебных учреждений и не зависит от времени года.

А как у других?

Ранее ограничение количества поездок для льготных категорий граждан вводилось и в других регионах. Практика выявила проблемные места такой системы, с которыми разные города справляются с той или иной долей успеха.

Тем не менее, после завершения эксперимента губернатор Иркутской области утвердил лимит поездок по социальным проездным, и за этим решением последовали митинги протеста и обращение регионального омбудсмена в облпрокуратуру. В настоящее время в заксобрании Иркутской области обсуждается вопрос об отмене лимита количества льготных поездок, поскольку это, как считают депутаты, ограничивает права людей.

В Нижнем Новгороде проблема была решена введением спектра проездных: от 220 рублей до 700 рублей в зависимости от количества поездок. При этом проездной по максимальной стоимости (700 рублей) даёт право на неограниченное количество поездок в течение месяца (стандартная цена билета в городе также равна 20 рублям). Такой подход решает проблему, которая потенциально может возникнуть в Перми, поскольку не для всех льготников будет целесообразным заплатить 1080 рублей — и тогда они теряют право на получение 40 %-ой скидки на оплату проезда.

Год назад в Челябинске и Ижевске при повышении стандартного тарифа до 20 рублей также была введена система тарифных планов для льготников. Безлимитный проезд в течение месяца стоит в столице Южного Урала 450 рублей, но можно заплатить и 220 рублей, получив право на 15 поездок в течение месяца. В Ижевске для льготной категории граждан проезд без ограничения количества поездок стоит 720 рублей, с ограничением в 60 поездок — 360 рублей.

«Ограничение количества поездок для льготных категорий пассажиров — это организационное решение, декларация того уровня социальной поддержки со стороны органов власти, на который могут рассчитывать граждане. В одних городах власти остановились на 30 поездках в месяц, в других льготникам полагается не более 60 поездок на полгода. В решении этого вопроса очень многое зависит от политической воли и возможностей бюджета», — говорит Денис Гвоздев.

Эксперт полагает, что реакцию самих пермяков на ограничение количества поездок можно будет узнать только в феврале: январь не будет показательным из-за длинных каникул.

Треть воздержавшихся

Во время ноябрьского пленарного заседания депутаты Пермской городской думы всё-таки проголосовали за ограничение количества поездок льготников, хотя этот вопрос оказался самым тяжёлым из всей повестки: треть воздержавшихся.

Другой вопрос — техническая готовность к запуску АСУП. По словам Анатолия Дашкевича, почти 90 % перевозчиков уже имеют необходимое оборудование. Депутат Вероника Куликова выразила озабоченность тем фактом, что в это число не входит муниципальный перевозчик — «Горэлектротранс», однако Анатолий Дашкевич ответил: «С ГЭТ разберёмся». Позиция администрации такова, что установка этого оборудования является головной болью самих перевозчиков.

«Те из них, кто этого не сделают, будут сами виноваты: они не смогут получать возмещение выпадающих доходов», — сказал чиновник.

В то же время, по мнению Дениса Гвоздева, время внедрения АСУП выбрано крайне неудачное, поскольку в начале января все ответственные специалисты уйдут на каникулы и решать технические вопросы будет некому. Но люди уже вынуждены будут пользоваться проездными нового типа. В итоге будут возникать конфликты между льготниками и кондукторами (то есть перевозчиками), оперативно решать которые будет некому.

***

  • Читайте также интервью с бывшим начальником департамента дорог и транспорта, а ныне генеральным директором «Прокарт» Денисом Гвоздевым о том, почему он пытался отменить в суде конкурс по выбору подрядчика по внедрению АСУП.