X

Citizen

Сегодня
Вчера
2 дня назад
10 декабря 2017
08 декабря 2017

Ла-Ла Лэнд на Каме. Как молодые режиссёры строят в Перми свою «фабрику грёз»

Возможно, вы удивитесь, узнав, что в Перми снимают много игрового, жанрового кино. Просто занимаются этим делом, в основном, разрозненные энтузиасты, у которых крайне мало ресурсов для производства и распространения фильмов. Поэтому знают об этих картинах немногие. Молодые киношники решили переломить эту ситуацию и организовать «Пермскую кинолабораторию» — полноценную, независимую киностудию, свободную площадку для творчества, которая, по их замыслам, должна вывести пермское художественное кино на новый уровень.

«Одиннадцать друзей Оушена»

Сергей Расторгуев, руководитель видеостудии Creative world, на базе которой и возникла «Пермская кинолаборатория», ещё со школы, вместе с друзьями, планировал создать некий творческий инкубатор — площадку на которой каждый мог бы реализовать свои идеи в кино. Желание это было вызвано тем, что «в Перми всем было наплевать на новые идеи», а этих самых идей было много. Серьёзно занявшись коммерческой видеосъёмкой, Сергей Расторгуев стал задумываться о реализации своей давней задумки — объединении творческих инициатив в одном пространстве. Благо, появились необходимые возможности.

Коммерческой съёмкой я занимался с 2014-го года, — рассказывает Сергей. — Но в 2016-м появились свой офис, отдел продаж. Мы пробивали рынок, искали заказчиков, делали крупные коммерческие заказы и так далее. И где-то начиная с сентября поняли, что готовы финансово и морально к тому, чтобы организовывать такую площадку. С самого начала возникновения коммерческой студии продумывался такой вариант — что в дальнейшем мы перерастём в творческую площадку, киностудию. Причём именно на территории Перми, а не где-то ещё. Потому что этот город мы любим, он для нас важен, хотя у него много проблем.

Сергей Расторгуев Фото: Тимур Абасов

У проекта даже возникло название — «Макрокосм». Но выяснилось, что подобная идея витала в воздухе и беспокоила не только Сергея...

Почти два года команда энтузиастов, под руководством режиссёра Льва Калимуллина (студента актёрского отделения ПГИКа) снимала фильм «Изнанка жестокости» по мотивам книги Мариам Петросян «Дом в котором». Периодически возникали проблемы с людьми: массовкой, помощниками на площадке и так далее. Съемочная группа не знала, как с этим справиться. В итоге ребята провели анкетирование среди всех желающих, желая объединить людей вокруг одной идеи в стабильный коллектив, который был бы задействован не только в «Изнанке...», но и в других проектах студии «ЛесПик». Затем, как говорит Лев Калимуллин, появилась новая идея:

Поняли, что не только мы хотим делать что-то в творческой среде. Соответственно, захотелось создать такую платформу, где каждый мог бы воплотить в жизнь достойную идею, потому что это очень важно, но у нас нет такого инструмента.

Лев Калимуллин на съёмках фильма «Изнанка жестокости» Фото: Екатерина Харина

Так идеи двух молодых режиссёров пересеклись, и они решили объединиться и сообща создать киностудию. Пермские кинолюбители всегда тесно общались друг с другом, всячески сотрудничали и помогали своим коллегам во время съёмок их фильмов. Так что неудивительно, что к «Пермской кинолаборатории» сразу присоединились другие любительские студии нашего города: Green Image Studio, SILVERMax films и M/L/S (Mystic Life Studio), которая занимается проектом «Драгтестер». Создание общей студии стало логичным продолжением взаимодействия и шагом к институализации, то есть выходу на новый, уже не любительский уровень. Само название — «Пермская кинолаборатория» (сокращенно «ПермьКиноЛаб»), по замыслу организаторов, должно подчёркивать инновационность проекта, а в будущем все фильмы вошедших в неё студий будут выходить под этим общим брендом.

«Лига выдающихся джентельменов»

Днём рождения «Пермской кинолаборатории» можно считать 22 января этого года. В этот день в офисе студии, расположенном в довольно неуютной промзоне за остановкой «Левченко», состоялось первое собрание, на которое приглашали всех желающих. На встрече рассказали о планах организации, провели презентации проектов студий. На встречу пришло шестьдесят человек, среди которых были опытные кинолюбители и множество новичков. Организаторы были приятно удивлены, что на такое мероприятие, где-то на задворках, в воскресный день, пришло так много народу. Это уже само по себе говорило о том, что у их идей есть определённая аудитория. «Самое главное, чтобы была цель и поддержка людей, зрителей, которым это необходимо. Для нас это было на первом месте — понять, что люди нас знают, что им это надо», — говорит Сергей Расторгуев.

Вполне естественно, что часть людей отсеялась, но те, кто решили поучаствовать в проекте, стали «костяком» новой студии. Ведь для её нормальной работы необходимо много людей — «Пермская кинолаборатория» была задумана как, ни много ни мало, студия полного цикла, производящая кино. Как и на любом производстве, здесь изначально было заведено чёткое разделение по фронтам работ.

Работа студии делится на два больших направления: творческое, которое возглавляет Лев Калимуллин, и коммерческое, под руководством Сергея Расторгуева. Работу направлений обеспечивают отделы, их четыре: отдел производства кино и видео, отдел, где идёт обучение новичков, коммерческий отдел и отдел маркетинга. «Каждый мы называем по своему — „МедиаЛаб“, „КиноЛаб“ и так далее», — рассказывает Лев.

Кроме прочего, идёт работа над формированием своего финансового фонда, с помощью которого будут проходить съёмки фильмов. Пообщавшись с профессионалами из сферы кино, организаторы «Пермской кинолаборатории» решили, что можно участвовать в грантовых конкурсах и получать государственное финансирование, но слишком полагаться на это не стоит и лучше всего быть финансово независимыми. Студия будет зарабатывать сама, взяв за основу опыт формирования фондов профессиональных киностудий. Пока задача по созданию «финансовой подушки» возлагается на коммерческий продукт (видео, фото и т. д.).

Уже сейчас «ПермьКиноЛаб» работает с разными учреждениями, в том числе, с крупными государственными компаниями и даже органами власти. Развиваться в этом направлении мешают юридические сложности — серьёзные компании не сотрудничают с теми, у кого не оформлено юридические лицо. Поэтому студия вынуждена работать с ними как субподрядчик, пока не оформит все документы. Официальный статус также даст кинолаборатории возможность претендовать на гранты и стать полноценным работодателем примерно для дюжины человек, которые создают этот проект, но пока — только как волонтёры.

«Университет монстров»

Важнейшей частью кинолаборатории её создатели считают «МастерЛаб» — отдел, который обучает всех желающих киноделу. Именно здесь учатся новички, пришедшие на первое собрание «ПермьКиноЛаба». В основном, молодёжь — студенты и старшие школьники, которым кинолаборатория предоставляет возможность самореализации в кино. По словам организаторов, в среднем, участникам проекта по 23-24 года. Поэтому «Пермская кинолаборатория» ориентирована именно на молодёжную культуру и молодёжное кино. В такой ориентации кроется сила и особенность этого проекта. Вот как её объясняет Сергей Расторгуев:

В «Пермской кинолаборатории» люди взрослеют. С помощью нас они набивают руку, получают опыт и становятся полноценными творческими людьми. Существует такое мнение, и я с ним согласен, что современное общество ломает молодёжь. Мы же стараемся развить. Может быть, в этом наша сила. Сейчас мы начинаем отстраивать помещение для кинопроизводства. Строим планы на приобретение оборудования. Находим предложения по созданию серьёзного взрослого контента. При этом все постоянно удивляются среднему возрасту участников и тому, какие у нас ребята работают, причём потому, что сами хотят что-то делать, а не потому, что их заставили или можно что-то заработать. Как оказалось, для них в этом возрасте на первом месте стоит не заработок, а самореализация.

В «МастерЛабе» обучают сразу нескольким предметам: режиссуре, сценарному мастерству, операторскому искусству. Также проходят занятия по деловой этике и тимбилдингу. Ещё обучение проходит на практике — во время съёмок фильмов студий, входящих в «ПермьКиноЛаб». Пока все предметы ведут сами организаторы и режиссёры кинолаборатории, в большинстве своём тоже не имеющие специального образования, но многое освоившие самостоятельно — тоже, в основном, на практике. Со временем к образовательному процессу планируют подключить профессионалов.

Встреча Кинолаборатории Фото: vk.com/permkinolab

Каждый, кто проходит обучающую программу «МастерЛаба», снимает и продюсирует свой короткометражный фильм. Это уже делает первый, экспериментальным набор, для участников которого образовательная программа была бесплатной. Новым ученикам уже придётся платить.

«Только для твоих глаз»

«Пермская кинолаборатория» многое берёт из опыта работы больших киностудий. Одним из таких элементов является питчинг. Обычно это презентация кинопроекта с целью поиска его финансирования. «ПермьКиноЛаб» предлагает людям, у которых есть идея фильма и желание его снять, вынести эту идею на питчинг. Затем из всех предложенных замыслов специальное жюри выбирает один проект, который будет снят силами кинолаборатории. То есть, это такой способ хорошей идее найти путь к реализации.

Сам питчинг проводится в несколько этапов, на каждом из которых идея дорабатывается, а её автор, если это необходимо, немного подучивается в «МастерЛабе». По планам студии, питчинги должны приводиться регулярно, для постоянного отбора стоящих идей.

В качестве продукта мы не так сомневаемся, как в качестве идей, — объясняет Лев Калимуллин. — Именно для этого была придумана структура питчинга. Это несколько этапов отсева, чтобы идея точно была классная. Отличная, с большой буквы, идея.

«Пермская кинолаборатория» уже приводила свои питчинги. Они шли в три этапа, где было выдвинуто около 35 идей, причём самых разных форматов: ролики, короткометражные фильмы, клипы и даже анимация. Четвёртым этапом стало питчинг-шоу, проведённое «ПермьКиноЛабом» 7 мая в рамках фестиваля современной визуальной культуры PANICOMIX. На этом мероприятия участники презентовали и защищали семь киноидей. Некоторые из презентаций сопровождались постановками и видео. Жюри, в которое входили Андрей Вилисов, Анастасия Вайсман и Константин Тупицын, выбирало победителя. Каждый из зрителей и участников также мог проголосовать за понравившегося участника.

В итоге победил проект «Полигон» от режиссёра сериала «Драгтестер» Александра Нечаева. «Полигон» — это состоящая из четырёх новел история о людях, которые ради заработка отправились в таинственный город, где проходят военные эксперименты. Проект уже частично готов — прописана часть сценария, найден необходимый реквизит, разрабатываются костюмы. В качестве примеров, на которые ориентируются авторы «Полигона», названы западные сериалы и фильмы вроде «Города грехов» и «Чёрного зеркала». Но промо-ролик проекта, его описание, общая атмосфера и указанная в презентации возможность запуска серии книг или комиксов, теле- и мультсериалов и даже создания компьютерной игры невольно напоминают мультимедийную вселенную, созданную серией компьютерных игр S.T.A.L.K.E.R..

«И целого мира мало...»

Коммерческий отдел зарабатывает деньги, на которые творческий отдел снимает кино, подготовленное выпускниками отдела образовательного. Стройная картина работы молодой студии, но возникает вопрос: куда дальше? Организаторы видят множество путей, где почти всё зависит от автора проекта и того, как он сам определяет его направленность. Фильм может уйти в интернет, на телевидение или даже (в перспективе) в прокат. Но уровень, на который пока ориентируется студия — это кинофестивали, участвуя в которых фильмы «Пермской кинолаборатории» зарабатывали бы ей репутацию в сфере российского кино.

Планы у создателей «Пермской кинолаборатории» прописаны «пятилетками». Целью первого этапа является выход на «пермский уровень», и это уже получилось реализовать. Дальше — больше. Например, «ПермьКиноЛаб» собирается создать единую базу данных актёров, режиссёров, сценаристов, операторов и тому подобных специалистов Пермского края по структуре «Википедии». В будущем каждый, кто так или иначе причастен к кинотворчеству сможет завести там или отредактировать статью про себя.

Мы хотим, чтобы вся творческая киносреда Перми вращалась вокруг «Пермской кинолаборатории». В общем и целом это получается. Молодые пермские киношники так или иначе обращаются в кинолабораторию. Они либо приходят на отборы питчинга, участвуют в работе жюри, либо просто с нами контактируют. Недавно к нам обращался телеканал «Пятница», они проводили в Перми съёмки передачи «Магаззино», и им была нужна массовка в пятнадцать человек. В итоге мы им предоставили семнадцать человек, которые стали активными участниками съёмочного процесса. Из этого можно сделать вывод, что наш план сделать «Пермскую кинолабораторию» творческой площадкой и творческим сообществом Пермского края понемногу осуществляется... — говорит Сергей Расторгуев.

Но кроме покорения Перми и края создатели «ПермьКиноЛаба» ставят задачу через несколько лет выйти на массового российского зрителя и стать известными в творческой среде по всей стране. Вот это — уже поистине наполеоновская задача. Что ж, если у кинолаборатории всё и дальше пойдёт также удачно, как на первых порах, то, может, и правда не за горами тот день, когда на экране большого кинотеатра в начальных титрах какого-нибудь блокбастера можно будет прочитать: «Пермская кинолаборатория» представляет...»

***