X

Citizen: скоро

6 мая, 8:00
7 мая, 11:00
13 мая, 12:00
18 мая, 14:00
19 мая, 11:00
20 мая, 7:00
22 мая, 17:00

Вкусно, красиво, а съесть нельзя

12статей

Репортажи с «круглых столов», где журналисты и эксперты обсуждают важные проблемы города и региона.

Фото: Олег Гиндис

В Перми стартовал «букет» летних фестивалей. 16 июня, в день открытия «Ночей-Ночей Театра-Театра», на второй день общественного фестиваля «Мосты» и накануне открытия Дягилевского фестиваля, их представители собрались, чтобы обсудить ситуацию в фестивальной Перми. Организатором круглого стола стал интернет-журнал «Звезда», а Театр-Театр любезно предоставил для его проведения фойе «Сцены-Молот».

Обстановка была сюрреалистическая: вокруг деловито расставляли прилавки и холодильники для фуд-маркета в рамках фестиваля «Ночи-Ночи», за окнами разминались артисты Свободного театра современного танца перед началом уличного выступления, а все участники события и пресса с недоумением обсуждали воздвигнутую напротив входа в театр сцену с надписями, посвящёнными дружбе России и Белоруссии: оказывается, краевой минкульт срочно решил отпраздновать эту дружбу аккурат тогда, когда Театр-Театр наметил свою «Этно-ночь». Угодил в тему!

«Хозяева поля» предстали в обоих лицах — пришли худрук Театра-Театра Борис Мильграм и главный режиссёр Владимир Гурфинкель. Фестиваль «Мосты» представляла учредитель Центра городской культуры Надежда Агишева, а Дягилевский фестиваль — генеральный менеджер Пермского театра оперы и балета Марк де Мони и руководитель пиар-службы Василий Ефремов. Кроме того, в разговоре участвовали молодые «хипстеры» — авторы Рэд-феста Алиса Филичкина и Константин Няшин, арт-директор Музея современного искусства PERMM Наиля Аллахвердиева, доцент НИУ ВШЭ Ирина Шафранская и предприниматель Вадим Некипелов, который в 2014 году организовал и провёл последний фестиваль «Белые ночи в Перми».

Фото: Олег Гиндис
Фото: Олег Гиндис

Представители минкульта и организаторы фестиваля «Пермский калейдоскоп» были на событие приглашены и даже поначалу согласились прийти, но позже одумались и отказались. Это, разумеется, несколько нарушило планы организаторов: во время обсуждения несколько раз звучала мысль о том, что нет никакого смысла обсуждать минкульт в его отсутствие. Но обсуждать пришлось, ведь тема круглого стола звучала как «Лето — 2016. Без поддержки министерства культуры?», а одним из главных поводов для обсуждения стали фестивали, которые создаются самостоятельно, без поддержки властей.

Фойе «Сцены-Молот» украшало роскошное угощение — фрукты, румяные булочки, фарфоровая посуда, шампанское в ведёрке со льдом... Увы, всё бутафорское: по замыслу креативного Владимира Гурфинкеля, стол должен был стать некоей метафорой чего-то соблазнительного, но фальшивого. Метафора, хоть и яркая, получилась какой-то не вполне прозрачной и понятной.

Модератор круглого стола — редактор интернет-журнала «Звезда» Степан Хлопов — начал с блиц-опроса: «Не скучно ли без „Белых ночей“? Для чего вы делаете фестивали? Не мешает ли вам конкуренция?».

Фото: Олег Гиндис

Удивительно, но почти все легко признали, что без «Белых ночей» им совсем не скучно. Даже один из авторов этого фестиваля — Владимир Гурфинкель — сказал, что ему «вообще скучно не бывает», а также признал, что в истории с «Белыми ночами» наилучшим выходом была смерть этого фестиваля — это легче, чем смотреть, во что он выродился.

Владимир Гурфинкель, главный режиссёр Пермского академического Театра-Театра, один из авторов фестиваля «Белые ночи»:

Фото: Олег Гиндис

Я счастлив оттого, что мы устраиваем здесь новый фестиваль собственными силами театра. Я сожалею о том, что наши кадры, выращенные «Белыми ночами» для Перми, работают сегодня в Сочи, в Санкт-Петербурге и за рубежом: они покинули это место, не имея перспектив. Большие проекты не могут существовать без господдержки. К счастью, у нас есть институция — театр, а без этого мы не сделали бы фестиваль. Для этого нужны не только мысли и умения, но и деньги.

Марк де Мони поддержал коллегу: ему тоже «никогда не бывает скучно», а на «Белых ночах» он, как выяснилось, вообще не бывал. Дягилевский фестиваль, по его признанию, практически полностью финансируется из государственного бюджета, и другой возможности его проводить менеджер не видит. К тому же власти не вмешиваются в формирование программы фестиваля — «с нашей точки зрения это недопустимо».

Фото: Олег Гиндис

По словам Марка де Мони, трения, которые были у театра с учредителем, в настоящее время разрешились, и теперь никто не претендует на то, что он лучше понимает художественный процесс в театре, чем его руководитель Теодор Курентзис.

Ирина Шафранская предложила представить себе ситуацию с фестивалями в виде микшерского пульта с двумя рубильниками: один перемещается по схеме «глобальное — локальное», а второй — по схеме «государственное — частное финансирование». Если их перемещать, получится разная картинка и разные фестивальные концепции. Выдвинуть оба вперёд — получится сетевой фестиваль — «Макдональдс», сдвинуть обе назад — получится «партизанский» фестиваль для своих. Промежуточные позиции позволяют создавать самые причудливые комбинации.

В ходе разговора оказалось, что необходим третий рубильник: «конформность — креативность»: он может двигаться в диапазоне от «Дискотеки Авария» до рискованных проектов, реакция аудитории на которые непредсказуема.

В Перми все рубильники настроены по-разному, но зачастую «настройка» происходит стихийно, а надо бы целенаправленно: чем точнее настройка, тем качественнее продукт. Вопрос: кто будет «настраивать»? По предположениям Шафранской, это должен быть «точно не минкульт». Может быть, некая фестивальная ассоциация?

Борис Мильграм с ней не согласился. По его мнению, именно минкульт — в своём идеальном воплощении — должен заниматься «формированием смыслов и созданием условий» для культурных проектов. И, по словам бывшего министра, они пытались это осуществить, но не успели.

Фото: Олег Гиндис

Единственный фестиваль, который полностью независим от бюджета, — «Мосты» — как ни странно, оказался самым уязвимым с точки зрения произвола властей: государственные учреждения — киноцентр «Премьер» и библиотека им. Горького —отказали в предоставлении уже оговорённых площадок для проведения его событий. Впрочем, Надежду Агишеву этот поворот событий не удивляет, да и не очень-то огорчает: «всё завершилось логично».

Наверное, организаторы круглого стола рассчитывали на острый разговор о взаимодействии менеджеров культуры и соответствующего краевого министерства, но руководители действующих фестивалей от остроты тщательно уклонялись — видимо, решили поосторожничать. Самым решительным было высказывание Вадима Некипелова, который сказал, что в 2014 году команду «Белых ночей» «цинично убивали», а люди между тем «работали в режиме подвига».

Фото: Олег Гиндис

По мнению Некипелова, у властей есть множество способов привлечь деньги бизнеса для финансирования больших фестивальных событий, но даже на это пермские власти не способны. Сам организатор «Белых ночей 2014» уже год в Перми не работает.

Что же касается «хипстеров», то они высказывались иронично. По словам Константина Няшина, организаторы Рэд-феста «благодарны минкульту за то, что он такой, как есть: если бы он был другим, то мы и не должны были бы ничего придумывать».

Фото: Олег Гиндис

Ещё одна важная тема, поднятая на круглом столе, тоже не прозвучала в полной мере: никто не стал всерьёз обсуждать возможность проведения фестивалей не одновременно, а по очереди. Казалось бы, что может быть проще в компьютерный век, чем создание общегородской событийной сетки! Однако учреждения предпочитают по-прежнему руководствоваться собственными причинами для выбора времени проведения фестиваля: Театр-Театр вклинил свои «Ночи-Ночи» между завершением сезона и отъездом на гастроли в Киров, у Театра оперы и балета вообще долгосрочное планирование — они уже знают, когда пройдёт Дягилевский фестиваль в 2017 и 2018 году, а Надежда Агишева сказала, что «Мосты» просто организованы в те же сроки, что и в прошлом году.

Фото: Олег Гиндис

Реальность между тем противоречит «культуртрегерам»: на первые события Дягилевского фестиваля все билеты распроданы, но на «Ночи-Ночи» длиннейших очередей, какие выстраивались на осеннюю «Ночь в театре», не наблюдается, а на событиях «Мостов» вообще приходится видеть прискорбное однообразие немногочисленной аудитории — на все события приходят одни и те же люди.

Незадолго до завершения разговора чрезвычайно дельно высказалась Наиля Аллахвердиева, которая назвала круглый стол «упадническим». По её словам, «бессмысленно обсуждать минкульт — надо обсуждать свои ресурсы и искать возможности координации».

Фото: Олег Гиндис

В качестве примера она привела «Ночь музеев», которая в этом году в Перми впервые прошла по согласованному графику, а в Калининграде уже давно проводится в этом режиме. Единая программа, единая система продажи билетов — это позволяет музеям неплохо заработать и почувствовать себя чуть более независимыми. «Я очень хочу этой координации, содержательного партнёрства», — призналась Аллахвердиева.

Собеседники вовсе не бросились ей поддакивать: так, Надежда Агишева считает объединение государственных и негосударственных инициатив маловероятным — по её мнению, у госучреждений всё время будет включаться механизм «лишь бы меня не лишили госфинансирования».

«Хипстеры» к этому времени уже тихо, по-английски покинули собрание, и все прочие участники разговора тоже заторопились на свои фестивали. Темы круглого стола были обсуждены, но проблемы фестивальной Перми остались нерешёнными.