
Подкасты

Рассылка
Стань Звездой


Репортажи с «круглых столов», где журналисты и эксперты обсуждают важные проблемы города и региона.
Вкусно, красиво, а съесть нельзя
В Перми стартовал «букет» летних фестивалей. 16 июня, в день открытия «Ночей-Ночей Театра-Театра», на второй день общественного фестиваля «Мосты» и накануне открытия Дягилевского фестиваля, их представители собрались, чтобы обсудить ситуацию в фестивальной Перми. Организатором круглого стола стал интернет-журнал «Звезда», а Театр-Театр любезно предоставил для его проведения фойе «Сцены-Молот».
Обстановка была сюрреалистическая: вокруг деловито расставляли прилавки и холодильники для фуд-маркета в рамках фестиваля «Ночи-Ночи», за окнами разминались артисты Свободного театра современного танца перед началом уличного выступления, а все участники события и пресса с недоумением обсуждали воздвигнутую напротив входа в театр сцену с надписями, посвящёнными дружбе России и Белоруссии: оказывается, краевой минкульт срочно решил отпраздновать эту дружбу аккурат тогда, когда Театр-Театр наметил свою «Этно-ночь». Угодил в тему!
«Хозяева поля» предстали в обоих лицах


Представители минкульта и организаторы фестиваля «Пермский калейдоскоп» были на событие приглашены и даже поначалу согласились прийти, но позже одумались и отказались. Это, разумеется, несколько нарушило планы организаторов: во время обсуждения несколько раз звучала мысль о том, что нет никакого смысла обсуждать минкульт в его отсутствие. Но обсуждать пришлось, ведь тема круглого стола звучала как «Лето

Фойе «Сцены-Молот» украшало роскошное угощение
Модератор круглого стола

Удивительно, но почти все легко признали, что без «Белых ночей» им совсем не скучно. Даже один из авторов этого фестиваля
Владимир Гурфинкель, главный режиссёр Пермского академического Театра-Театра, один из авторов фестиваля «Белые ночи»:

Я счастлив оттого, что мы устраиваем здесь новый фестиваль собственными силами театра. Я сожалею о том, что наши кадры, выращенные «Белыми ночами» для Перми, работают сегодня в Сочи, в Санкт-Петербурге и за рубежом: они покинули это место, не имея перспектив. Большие проекты не могут существовать без господдержки. К счастью, у нас есть институция
— театр, а без этого мы не сделали бы фестиваль. Для этого нужны не только мысли и умения, но и деньги.
Марк де Мони поддержал коллегу: ему тоже «никогда не бывает скучно», а на «Белых ночах» он, как выяснилось, вообще не бывал. Дягилевский фестиваль, по его признанию, практически полностью финансируется из государственного бюджета, и другой возможности его проводить менеджер не видит. К тому же власти не вмешиваются в формирование программы фестиваля

По словам Марка де Мони, трения, которые были у театра с учредителем, в настоящее время разрешились, и теперь никто не претендует на то, что он лучше понимает художественный процесс в театре, чем его руководитель Теодор Курентзис.
Ирина Шафранская предложила представить себе ситуацию с фестивалями в виде микшерского пульта с двумя рубильниками: один перемещается по схеме «глобальное
В ходе разговора оказалось, что необходим третий рубильник: «конформность
В Перми все рубильники настроены по-разному, но зачастую «настройка» происходит стихийно, а надо бы целенаправленно: чем точнее настройка, тем качественнее продукт. Вопрос: кто будет «настраивать»? По предположениям Шафранской, это должен быть «точно не минкульт». Может быть, некая фестивальная ассоциация?
Борис Мильграм с ней не согласился. По его мнению, именно минкульт

Единственный фестиваль, который полностью независим от бюджета,
Наверное, организаторы круглого стола рассчитывали на острый разговор о взаимодействии менеджеров культуры и соответствующего краевого министерства, но руководители действующих фестивалей от остроты тщательно уклонялись

По мнению Некипелова, у властей есть множество способов привлечь деньги бизнеса для финансирования больших фестивальных событий, но даже на это пермские власти не способны. Сам организатор «Белых ночей 2014» уже год в Перми не работает.
Что же касается «хипстеров», то они высказывались иронично. По словам Константина Няшина, организаторы Рэд-феста «благодарны минкульту за то, что он такой, как есть: если бы он был другим, то мы и не должны были бы ничего придумывать».

Ещё одна важная тема, поднятая на круглом столе, тоже не прозвучала в полной мере: никто не стал всерьёз обсуждать возможность проведения фестивалей не одновременно, а по очереди. Казалось бы, что может быть проще в компьютерный век, чем создание общегородской событийной сетки! Однако учреждения предпочитают по-прежнему руководствоваться собственными причинами для выбора времени проведения фестиваля: Театр-Театр вклинил свои «Ночи-Ночи» между завершением сезона и отъездом на гастроли в Киров, у Театра оперы и балета вообще долгосрочное планирование

Реальность между тем противоречит «культуртрегерам»: на первые события Дягилевского фестиваля все билеты распроданы, но на «Ночи-Ночи» длиннейших очередей, какие выстраивались на осеннюю «Ночь в театре», не наблюдается, а на событиях «Мостов» вообще приходится видеть прискорбное однообразие немногочисленной аудитории
Незадолго до завершения разговора чрезвычайно дельно высказалась Наиля Аллахвердиева, которая назвала круглый стол «упадническим». По её словам, «бессмысленно обсуждать минкульт

В качестве примера она привела «Ночь музеев», которая в этом году в Перми впервые прошла по согласованному графику, а в Калининграде уже давно проводится в этом режиме. Единая программа, единая система продажи билетов
Собеседники вовсе не бросились ей поддакивать: так, Надежда Агишева считает объединение государственных и негосударственных инициатив маловероятным
«Хипстеры» к этому времени уже тихо, по-английски покинули собрание, и все прочие участники разговора тоже заторопились на свои фестивали. Темы круглого стола были обсуждены, но проблемы фестивальной Перми остались нерешёнными.
Рекомендуем почитать


«Уроки труда». Публикуем программу пятого фестиваля о женщинах We-fest
Новое на сайте


Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
E-mail: web@zvzda.ru
18+
Программирование - Веб Медведь