X

Новости

Вчера
2 дня назад
23 августа 2019
22 августа 2019
21 августа 2019
20 августа 2019
Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

Песни, сказки и классика от первого лица. Что ждёт зрителей на четвёртом фестивале моноспектаклей «МОНОfest-2017»

С 29 сентября по 2 октября в Перми пройдёт IV Всероссийский фестиваль «МОНОfest-2017». За четыре дня на трёх площадках покажут девять моноспектаклей. Об особенностях этого фестиваля и о том, какие постановки на нём можно увидеть, — вы узнаете из нашего анонса.

Моноспектакль или театр одного актёра — это особый и очень сложный формат. Артист остаётся один на один со зрителем и ведёт свой протяжённый монолог без поддержки партнёров. Он отвечает не только за роль, но и вообще за весь спектакль. Но актёры охотно идут на подобные непростые испытания. Об этом говорит то, что уже четвёртый год подряд находится множество желающих поучаствовать в фестивале «МОНОfest». В этот раз до окончания положенного срока в адрес фестиваля пришло более 35 заявок из театров России, Армении, Азербайджана, а также Франции и Испании.

«Каждый год приходит примерно одно и тоже количество заявок, — рассказывает арт-директор фестиваля Нина Соловей. — И они идут до сих пор, хотя все сроки вышли. Можно констатировать, что каждый сезон в России рождается как минимум 30-40 моноспектаклей, то есть интерес к этому жанру не ослабевает ни со стороны актёров, ни режиссёров, ни, конечно, зрителей».

Основной критерий отбора на «МОНОfest» — моноспектакль должен быть именно спектаклем, со своими художественными, декорационными и музыкальными решениями. Но самое главное — это художественная состоятельность спектакля и то, что актёр на сцене должен быть персонажем. Поэтому на фестиваль категорически не принимаются литературные и поэтические композиции. При этом организаторы стараются собрать афишу так, чтобы в неё входили спектакли самых разных жанров — от драмы и эксперимента до оперы или балета, рассчитанного на одного актёра. То, что моноспектакли обычно идут около часа, позволяет в один день поставить сразу несколько постановок.

В итоге на четвёртый «МОНОfest» были отобраны девять спектаклей, которые в течение четырех дней будут показывать на трёх площадках — в Пермском Доме актёра, на «Сцене-Молот» и в Пермском театре кукол. Причём в последнем случае моноспектакли будут идти на своей родной сцене — в этом году на фестиваль прошли сразу две постановки Театра кукол.

Фестиваль-конкурс «МОНОfest» проводит Пермское отделение СТД РФ при поддержке Министерства культуры Пермского края в рамках проекта «Арт-резиденция» и при содействии Союза театральных деятелей РФ и Министерства культуры РФ в рамках творческой программы «Театральная панорама новой России».

На фестивале работает профессиональное жюри, определяющее победителей и призёров. Кроме этого, каждый день члены жюри будут проводить подробные обсуждения спектаклей, чтобы дать участникам рефлексию их работ. Каждый год в жюри фестиваля входят известные театральные критики и представители пермской культуры.

Нина Соловей, арт-директор фестиваля:

— Мы очень щепетильно относимся не только к выбору спектаклей, но и тех, кто их будет судить. Потому что актёры и режиссёры, которые приезжают, должны получить ещё и профессиональный анализ своих работ, а не только аплодисменты зрителей. Но это должны быть люди, которые так или иначе имеют отношение к фестивалям или моноспектаклям. В этом году председателем жюри у нас будет Андрей Пронин, известный критик, а также организатор фестивалей «Прорыв» и «Точка доступа» и многих театральных проектов. Нам очень любопытно его мнение. Ещё будет молодой критик Анна Паукер, которая пишет в журнал «Театр» и «Петербургский театральный журнал».

Мы традиционно включаем в число членов жюри представителей пермской культуры и театра. В этом году мы вновь пригласили Виктора Ильева, профессора ПГИКа, режиссёра и педагога, который в своё время был членом жюри фестиваля «В начале было слово» (фестиваль моноспектаклей, который проходил в Пермской филармонии — Прим. ред.). В первый раз пригласили пермского театрального критика Елену Малинину. Все эти люди связаны с театром, но каждый подходит к нему со своей стороны, поэтому, нам кажется, что эти люди, каждый со своим мнением, смогут дать более широкий анализ спектаклей. Ведь важно даже не то, кто получит первое, второе, третье место, а важно то, какой отклик получат участники этого фестиваля. Может быть, они получат хороший совет, или кто-то убедится, что он всё верно делает и идёт правильной дорогой.

Спектакли IV Всероссийского фестиваля «МОНОfest-2017»

«Человеческий голос» (29 сентября, Пермский Дом актёра 16:00). Фестиваль откроется довольно редким жанром — монооперой от «Театра музыки, драмы и комедии» города Новоуральска. Это моноопера Франсиса Пуленка по одноименной пьесе Жана Кокто поставлена режиссёром Валерием Долгановым с артисткой-вокалисткой Марией Салминой. Но главная роль в этом спектакле должна быть не только у голоса исполнительницы, но и у музыки, которая «договаривает» за героиню, раскрывая душевное состояние женщины, переживающей измену любимого мужчины.

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Маргрит» (29 сентября, «Сцена-Молот» 20:00). Экзистенциальная драма от московской Театральной Лаборатории «Пространство». Спектакль поставлен режиссёром Константином Демидовым по рассказу Хулио Кортасара «Рукопись, найденная в кармане». Герой в исполнении Дениса Старкова почти каждый день спускается в метро, чтобы сыграть в свою любимую игру с незнакомой девушкой, надеясь, что в один прекрасный день судьба, наконец, сведёт его с той, ради которой и затеяна эта игра. На психологизм и символизм постановки должны работать отсутствие декораций, один лишь таз в качестве реквизита и деликатное музыкальное сопровождение композитора Макса Рихтера.

«Испанский вопрос» (30 сентября, Пермский Дом актёра, 16:00). Рамиль Кагарманов из Краснодара — режиссёр и актёр моноспектакля, в котором он предлагает своё авторское прочтение темы «маленького человека» в произведениях Николая Гоголя.

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Таня. Воспоминание о счастье» (30 сентября. «Сцена-Молот», 20:00). Моноспектакль по рассказу Ивана Бунина «Таня», поставленный и сыгранный актрисой Свердловского государственного академического театра драмы Анастасией Катковой. Рассказ повествует о первой любви, страсти и привязанности накануне трагических событий февральской революции. В спектакле также прозвучат малоизвестные поэтические произведения Бунина.

Анастасия Каткова в моноспектакле «Таня. Воспоминание о счастье» Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Меня зовут Лёк» (1 октября, Пермский театр кукол, 11:00). Первый спектакль Пермского театра кукол на «МОНОfest-2017». Это история в картинках для зрителей от трёх лет. Её поставил Александр Янушкевич (это одна из последних работ режиссёра в Перми) с актрисой Анастасией Кузнецовой. Спектакль по сказке Андрэа Софи Яннуш красочно рассказывает историю мотылька, который живёт в чашечке фиолетового вьюнка и с интересом познаёт окружающий мир. Но на это у него всего лишь неделя короткой жизни.

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Наташина мечта» (1 октября, Пермский Дом актёра, 13.00). Моноспектакль «Концертно-театрального центра „Югра-Классик“» города Ханты-Мансийск, поставленный режиссёром Анной-Ксенией Вишневской по пьесе современного драматурга Ярославы Пулинович. «Наташина мечта» — это монолог воспитанницы детского дома Наташи Баниной, которая в борьбе за свою любовь совершает преступление. Примечательно, что исполнительница роли Наташи — актриса, режиссёр и педагог Татьяна Ахмадыршина — заканчивала Пермский государственный институт искусства и культуры.

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Блистательный фарс» (1 октября, Пермский Дом актёра, 20:00). Второй на фестивале моноспектакль из Москвы. На этот раз — Драматического театра «Большая Медведица». Пьеса Габриеля Гарсиа Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» в трактовке режиссёра и художника постановки Валерии Приходченко и актрисы Людмилы Бажиной превращается в смешное и грустное путешествие длиною в жизнь и одну-единственную любовь.

Фото: Предоставлено организаторами фестиваля

«Говорит Ленинград» (2 октября, Пермский театр кукол 11:00). Ещё один спектакль Пермского театра кукол. Режиссёр Людмила Шубина, художник Майя Королёва и актриса Наталья Капитанова сделали спектакль по мотивам романов Ольги Берггольц «Говорит Ленинград» и «Дневные звёзды». Действие напоминает фантастическую повесть — в современной радиостудии молодая ведущая Снежанна Снегунина в передаче об истории страны цитирует произведения «музы блокадного Ленинграда» — поэта, писателя и журналиста Ольги Берггольц. Но внезапно героиня переносится в прошлое, о котором она только что говорила в студии. Ей предстоит пережить то, с чем она имела дело только на словах.

«Клавдия Шульженко. О жизни и любви» (2 октября, Пермский Дом актёра 13:00). Начавшийся монооперой фестиваль красиво закольцуется последним своим показом — спектаклем-концертом от Театра актёрской песни из Санкт-Петербурга. В основе этой постановки режиссёра Снежины Копровой лежат главы книг самой Клавдии Шульженко и книг Вячеслава Хотулёва, Ирины Василининой и Глеба Скороходова. В спектакле-концерте актриса Юлия Асоргина расскажет о творческом пути великой советской певицы. О её мужьях, увлечениях и страстях. Об отношениях с властью, об интересных и курьёзных случаях из жизни артистки, о непростом и независимом характере Шульженко. И, конечно же, прозвучат любимые песни из репертуара Клавдии Ивановны.

***

Фестиваль-конкурс моноспектаклей для драмы, кукольного театра, оперы и балета «MOНОfest» организован Пермским отделением СТД РФ в рамках проекта «Арт-резиденция» при поддержке Министерства культуры Пермского края и при содействии СТД РФ.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+