X

Новости

Вчера
2 дня назад
19 ноября 2019
18 ноября 2019
Фото: Flickr.com/Jasonahowie

Выборы-2016. Потеряшки, дровосеки и земляне

Как и о чём кандидаты в депутаты Пермской городской думы пишут на своих страницах в социальных сетях?

Предстоящие выборы — первые, на которых избирательные кампании будут активно вестись через социальные сети, говорят политтехнологи. Пока мало кто намерен отказаться от традиционных (бумажных, «наружных», «полевых») методов предвыборной агитации, но и социальные сети задействовать пытаются уже многие.

«Звезда» выяснила, как и о чём потенциальные народные избранники пишут в социальных сетях. Мы изучили страницы 57 кандидатов в депутаты Гордумы (кого удалось найти в Facebook и Вконтакте), распределили всех по группам, а затем расставили группы по порядку — от самых малочисленных к самым многочисленным.

Отметим, один кандидат может попасть сразу в две категории, если ведёт страницы и во ВКонтакте, и в Фейсбуке, различающиеся по наполнению и стилю. Пунктуация и орфография авторов сохранены

10 место. Безмятежные

Самая малочисленная группа в нашем обзоре (2 %). Её представители радуются победе пермских футболистов и постят ностальгические фотографии, дают советы, как убрать отвислый живот и сварить борщ, гуляют с собакой и катаются на велосипеде.

По записям совершенно непонятно, что автор занимается какой-то общественно полезной деятельностью, состоит в какой-то партии и собирается на какие-то выборы. Счастливый, в общем, человек.

9 место. Сапёры

Обнаружить среди кандидатов в депутаты эту категорию фейсбучных жителей (3,5 %) было совершенно неожиданно. Но если представительный орган власти считать срезом общества, то удивляться нечему.

Эту малочисленную группу мы назвали «сапёры» — в честь одноимённой компьютерной игрушки, которой раньше предавались многие офисные трудяги в желании скоротать время на опостылевшей работе. Теперь его заменили бессмысленные и беспощадные «тесты» и многочисленные ресурсы со статьями вроде «5 способов навсегда изменить жизнь».

Выяснять, какое ты животное, когда в гневе, а потом забивать этой информацией ленты «френдов» — дурной тон, но любители подобного рода занятий есть и среди кандидатов в депутаты от ЛДПР и «ЕдРа».

8 место. Потеряшки

Таких, к счастью, тоже немного (3,5 %). Но всё-таки они есть. Принадлежат партии «Единая Россия» и являются действующими депутатами, намеренными посидеть в городской думе ещё хотя бы сезон.

Потеряшки слегка перепутали слои реальности и к своей страничке в социальной сети относятся как к почтовому ящику избирателя. И кидают туда разную макулатуру. Открытки, как правило. На них непременно сам кандидат во всей красе и несколько нежных слов, бьющих в самое сердце банальностью: дамы там обязательно «милые», а кандидат неизменно «искренне ваш». Выражение лица и поза кандидата от сезона к сезону не меняются, обновляется только фон. В зависимости от праздника, он может быть голубым или розовым, дополненным ёлкой или тюльпанами.

7 место. Чайники

Самые трогательные в нашем обзоре (7 %). Аккаунт завести сумели, а что и куда писать и как этим вообще пользоваться — не разобрались. Вот и пишут на страничке: «Посоветуйте пожалуйста сис админа... Есть вопросы по установке акаунта да и вообще за ранее благодарен». «Чайники» встречаются среди всех партий, кроме, что любопытно, «ЕдРа».

Некоторые не знакомы не только с правилами орфографии и пунктуации, но также с правилами интернетописания — шпарят свои заметки «капсом». Или в публичном статусе размещают интимное признание: «спасибо за глазки эти, спасибо за губы эти спасибо за то что ты есть на свете».

А один из кандидатов порадовал картинкой (единственной на страничке, если не считать аватар): «Если в жизни твоей жопа, делай опа, делай опа». На картинке не то, что вы подумали, а гармонист.

В общем, они милые.

6 место. Невольники

Стоят примерно на той же ступени эволюции, что и потеряшки (10,5 %). Все без исключения являются членами партии власти. Невольниками мы назвали их потому, что страничку они завели явно не по своей воле. Просто кто-то сказал — то ли партия, то ли пиарщик, то ли сосед по даче, — что это теперь тренд и страничку надо непременно.

Делать нечего — завели. Рассказывают. Как умеют и как привыкли — казёнными деревянными словами. Порой даже закрадывается подозрение, что страничку обновляют не сами кандидаты, а какая-нибудь хитрая программа вроде «Компилятора банальностей». В программу эту достаточно забить несколько шаблонов — «полным ходом идёт подготовка», «договорились помочь», «будем прорабатывать и внедрять», «состоялся обстоятельный разговор», «все вопросы приняты в работу»... И больше ничего делать не надо, за кандидата всё сделает компьютер.

Но компилятор — машина бездушная, и порой случаются казусы. «Подвели итоги работы за год. Есть чем гордиться, есть к чему стремиться», — пишет один из кандидатов. Полгода назад на его страничке была размещена точно такая же запись, только итоги там были за другой период. А у некоторых программа настроена, видимо, не совсем корректно. В этом случае в отчёты о депутатских достижениях попадают исключительно торжественные митинги, построения, открытия и вручения.

Ещё одна беда — язык. Такой, что сразу видно — робот писал. Ну, разве может живой человек произвести на свет формулировку вроде «открыли уличное плоскостное физкультурно-спортивное сооружение»?..

Время от времени у «невольников» среди сухих отчётов и шаблонных формулировок просачивается человек. Он безмерно счастлив рождению дочери или рад наступлению зимы. Но такое случается редко.

5 место. Дровосеки

Мы назвали их так, потому что рубят (10,5 %). То правду-матку, то с плеча. То правду-матку с плеча — под настроение. Все посты так или иначе подчинены политическим воззрениям, каждый служит их подкреплением. Больше всего среди «дровосеков» убеждённых коммунистов, но также встречаются «справедливороссы».

«Дровосеки» с любовью рекламируют родную партию («Компартия... нацелена на созидание»), пылают искренним восторгом к её лидеру («Энергетика сумасшедшая! Убеждает, вдохновляет, направляет»), с сарказмом клеймят оппонентов («Единая Россия» — переобещать обещанное»), дают щедрые обещания (например, принять закон о национализации сразу после победы). Их язык — яркий и образный, его заселяют «капиталюги», «пропагандоны» и прочие им подобные персонажи.

А ещё «дровосеки» внезапные. Читаешь их, читаешь. Про Сталина да про Путина, социализм да капитализм, тёмное сегодня да светлое завтра, а потом вдруг — бац! — «Мы за ёжиков в ответе!». Или, допустим, «Как родственники влияют на нашу карму». Или совсем круто: «Вживую увидел Анну Букатову — ту девушку, которая недавно разделась перед кем-то, и об этом написали в газете...».

4 место. Молчуны

У них есть страница, но они даже не пытаются её осваивать (10,5 %). Возможно, читают ленту «френдов». Возможно, просто забыли, что когда-то зарегистрировались в социальной сети. Раз в год их поздравляют с днём рожденья. Если кандидат связан с каким-нибудь беспокойным хозяйством, пользователи могут упоминать его в своих гневных постах. Порой фигуранты постов даже отвечают.

3 место. Борцы

Эта группа (12,5 %) самая разнопартийная. Есть тут и «единороссы», и ЛДПРовцы, и «яблочники», и коммунисты. Их страницы целиком и полностью посвящены той борьбе, которую они ведут. Каждый — на своём фронте. Кто-то — на экологическом, чья-то линия фронта проходит через нелегальный игровой бизнес. Кто-то собирает гуманитарную помощь в Новороссию, а кто-то каждым постом отчитывается о деятельности своего фонда.

Страницы «борцов» бывает читать довольно интересно и познавательно, если только они не ударяются в пространные размышления с национальным колоритом («Для русского человека бескорыстие — в душе! Это ничем не победить») или не начинают беззаветно любить себя. Во втором случае страничка оказывается усыпанной фотографиями вроде «Я снимаюсь на телевидении», «Я веду радиопрограмму», «Я рассматриваю молоко».

2 место. Сведущие

«Сведущие» (19 %), во-первых, следят за новостями. Во-вторых, имеют своё мнение по значительной части того, что публикуют СМИ, и считают своим долгом этим мнением поделиться. В эту категорию попали представители двух партий — «Справедливая Россия» и КПРФ, вторые преобладают.

Капремонт. Медицина. Прямые выборы. Митинги. Культ смерти. Образование. Остановки. Убогость в мозгах. Новости полицейского государства... Пермячку осудили... Происки ювенальной юстиции... За Мильграма. Против Мильграма. За Белых. Против Белых. Далее везде.

«Сведущие» не только высказывают своё мнение, они ещё и советы дают: «Не пускают на Олимпиаду — сам бойкотируй её, у советских собственная гордость, на буржуев смотрим свысока». Впрочем, иногда им лучше молчать, чем говорить. Многие знания — многие печали, и время от времени «сведущие» заявляют, что кто-то хочет «тихим сапом под шумок разрешить секс-меньшинствам существовать на законных правах», после чего секс-меньшинства, видимо, тем же «тихим сапом», будут брать под опеку «НАШИХ ДЕТЕЙ, отобранных из семей, на патронатное воспитание». «Глядя на всё это начинаешь понимать — так вот она третья мировая война!» — заключает кандидат, и его срочно хочется отправить не в думу, а в отпуск.

Особый подвид «сведущего» — хохмач. Он выискивает только те информационные поводы, по поводу которых можно постебаться. На тему конфликта Гладнев-Мильграм непременно постит гифку «Гладнев с пипидастрами», не может пройти мимо темы «Валуев в „Спокойной ночи“» и, конечно, уделяет внимание покемонам.

1 место. Земляне

Мы назвали так эту группу, потому что её представители ведут свои страницы, пожалуй, самым человеческим, приятным уму и сердцу способом. Радует, что эта группа — самая многочисленная (21 %), она же — самая разнопартийная. В ней есть по чуть-чуть «Единой России», КПРФ и «Справедливой России», несколько больше ЛДПР и ещё больше «Яблока».

Представители этой группы говорят живым языком и живут насыщенной жизнью: ходят на экскурсии и с нежностью рассказывают о новорождённом сыне, анонсируют фестиваль «Супер-мам» и покупают книжки, выбирают, что съесть на ужин в поезде, и фотографируют симпатичные городские граффити, ходят на рыбалку и делятся хитами юности. Да, порой всё это происходит с изрядной долей самолюбования (вроде: «Посмотрите, я читаю про Витте» или «Глядите, я ем буррату»), но что поделать — в век самолюбования живём.

Личное в соцсети отличает «землян» от «сведущих». При этом, в отличие от «безмятежных», они не выпадают из информационной повестки. Пишут и про Ольгу Ковтун, которая «довела систему здравоохранения до ручки», и про современную систему профилактики социального сиротства, и про Гладнева с Мильграмом, и про увольнение журналистов «Коммерсанта», и про пакет Яровой, и про ЕГЭ — «диверсию против остатков советской школы», и про флешмоб #ЯНеБоюсьСказать...

Персональная политическая повестка, планы и намерения, ценности и мировоззренческие позиции присутствуют на страницах ненавязчиво. Да, кандидат может рассказать о «рабочей поездке» или представить согласованную партийную команду, или даже наехать на политического оппонента. Но он не выпячивает эту сторону жизни: «А теперь я расскажу вам про свои ценности, и вы увидите, какой я замечательный». И это, пожалуй, лучший вариант присутствия потенциальных депутатов в социальных сетях. Всё-таки мы несколько истосковались по человеческим лицам в политике.

Вместо P. S. Пара слов об аватарках

Стремление к неформальности находит отражение и здесь. Большинство — 73 % кандидатов — устанавливают в качестве аватарки в социальной сети неформальную фотографию на природе, на работе или дома. Лишь 27 % ставят студийное фото (больше всего студийных фотографий у «единороссов»). При этом большинство (57 %) на фотографиях улыбается, лишь 27 % серьёзны на своей аватарке (лидеры по серьёзности — коммунисты).

Интересно обратить внимание и на обложки страниц в «Фейсбуке». Многие (32 %) устанавливают фотографии природы. Большинство (50 %) выбирает изображение себя же любимого или рекламу своей организации (партии, проекта, etc). Лишь 3 % рассмотренных нами кандидатов в городскую думу выбрали в качестве обложки фотографию родной Перми.

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь