X

Citizen

Вчера
2 дня назад
19 ноября 2017
17 ноября 2017
16 ноября 2017
15 ноября 2017
14 ноября 2017

Реализация права граждан на участие в управлении делами государства в Пермском крае: мнение общественников

Фото: Пресс-служба Уполномоченного по правам человека в Пермском крае

Руководители ведомств, которые принимают позицию общественного участия, не всегда понимают, что с эти механизмом делать.

На сегодняшний день участие граждан в общественно-политической жизни страны, города, края стало не просто общественной нормой, а во многом стало одним из ведущих направлений в развитии Пермского края.

Это стало темой заседания по ситуационному анализу, состоявшегося 19 сентября, в котором приняли участие представители власти и общественных движений.

Но несмотря на то что Пермский край является одним из лидеров по реализации общественных практик, в рамках которых создаются и развиваются попечительские советы, жителями даётся независимая оценка деятельности учреждений, граждане оставляют свои пожелания по поводу того, как должны выглядеть социальные сервисы, и в конечном итоге при поддержке государства и специализированных некоммерческих организации создают социальные услуги. «Общественное участие в том виде, в котором оно существует в настоящий момент в Пермском крае, обладает недостаточной мощностью, невысокой результативностью и непроявленным потенциалом», — именно такой видит текущую ситуацию директор Центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ Светлана Маковецкая.

При этом мы должны понимать, что развитие общественных практик и общественного контроля государственных органов невозможно без наличия внутренних ресурсов (внутренних норм, бюджета, времени и т. д.) органов власти, которые бы позволяли им реализовывать те или иные практики в рамках своей деятельности. С другой стороны, существует ряд ограничений, которые связаны, прежде всего, с профессиональной стороной общественного участия. Так, зачастую те, кто хочет участвовать в реализации общественных практик, не обладают достаточными знаниями в той или иной области или не могут абстрагироваться от своего личного мнения и привести необходимые факты для аргументации своей позиции.

Светлана Маковецкая считает, что в Пермском крае созданы все условия для реализации общественного (гражданского) контроля.

Светлана Маковецкая:

— Я бы хотела сказать, что мы живём в совершенно специфическом регионе с очень особым уставом... С одной стороны, Устав Пермского края сам по себе, его формирование — это история успеха гражданского участия... Было создано много рабочих групп, точнее, их было создано 6, в них входили представители администрации губернатора, некоммерческие общественные организации, ведомства и т. д., которые совместными усилиями сделали всё от них зависящее, чтобы создать столь социальный устав... И одновременно — платформу обеспечения общественного участия или гражданского участия. Но мне бы хотелось сказать, что одна из серьёзных проблем — в том, что сам устав и уставные нормы не до конца освоены как с общественной, так и с государственной стороны.

Уполномоченный по правам человека Татьяна Марголина отметила, что на сегодняшний день существует несколько федеральных трендов, которые необходимо учитывать при взаимодействии государственной власти и общества, а именно восприятие общественного контроля как некой декларации, реализовать которую граждане могли только через общественных представителей и депутатов.

Но современное видение данного процесса кардинально изменилось, так, на сегодняшний момент федеральный центр ставит целью разъяснить, что такое непосредственное участие граждан в государственном управлении:

  • через политические послания президента;
  • через конкретные нормативно-правовые акты.

Одной из основных проблем, существующих в Пермском крае по реализации общественного участия, является непонимание механизма действия общественного контроля. Это подтверждает и Надежда Кочурова, вице-премьер по социальной политике правительства Пермского края.

Надежда Кочурова:

— Даже руководители ведомств, которые принимают позицию общественного участия, не всегда понимают, что с этим механизмом делать!

Современная ситуация по общественному контролю в Пермском крае не критична, существующие проблемы можно и необходимо решать, отметил Константин Сулимов, руководитель региональных проектов Центра гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ, член общественных советов.

Константин Сулимов:

— Конечно, практик участия на самом деле довольно много, то есть понятно, что общественные советы есть, но, как уже было сказано, порядок их формирования для внешних субъектов, если они не вовлечены в процесс, всё-таки остаётся весьма и весьма непрозрачным. Долю участия внешних некоммерческих организаций всё-таки, видимо, нужно оценивать как недостаточно высокую... Почти наверняка там нет почти никого за пределами регионального центра, то есть общественные советы оказываются не Пермского края, а Перми.

Это проблема, которую можно и нужно решать. Недостает доступности информации о результатах общественного контроля. О результатах и, главное, о том, какова была реакция и какие решения были приняты по результатам. Разумеется, проблемы есть не только на стороне органов власти, недостроенность этой системы... Конечно, нужно сразу сказать: если бы эта система была выстроена сейчас... даже в минимальном, эта система бы всё равно работала вхолостую, потому что внятный отклик со стороны профессионализированного, экспертного, со стороны общества получить было бы довольно сложно — ровным счётом потому, что уровень компетенции тех, от кого нужно ждать реакции, конечно, недостаточно высок.

Основной выход из сложившейся ситуации Константин Сулимов видит в том, что в рамках государственной политики необходимо «повышение экспертного уровня тех людей или той части заинтересованных групп, целевых групп, некоммерческих организации, бизнеса, ассоциаций бизнеса, которые должны участвовать в этом».

Подробнее о законе об общественном контроле.