X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
18 ноября 2019
Фото: Тимур Абасов

«Мы ставим цели, ради которых не нужно напрягаться». Эксперты сомневаются, что губернатор планирует остаться в Пермском крае надолго

До конца 2018 года все регионы должны разработать или обновить свои стратегии развития. В отличие от других территорий, в Пермском крае эта тема почти не обсуждается: в правительстве нет лица, ответственного за разработку документа, местные СМИ об этом не пишут, общественного обсуждения не происходит. Похоже, стратегия не является важной темой и для первого лица края.

В начале года РИА Рейтинг опубликовало рейтинг регионов по качеству жизни. За 2017 год Пермский край спустился на три позиции: в 2016 году он занимал 41-е место из 85 регионов, сейчас — 44-е.

Методика рейтинга учитывает несколько десятков показателей, по которым можно проследить, из-за чего именно ухудшились позиции региона. Например, за 2017-й год в Пермском крае настолько усилилось расслоение общества, что по показателю доли населения с доходами ниже прожиточного минимума он теперь занимает не 23-е место среди всех регионов, а 45-е. По показателю отношения денежных доходов 20 % населения с минимальными доходами мы за год опустились с 21 на 50-е место. По уровню безработицы наши позиции ухудшились на 17 строк, по доле безработных, ищущих работу более трёх месяцев, — на 10 строк. По младенческой смертности — на 11.

Как следствие, усиливается отток населения из Пермского края. По данным Пермьстата, в 2016 году за счёт миграции население региона сократилось на 3201 человека, а в 2017-м — на 6029 человек. По миграционному балансу регион сейчас находится на 70 месте из 85 регионов — то есть только в пятнадцати других ситуация обстоит ещё хуже.

У динамики каждого из этих показателей можно найти специфические причины, но эксперты считают, что есть одна общая. Это отсутствие стратегического видения развития региона.

Олег Ганин, начальник управления стратегического планирования ПГНИУ, кандидат экономических наук.:

«Если нет стратегии, регион не определяет правила игры для своих муниципалитетов, а сам „по свистку“ из Москвы кидается выполнять то одно поручение, то другое, вместо того, чтобы самому заявлять о своих потребностях. Последствия же отсутствия стратегического вектора проявляются во всех сферах жизни».

Дмитрий Шульц, директор по макроэкономическим исследованиям Центра экономики инфраструктуры (г. Москва):

«Повышение качества жизни населения — это конечная цель стратегического планирования, но цель абстрактная, она должна воплощаться во множестве целей более конкретных. Поэтому при разработке стратегий мы используем старый инструмент иерархию или дерево целей. Наверху качество жизни, а дальше идут подцели: экономика, образование, медицина, спорт, ЖКХ, транспорт, безопасность. Каждая подцель может ещё несколько раз разбиваться до тех пор, как не дойдем до конкретных целевых индикаторов и до конкретных необходимых мероприятий. И недоработка по одному из направлений перечеркивает достижения по всем остальным. Например, достигли успехов в экономике и поняли, что упустили из виду безопасность. Исправили безопасность, поняли, что отстаёт экология. И так далее».

Фото: Иван Козлов

Мёртвая царевна

Сегодня базовым документом стратегического планирования в Пермском крае является стратегия социально-экономического развития до 2026 года. Однако сейчас её можно считать «мертвой», поскольку разрабатывалась она в 2011 году, а в последний раз обновлялась в 2012-м.

В 2016 году с Институтом экономических стратегий РАН был заключён госконтракт на сумму 4,2 млн рублей на разработку сценарного прогноза внешней среды. Предполагалось, что эта работа станет основой для подготовки Стратегии социально-экономического развития Пермского края до 2030 года. Однако дальше этого документа дело не пошло.

Олег Ганин напоминает, что при предыдущем губернаторе вопросы стратегического развития региона не стояли на повестке дня. Но и за время работы нового губернатора в этом отношении не появилось никакой определённости. Сейчас в Пермском крае не сформулировано видения стратегического развития региона и, как следствие, эффективного управления им в новых исторических условиях. С учётом объёма необходимой работы и оставшегося запаса времени, непохоже, что оно появится к концу этого года.

Олег Ганин:

«В регионе не существует команды, отвечающей за разработку стратегии, нет ответственного за это лица. Формально этот функционал записан за Минэком, но министерству не ставилась задача разработать стратегию, да оно и не имеет внутреннего потенциала для её разработки. Исходя из этого, возникает главный вопрос: есть ли у первого лица Пермского края вообще интерес к стратегии развития региона?»

Действующая сегодня стратегия социально-экономического развития последний раз обновлялась в 2012-м году. Этот документ уже морально устарел: с тех пор, как он был написан, кардинально изменились внешнеполитические и макроэкономические условия. Составление среднесрочных и текущих прогнозов не решают проблему, поскольку требуется обновление не только цифровых ориентиров, а прежде всего качественных целевых установок. Тем не менее, по информации из администрации губернатора, в настоящее время новая стратегия для региона не разрабатывается. Ведётся работа над планом реализации действующей стратегии. Что это за план, «будет сообщено позднее».

Фото: Иван Козлов

За закрытыми дверями

В администрации губернатора говорят, что «в ходе стратегического планирования в регионе в обязательном порядке используются инструменты общественного участия». Это периодические социологические опросы населения, а также учёт обращений граждан в органы власти — как через портал «открытых данных», так и в результате рабочих поездок губернатора в территории и его встреч с жителями. Однако важен не только сбор мнений, но и другие усилия по вовлечению общественности.

Дмитрий Шульц:

«Нужно не только выявить ценностные установки или стереотипы общества, но и донести цели стратегического развития, механизмы их достижения, ограничения, в условиях которых властям придется работать. Без этого стратегия будет реализована лишь в небольшой части, достижения власти будут восприняты как само собой размещающееся, а реализовавшиеся риски будут считаться провалами самой власти. В целом стратегическая работа останется незамеченной или будет восприниматься как очередная абстракция, не имеющая отношения к реальной жизни человека».

Во многих регионах вопросы стратегического планирования бурно обсуждаются. До окончания 2018 года в соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в РФ» все регионы должны либо актуализировать существующие стратегии, либо разработать новые. Поэтому на сайтах региональных СМИ можно найти немало сообщений на эту тему.

Например, в Архангельской области проект стратегии уже разработан, и находится на этапе публичного обсуждения. Этому была посвящена встреча губернатора со студентами двух крупнейших вузов. Губернатор рассказал о долгосрочных целях развития региона, студенты задавали вопросы о потенциале Архангельской области. В этом регионе стратегия разработана в трёх версиях — полной, сокращённой и анимационной: «Мы стремились, чтобы стратегия была понятна и доступна всем», — сказал губернатор.

В Ростовской области работа над стратегией в самом разгаре. Проект документа предполагает деление региона на девять округов, которые станут самостоятельными точками роста. Это позволит разрешить проблему неравномерного распределения населения, которое стремится из-за удобств жить в крупном городе. Сейчас проходит общественное обсуждение документа. Губернатор встретился со студентами и преподавателями нескольких вузов, пригласил всех к участию в разработки стратегии. И так далее.

Татьяна Букина, доцент НИУ ВШЭ в Перми, отмечает, что недостаточное общественное участие при разработке региональных стратегий характерно не только для Пермского края — это типичная проблема многих территорий. Однако, и здесь Пермский край оказался в числе аутсайдеров. То, что за последнее время в публичном поле не удалось обнаружить новостей на «стратегическую» тему, говорит о минимальном общественном участии в этом процессе.

Фото: Иван Козлов

Эксперты считают, что и их участие в разработке стратегии используется недостаточно. Научная и экспертная работа в регионе ведется независимо от прямого заказа со стороны властей. Однако из-за отсутствия в регионе команды, на которую была бы возложена задача разработки стратегии, и лица, ответственного за её выполнение, экспертные разработки, как правило, идут в стол. Год назад на заседании комиссии по развитию экономики и инфраструктуры краевой Общественной палаты решили порекомендовать правительству ряд шагов для более эффективной работы над стратегическими документами региона и муниципалитетов. Однако ни один из них до сих пор не реализован.

Дмитрий Шульц:

«Без большой экспертной работы стратегия либо сводится к набору абстрактных деклараций, либо представляет собой однобокий документ, отражающий представления небольшой группы людей, либо просто переписывание предыдущих стратегий. К счастью, мы отстаём от передовых центров на десятилетия и у нас есть возможность использовать самые эффективные мировые и отечественные практики, есть возможность не наступать на грабли. Но для этого нужно к разработке привлекать высококлассных специалистов из самых разных областей. Если нам нужна реальная работающая стратегия, от которой будет польза жителям края, то её должны писать профессионалы».

Пока Пермский край идёт по инерционному пути развития, когда к фактическим текущим цифрам ежегодно добавляется несколько процентов, отмечает Олег Ганин.

Олег Ганин:

«Именно так составлены прогнозные показатели развития региона до 2020 года, и уже сейчас ясно: такой план не даст региону ничего. Например, там заложен рост ВРП на 8,6 % за три года, то есть в среднем 3 % в год. Это очень мало, это ниже инфляции и намного ниже, чем у многих соседей, а это значит, что мы планово продолжим отставать от них. Это ведь тоже идеология — если мы сами себе ставим цели, ради достижения которых не нужно напрягаться. Стратегический подход должен быть иным: сначала определить, где мы хотим оказаться к 2020 году, и, уже исходя из этого, думать, каким образом мы этого достигнем, и определять плановые цифры. Но у нас даже идеологии такой нет».

Последствия такого подхода в течение уже двух губернаторских сроков подряд мы можем наблюдать. В том числе и по рейтингам качества жизни.

***

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь