X

Новости

Вчера
17 августа 2019
16 августа 2019
15 августа 2019
Фото: Иван Козлов
164статьи

Город как территория для жизни, самореализации и взаимодействия жителей. Пространство и смыслы.

Вокруг «Пермских моторов»: экскурсия по весенней промзоне

Прогулка по заводским задворкам при шквальном ветре в апрельский снегопад — замечательная идея, вам так не кажется? Нам вот тоже не кажется. И тем не менее, очередная экскурсия Ивана Козлова посвящена именно промзоне — в этот раз он исследовал улицу Хлебозаводскую, которая соединяет Героев Хасана и Куйбышева, а затем дошёл до проходных «Пермских моторов». В общем, смотрите.

Честно признаться, от этой прогулки я вообще ничего не ожидал. Ну просто потому, что Хлебозаводская — это улица, на которой нет вообще ничего, кроме заборов, промзон, цехов и оптовых баз. Вот примерно так она выглядит:

Фото: Иван Козлов

Но с самого начала она превзошла мои ожидания. Уже на перекрёстке Хлебозаводской и Куйбышева, у крыльца гостиницы «Сталагмит» (господи, кому пришло в голову открывать гостиницу на Крохалях, на задворках моторного завода?) я увидел такую вот странную скульптурную группу:

Фото: Иван Козлов

Никаких табличек возле скульптур не обнаружилось, поэтому я так и не догадался, что это такое. Мне показалось, что это похоже на птичий череп, но тусовавшиеся поблизости дети предположили, что это ухо. Кажется, мы с ними остались одинаково далеки от истины.

Фото: Иван Козлов

Тем не менее, я немного воодушевился и двинул по Хлебозаводской дальше, попутно заглядывая во все переулки. Кроме промышленных построек, там ничего дельного не обнаружилось.

Фото: Иван Козлов

Метров через двести я наткнулся на заводскую железнодорожную ветку, которая, судя по состоянию рельсов, сейчас практически не используется. Если пойти по шпалам на север, то можно выйти к улице Героев Хасана в районе завода ЖБИ.

Фото: Иван Козлов

А если на юг, то к Бахаревке и к истоку речки Данилихи. Я, впрочем, поленился и не проверял, но, судя по спутниковым картам, всё именно так.

Фото: Иван Козлов

Не сворачивая, я продолжил идти по Хлебозаводской и любоваться видами:

Фото: Иван Козлов

Уже ближе к перекрёстку с Героев Хасана мне на глаза попалось такое вот зверство. Не знаю, кто и зачем насадил на шлагбаум плюшевую мышь, но я бы от такого человека держался подальше.

Фото: Иван Козлов

Это — единственное граффити на всей улице, что странно, поскольку бетонных заборов (а значит, и пространства для творчества) на ней хоть отбавляй. Конечно, Хлебозаводская — не самая проходная улица. С другой стороны, несколько заборов из «Длинных историй Перми» и вовсе находятся на участке между Речным вокзалом и Мотовилихинскими заводами, где вообще никто в здравом уме не ходит — и ничего, нормально.

Фото: Иван Козлов

На перекрёстке с Героев Хасана я наткнулся на кафе вот с такой вывеской. Мне кажется, именно так мог улыбаться человек, насадивший плюшевую мышь на шлагбаум:

Фото: Иван Козлов

Теперь пройдём по Героев Хасана немного вверх, в сторону Липовой Горы. Этот участок улицы тоже состоит преимущественно из магазинов и промзон. Не мудрено, что единственные любопытные объекты здесь — это рекламные конструкции:

Фото: Иван Козлов

В какой-то момент я свернул в небольшой безымянный переулок напротив нового здания «Редуктор-ПМ». Свернул, в целом, напрасно, зато увидел, что металлические прутья на воротах могут иметь и декоративное назначение. Правда, не очень понятно, что тут при помощи них изображено — то ли опора ЛЭП, то ли нефтяная вышка.

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

Дальше по Героев Хасана — совершенно удивительная заправка в форме огромной пирамиды. А я уже давно говорил, что у пермяков какие-то особые, прикрытые завесой тайны, отношения с пирамидами.

Фото: Иван Козлов

Немного дальше этой заправки, напротив Баумолла, есть автосалон Опель и Шевроле, а за ним скрывается вот такой удивительный ангар:

Фото: Иван Козлов

Не знаю, как вы, а я совершенно очарован его архитектурой, не встречал больше таких в Перми.

Фото: Иван Козлов

Красиво же!

Фото: Иван Козлов

Ещё в нескольких десятках метров отсюда — отличный пример той городской навигации, которую мы заслужили. Когда я наконец возьмусь за составление виртуальной городской карты, она вся будет примерно вот такой:

Фото: Иван Козлов

Дальше уже начинается Бродовский тракт, а за ним — Липовая Гора. Туда мы пока не пойдём, поэтому свернём обратно, и, пройдя мимо Баумолла, окажемся у заброшенных путей, которые приведут нас на бывшую территорию Велты. Точнее, в другой раз приведут, не сейчас — территория Велты обширна и любопытна, и про неё нужно делать отдельную экскурсию. Сам я последний раз был тут лет шесть назад — тогда асфальтовой дорожки ещё не было, и людям приходилось скакать по шпалам. А сейчас вот благоустроили:

Фото: Иван Козлов

Выложу всё-таки одну фотку в качестве спойлера к будущему рассказу о Велте:

Фото: Иван Козлов

Снова вниз по Героев Хасана. Минут через пять по правую руку будет новое здание холдинга «Вертолёты России», на стоянке около которого буквально всё затегано вертолётами:

Фото: Иван Козлов

На кольцевой развязке у Героев Хасана и Хлебозаводской перейдём на другую сторону улицы — на ту, где «Пермские моторы», потому что со стороны микрорайона Владимирский мы уже были недавно. Сразу скажу, что на всём протяжении этого участка — от развязки и до улицы Чкалова — совершенно нечего ловить, поэтому можно даже на автобусе проехаться. Я бы так и сделал, если бы не захотел сфоткать, во-первых, не совсем обычное здание завода железобетонных конструкций:

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

...а во-вторых, глубокомысленную открытку всем вам (что такое МОНШ, я не знаю, и нет, я не кадрировал надпись, МОНШ — это всё, что там написано):

Фото: Иван Козлов
Фото: Иван Козлов

И вот ещё про надписи. Уже на подходе к Чкалова, на стене одного из помещений «Пермских моторов», можно различить почти стёршуюся надпись «Планы партии — в реальные дела». Такого в Перми уже не осталось почти. Вот бы отреставрировать — всё лучше, чем голая стена.

Фото: Иван Козлов

Чего в этой экскурсии до сих пор не было? Правильно, ЖЭК-арта. Вот, пожалуйста, сразу целое дерево. Стоит напротив ТЦ «Чкаловский» и сверлит взглядом посетителей, выходящих из кафе.

Фото: Иван Козлов

Так мы постепенно дошли до сквера около проходных «Пермских моторов». Сквер носит имя Михаила Субботина, одного из директоров завода. Центральное место в сквере занимает монумент «МИГ на взлёте» — он появился тут, кажется, года три назад, и я помню, что в то время часть местной общественности его активно критиковала за раскраску. Ну, типа, не следовало перекрашивать в белый цвет истребитель, у которого была настоящая боевая раскраска и боевая история, это оскорбляет ветеранов и всё такое. А по-моему, замечательно придумали с белой раскраской — и хорошо, что объект прижился в городе.

Фото: Иван Козлов

Ещё этот сквер интересен тем, что здесь есть целая аллея бюстов выдающихся граждан, которые были так или иначе причастны к заводской истории. Вот бюст Орджоникидзе:

Фото: Иван Козлов

Это Свердлов:

Фото: Иван Козлов

Это Солдатов:

Фото: Иван Козлов

Вообще, сейчас сквер выглядит довольно эклектично. Как вы заметили, у большинства бюстов разные постаменты из разных материалов, а на месте Свердлова, кажется, и вовсе должен был быть фонтан. Но это, по-моему, только добавляет скверу шарма.

Фото: Иван Козлов

Ещё тут есть генеральный конструктор Соловьёв:

Фото: Иван Козлов

...и генеральный конструктор Швецов:

Фото: Иван Козлов

А также некое подобие фонтана (там, где бюст Свердлова, должен был быть второй такой же, для симметрии). Очень надеюсь, что когда-нибудь его восстановят, потому что тогда в сквере будет совсем замечательно (а не потому, что Перми нужно ещё больше фонтанов).

Фото: Иван Козлов
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+