X

Новости

Сегодня
2 дня назад
08 ноября 2019
07 ноября 2019
Фото: Википедия

Интернет-троллинг: бизнес или уголовное преступление?

«Не кормите троллей!» — это не надпись в зоопарке, а закон интернета.

В лексиконе интернет-пользователей давно утвердился термин «троллинг». Троллями называют участников сетевого общения, которые занимаются тем, что выводят из себя пользователей, заводят в тупик дискуссию, пишут комментарии нужной окраски в зависимости от запросов заказчиков.

Википедия трактует «троллинг» как вид виртуальной коммуникации, нарушающей этику сетевого взаимодействия. Выражается троллинг в различных формах агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения. Используют его как в открытую (персонифицированные участники, заинтересованные в большей узнаваемости или стремящиеся к эпатажу), так и анонимно: когда субъект виртуальной коммуникации идентификации не поддаётся.

Впрочем, не так это всё безобидно и проходит безнаказанно. Осенью 2014 года в Великобритании была предпринята попытка увеличить срок тюремного заключения обвинённых в троллинге с 18 недель до 2-х лет. Это связано с рядом резонансных уголовных дел, в которых фигурировали тролли.

Троллинг как инструмент для решения задач в скрытом маркетинге требует едва ли не самого изощрённого искусства SMM-специалистов. Ведь нанесение вреда имиджу бизнесмена или коммерческой компании не сопоставимо с теми же ударами по политической партии. Если для политической силы любые подобные удары — дело обыденное и привычное, скорее придающее сил и добавляющее популярности, то для бизнеса негативные разоблачения в интернете, как правило, чреваты серьёзными последствиями. Представители бизнеса чаще всего используют услугу троллинга в качестве ответной меры на удар по ним самим, нанесённый конкурентами или недоброжелателями.

Троллинг vs маркетинг

Руководитель digital-агентства Sociality Руслан Шарапов уверен, что нужно чётко разграничивать интернет-троллинг и маркетинговые ходы. Первый вариант Руслан называет школьным баловством, в то время как специалистов, которых нанимают в маркетинговых целях для общения в соцсетях, правильнее называть иначе — агентами влияния. Услуги агентов влияния с каждым годом всё более востребованы — и в стране, и в регионе.

Руслан Шарапов, руководитель digital-агентства Sociality:

— Фармацевтические и автомобильные компании, киношники, производители техники — всем необходимы услуги агентов влияния. В общем, много есть видов компаний, у которых эта статья маркетингового бюджета весьма весомая. Есть, конечно, агентства, которые специализируется именно на партизанском маркетинге. А есть более общие, типа нашего. По понятным причинам в мелкие конторы или к фрилансерам за такими услугами крупные бренды не идут. Это какой бы разразился скандал, если бы данная сфера услуг регулярно всплывала в медиапространстве.

Таким образом, агенты влияния — это люди, которые обычно работают «под прикрытием»: управляют виртуальными дискуссиями в социальных сетях, блогах и на форумах. Кроме того, социальные медиакомпании часто координируют штатные PR-специалисты или бренд-менеджеры, что, в принципе, бывает вполне оправданным. Но в конечном итоге всё зависит от задач, которые ставит перед собой компания в социальных сетях.

Если зайти на любой региональный или федеральный сайт о поиске работы, можно найти немало открытых вакансий на должность SMM-специалиста, или агента влияния. Разумеется, нет ни одного учебного заведения, где бы таких специалистов готовили, поэтому все агенты влияния — самоучки или маркетологи, имеющие более или менее приличный опыт работы.

Кроме того, сейчас более востребованы специалисты с навыками, полученными или в SMM-агентстве, или на фрилансе. Их умения предпочтительнее опыта, наработанного в рекламе. Такие специалисты могут найти работу как в штате компании, так и в агентстве, причём не только специализированном: всё больше рекламных агентств создают свои SMM-отделы.

Мария Борисова, агент влияния:

— Моё филологическое образование всегда помогало мне находить заказы. Люди знают, что я умею работать со словом, а это, на мой взгляд, самое важное в профессии агента влияния. Я работала с крупным ритейлером, торговой сетью, специализирующейся на алкоголе, фитнес-клубом и другими заказчиками. Моя роль в основном и заключалась в том, чтобы оставлять нужные комментарии и общаться с пользователями на тематических форумах. При этом всегда нужно было соблюдать определённую этику.

Например, я никогда не хвалю напрямую то, что подтверждено реальными отзывами или может так или иначе сказаться на здоровье людей. То есть нельзя писать: «В таком-то фитнес-клубе лучшие мастера массажа». Вместо этого я говорю: «Мне рассказали, что в таком-то фитнес-клубе обалденный массаж. Кто-нибудь был там? Я хочу сходить и попробовать!».

Стоит отметить, что, как правило, агентов влияния не ищут по объявлению. Гораздо чаще их нанимают на биржах фрилансеров или находят по рекомендациям знакомых. В зависимости от поставленных задач уровень сообразительности, автономности и креативности может потребоваться разный. И платят по-разному: от нескольких тысяч до 100 000 руб. в месяц. Всё зависит от сложности задачи и, конечно, заказчика.

А вообще, главный урок, который отлично усвоили и тролли, и агенты влияния — не стоит слепо верить написанному. Думаю, этот урок нужно выучить всем без исключения. И увидев в очередной раз на одном из форумов отзывы о чудесных свойствах корейской массажной кровати или лекарства от всех болезней, не надо сразу бежать за покупками. Для начала следует обратиться к врачу. Ведь не всё то золото, что блестит.

Политический троллинг

С ростом проникновения Интернета в жизнь обычных людей возрастает и желание управлять их мнениями. Для таких целей также используются тролли, их нанимают государственные органы.

В Санкт-Петербурге и Москве есть специально оборудованные офисы, там сидят интернет-тролли и хвалят Сергея Собянина, Владимира Путина, ругают Алексея Навального, Америку, защищают Сирию...

Так называемые политические тролли зарабатывают на том, что оставляют комментарии на форумах. Они могут привлечь внимание общественности к какой-либо теме или вытащить на всеобщее обозрение скелета из шкафа персоны, являющейся, к примеру, политическим оппонентом заказчика.

По оценкам специалистов, таким троллям вполне под силу изменить общественное мнение о политической или околополитической ситуации. Например, в период предвыборной кампании тролль может сидеть по форумам и бубнить о том, какой хороший один кандидат и какой плохой другой. Кстати, политический троллинг — один из самых затратных. В горячую пору такие специалисты могут зарабатывать в среднем от $1000 в месяц до $5000 за неделю.

А вот в регионах с политическим троллингом дела обстоят куда более плачевно. На просторах пермского Интернета, к примеру, политических троллей по пальцам пересчитать можно. Чаще всего наши политики и чиновники предпочитают или вовсе отказаться от своего присутствия в соцсетях, или справляются собственными силами и силами своих помощников.

Впрочем, уже этой осенью по интернет-просторам Пермского края поползли слухи, что администрация губернатора наняла целый пул троллей, которые должны работать на укрепление имиджа действующей власти. Самый известный из них, пожалуй, Пермский Пионер.

Социальный троллинг

Если агенты влияния точно знают, что делают, имея чёткую цель присутствия на форуме, то «доморощенным» троллям, как правило, совершенно безразлично, о чём идёт речь. Этим ребятам просто нечего сказать. Их интересует лишь внимание к собственной персоне, поэтому они будут изо всех сил выкидывать разные коленца, чтобы только обратить на себя внимание. Если такому троллю ответить, то содержание он точно проигнорирует: напишет очередную глупость в ответ или нахамит. Но если троллю не отвечать, тогда он будет хамить по нарастающей, ещё интенсивнее, пытаясь спровоцировать на грубость или необдуманное высказывание. Типичный приём троллей — утверждать, что собеседник его испугался.

Тролли часто погружаются в интернет-споры, но лишь для того чтобы уничтожить смысл дискуссии, превратить разговор в скандал. Поэтому лучшее решение при «встрече» с троллями — не обращать на них внимания или, как говорят администраторы форумов, «не кормить троллей». Без интереса к себе тролль быстро теряют интерес к происходящему.

Марина Стрельникова, психолог:

— Я думаю, между троллями и так называемыми агентами влияниями есть принципиальные отличия. Первые — это чаще всего молодые люди (а нередко — просто школьники), которые проводят в Интернете большую часть своего времени. Их задача — привлечь к себе внимание, почувствовать себя центральной персоной, если не в реальности, то хотя бы в медиапространстве. В отличие от них профессиональные тролли, или агенты влияния — это люди, заинтересованные в получении прибыли, а потому чётко знающие, как поведёт себя аудитория, прочитав тот или иной комментарий. По своему роду деятельности они должны быть чуткими психологами и иметь хорошие коммуникативные навыки.

***

  • 13 сентября 2011 года британский суд приговорил 25-летнего Шона Даффи к 18 неделям тюрьмы и к 5-летнему запрету на пользование соцсетями за троллинг семьи девушки, которая покончила с собой накануне Дня Св. Валентина.
  • Годом ранее за похожий проступок теми же 18 месяцами тюрьмы был наказан ещё один британец: 36-летний Джейсон Гуди.
  • 63-летняя Бренда Лейланд была обвинена в троллинге семейной пары Джерри и Кейт МакКанн, потерявших в Португалии свою дочь в 2007 году. Миссис Лейланд (кстати, мать троих детей), как и многие другие, забомбардировала профили четы МакКанн сообщениями о том, что они сами же и виноваты в потере дочери. История закончилась грустно: в октябре 2014 года Бренда Лейланд была найдена мёртвой в отеле, куда она переехала после того, как вокруг её дома начали постоянно дежурить репортёры.
  • В октябре 2014 года министр юстиции Великобритании Грейлинг объявил о планах увеличить в четыре раза срок за интернет-троллинг (до 2-х лет). По британским законам интернет-троллинг — это материалы оскорбительного или откровенно сексуального характера в адрес конкретного человека или группы лиц, а также угрозы, опубликованные в сети.
О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь