X

Новости

Сегодня
Вчера
2 дня назад
03 декабря 2019
11статей

В 2015 году состоялся юбилейный фестиваль KAMWA. За 10 лет накопилась масса интересных историй и фотографий.

История KAMWA: 2008 год

И вот наступил третий год KAMWA. Предыдущий год (2007) придал фестивалю международный статус: указом губернатора Пермского края Фестиваль KAMWA стал приоритетным проектом культурного развития региона и мероприятием престижа.

На культурной сцене Перми появился яркий проект. Он открыл новые возможности современной культуры, основанные на этнике и народной традиции.

У фестиваля появился слоган «Живой поток времени». И это стало общей идеей — идти в ногу со временем, интересоваться и быть интересным. KAMWA утвердилась как новый культурный бренд Перми. Вокруг фестиваля складывалась научная база, основанная на современных исследованиях этнокультуры. У фестиваля появился серьёзный финансовый партнёр в лице регионального банка. «Экопромбанк» был не только спонсором фестиваля KAMWA. Это был бизнес-партнёр, поддерживающий культурные инициативы «Камвы» до 2014 года, пока экономический кризис не поглотил компанию. Но тогда, в 2008 году, «Экопромбанк» был генеральным спонсором и партнёром, что придавало Международному фестивалю KAMWA не пермский масштаб, смелый и амбиционный размах.

Форматы

Условием развития является постоянное движение вперёд, поиск новых форм и смыслов, изучение мировых тенденций и исторических традиций места. KAMWA продолжала исследовать современное пространство этнотворчества и впервые в 2008 году заявила в своей программ ЭТНОТЕАТР. Были представлены сразу несколько национальных театров: Бурятский республиканский государственный театр кукол «Ульгэр» из Улан-Удэ, Чувашский государственный экспериментальный театр драмы «Дождь», Коми-Пермяцкий национальный драматический театр со спектаклем «Сказание о Кудым-Оше». Пермский театр «Новая драма» представил спектакль «Легенды земли Пермской». Пермяки также смогли познакомиться с современными этноперформансами.

Мифологии и фольклору народов коми было уделено на фестивале KAMWA-2008 особое внимание. В Театре юного зрителя состоялась презентация программы «Коми и Коми», которая познакомила зрителей с традиционной и современной культурой малых народностей: коми-зырян, коми-пермяков, коми-язьвинцев. Были представлены музыкальные, театральные и дизайнерские проекты народов коми. Выступили финно-угорские гости, делегация ингерманландцев из Финляндии.

KAMWA всегда находилась в тесной связи с научным сообществом. И в 2008 году был издан и презентован первый Альманах KAMWA — сборник научных, литературных и искусствоведческих статей. Большой раздел в альманахе был отведён направлению этнофутуризм, а также научным, культурным и издательским проектам KAMWA. Это издание стало важным этапом на пути осмысления идеологии фестиваля.

В Центральном выставочном зале развернулась выставка «Искусство света» с арт-проектами художников-этнофутуристов из Республики Коми, Мордовии, Удмуртии, Татарстана. Зрители увидели работы художников, ставших верными друзьями фестиваля: Павла Микушева и Юрия Лисовского (Сыктывкар), Юрия Дырина и Степана Короткова (Саранск), Сергея и Людмилы Орловой (Ижевск), художников группы «ТАМГА».

Целый фестивальный день был посвящён празднику под открытым небом в Хохловке. Он приобрёл особую любовь среди участников и зрителей фестиваля. На живописных просторах архитектурно-этнографического музея Хохловка развернулось масштабное действо — реконструкция старинного календарного обряда «Праздник Нового Хлеба», прошла ярмарка традиционных ремёсел, мастер-классы, игры, забавы, знакомства с традиционными национальными кухнями, ландшафтные спектакли, демонстрация коллекций этномоды, перформансы. Кульминацией праздника стал большой гала-концерт участников фестиваля KAMWA-2008.

2008 год был отмечен серией масштабных программ под открытым небом. В рамках фестиваля состоялось три крупных открытых события. Open-Air в Хохловке, городской гала-концерт участников фестиваля в сквере Уральских добровольцев и незабываемый проект на берегу Камы «Огни на Каме». Гости увидели удивительные ландшафтные спектакли и услышали огненные барабаны от Марио Калдарару. Приняли участие в мистериальных и шаманских перформансах художника Германа Виноградова и странствующего шамана Юри Кычурана. Стали свидетелями fire-show от пермского коллектива MIDNIGHT FLAME.

Этномода

Изысканным событием фестиваля KAMWA-2008 стал проект «Этномода» — как фестиваль в фестивале. Аутентичные коллекции, экологическая мода и дизайн, современные трансформации народного костюма, практичность, природа и красота... Это то, что определило этническую моду в проекте. Вся палитра форм и смыслов этнической моды была представлена в 2008 году на фестивале KAMWA. Художники-модельеры и дизайнеры из Костромы, Иваново, Сыктывкара, Саранска, Нягани, Ижевска, Белгорода съехались на фестиваль «Этномода». А зрители познакомились с невероятными платьями от дизайнера Ангелины Ханыковой, прониклись мифологией удмуртов в коллекции «Краса Удмуртии», оценили соединение этники и авангарда в работах омского дизайнера Полины Коровиной, увидели ирландские мотивы в молодёжной коллекции Марины Вилисовой.

На фестивале «Этномода» был представлен традиционный, аутентичный национальный костюм, современные дизайнерские этноэксперименты и костюм как арт-объект.

Музыка

Фестиваль KAMWA — мультижанровый проект, в котором особое место уделяется музыкальной программе. Музыка фестиваля 2008 года порадовала и тонких ценителей традиционной аутентичной музыки, и любителей жанра world music, и тех, кто черпает вдохновение в этноэлектронике.

Около 20 музыкальных проектов было представлено в разных программах KAMWA-2008. Аутентичные ансамбли из Коми-Пермяцкого округа и Куединского района Пермского края вновь погрузили гостей и участников фестиваля в уникальные мелодии пермских этносов.

Экзотическую музыкальную линию представил на фестивале исполнитель горлового пения Виктор Жалсанов из Бурятии. Удмуртия и Индия, Идна и Индра, Кама и Ганг соединились в совместном проекте финно-угорской вокалистки Лади Мари и группы ЭТО. Интернациональная команда Simba Vibration подарила зрителям свой горячий афро-позитив через музыку Конго, Ямайки, Кубы. Игру на кантеле открыл гостям дуэт Duo Vesper из финского центра изучения ингерманландской культуры INKERIKESKUS. Эксперименты с традиционной фольклорной музыкой провёл коллектив из эстонского Тарту — Vaikuse Koosolek. Русско-украинско-палестинский проект «Дробинска» подарил гостям фестиваля разноцветный вихрь румынского хоровода, сердечность молдавской колыбельной и волшебство болгарского пасхального танца.

Этноэлектронные проекты были представлены в рамках программ «Этномедиа» и Ethnoparty. В них приняли участие — проект Александра Леонова, Ольги Гайдамак и Григория Архипова YARGA sound system (Петрозаводск); группа из Екатеринбурга Sage, представившая ритуальную музыку австралийских аборигенов в оригинальной электронной обработке; старинные русские песни в электронных аранжировках прозвучали в исполнении питерского проекта «Макошь».

Завершился фестиваль большим концертом культового фолк-музыканта Сергея Старостина в сопровождении мультиинструменталиста Марио Калдарару. Впервые на пермской сцене выступила певица Инна Желанная с альбомом «Зима». Между фестивалем KAMWA и звёздами российской этнической сцены завязалась настоящая дружба, которой суждено было быть проверенной временем и предстоящими испытаниями.

***

«И ещё одно интересное новшество этого фестиваля: после „Камвы-2008“ часть её участников отправилась на средневековое городище Анюшкар, где прошёл двухдневный симпозиум „Проблемы сохранения культурно-археологического наследия в исторических ландшафтах Прикамья“. Цель проекта — обратить внимание общественности на проблему сохранения археологического наследия на территории Пермского края. Симпозиум — это совместный проект фестиваля „KAMWA“, Пермского государственного педагогического университета и Института истории и археологии УрО РАН. В мероприятии участвовали учёные-археологи из крупнейших научных центров России, а также писатели, журналисты, художники, представители туристических компаний и чиновники государственных органов охраны памятников. Плыли к Анюшкару на теплоходе — шесть часов по „Камскому морю“.

Анюшкар расположен в Ильинском районе на правом берегу Камского водохранилища. Этот протогородской центр существовал на протяжении пяти столетий (IX-XV вв.). На его территории проживали как местные финно-угорские племена, так и волжские болгары, славяне. Во время симпозиума на территории городища был организован двухдневный палаточный лагерь. Пермские археологи провели экскурсию по памятнику.

Подарком участникам симпозиума стала возможность полетать на вертолёте над городищем, близлежащей деревней, „Камским морем“ и его островами. Четырёхместный вертолёт, предоставленный Пермской электротехнической компанией „Кама“, совершил несколько кругов вокруг городища. Впервые учёным удалось посмотреть на древний город с высоты полёта и провести аэрофотосъёмку» —Артур Артеев, История фестиваля KAMWA

Этнофутуристический фестиваль KAMWA соединяет почвенное искусство с авангардным.

«Более пёстрого фестивального сообщества, честное слово, видеть не приходилось. Аутентично поющие фольклорные бабушки из далёких уральских деревень и рядом неформалы всех мастей, отвергающие любой официоз» —Лариса Барыкина, Российская газета

О проектеРеклама
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-64494 от 31.12.2015 года.
Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Учредитель ЗАО "Проектное финансирование"
18+

Программирование - Веб Медведь